Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее

В декабре 2019 в лабораторию прибыл аккумулятор Volvo AGM V022A 70А*ч, производство 40-я неделя 2015 года, т.е. 4 года назад. Автомобиль долгое время простаивал, АКБ соответственно разрядилась, после чего был произведён обычный подзаряд, затем автомобилем пользовались. Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее Для отворачивания пробок можно использовать круглогубцы с изогнутой рабочей частью. Инструмент оставляет на пробке следы, но это неизбежно. Изготовитель, (скорее всего, это Варта или Бош), специально сделал труднооткрываемые пробки, чтобы AGM не путали с обычными наливными АКБ, и чтобы при обращениях по гарантии было видно, не открывались ли пробки. Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее Стекломаты выглядят суховатыми. Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее

У новой Топлы они выглядят так. (видео с эндоскопа).

Пока делать что-либо с АКБ рано: её температура 10.5 градусов Цельсия. В помещении 21 градус. Подзаряд можно произвести и при такой температуре, но для восстановления нужна температура выше +15 градусов. Ждём, пока аккумулятор прогреется. АКБ отогрелась, снимем показания тестера. Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее Прибор Konnwei KW600 считает АКБ неисправной и подлежащей замене. Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее Под нагрузочной вилкой 200 А напряжение на клеммах проседает до 10.45 В. Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее

Доливаем дистиллированную воду (не водопроводную, дождевую или питьевую, не электролит). В каждую банку этой 70 А*ч АКБ ушло 55-60 миллилитров.

Доливать следует до обильного влажного блеска стекломатов, или до зеркала по уровню матов. На фото в углублении виден блеск поверхности жидкости. Ставим пробки на место и начинаем заряд.

Можно закрутить пробки не полностью, так как в процессе восстановления может потребоваться ещё добавить дистиллированной воды.

Некоторые AGM и GEL АКБ комплектуются ёмкостями не дистиллированной воды, а со слабым раствором электролита. Это делается потому, что производитель не предусматривает, что с батареей будут производиться сложные десульфатирующие мероприятия. Если в процессе эксплуатации, когда характеристики АКБ ухудшились, просто долить слабый раствор электролита, будет скомпенсирована потеря воды и кислоты, химически связанной в сульфатах. Часть активных масс останется сульфатированной, а количество и концентрация электролита, соответственно и эксплуатационные напряжения, придут в норму, и АКБ сможет продолжить работу без тревожных сигналов со стороны автоматики контроллеров. После долива и небольшого времени на пропитку стекломатов, АКБ можно сразу вернуть на место работы. Так можно продлить срок службы дорогой аккумуляторной батареи, и очень хорошо, что производители это предусматривают. Но ещё лучше произвести полный выравнивающий, восстановительный, десульфатирующий стационарный заряд. Так мы восстановим характеристики АКБ, (ёмкость, токоотдачу), в большей мере, и на большее время продлим её жизнь.

Сульфатация не только исключает активные массы и кислоту из полезной обратимой токообразующей реакции Гладстона-Трайба, но и ведёт к разбуханию активных масс, могущему приводить к разрыву сепараторов и коротким замыканиям.

Потому правильный подход к эксплуатации свинцовых аккумуляторов — именно десульфатировать, с доливом только дистиллированной воды.

Электролит следует доливать в крайних случаях, если присутствует элемент срочности и невозможно произвести десульфатирующие мероприятия.

Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее

Заряжать будем программируемым ЗУ Кулон-912. Подробная методика описана в предыдущей статье. Настройки основного заряда следующие: максимальное напряжение 14.7 В, начало снижения тока при 14.6 В.

Ток установим очень низкий, 1% паспортной ёмкости. Для 70 А*ч это 700 мА. Это делается потому, что изношенным АКБ свойственен разбаланс.

Малый ток позволяет его устранить, и зарядить активные массы наиболее полно.

Ток окончания заряда 50 мА, максимальное время 48 часов, (установить большее время основного заряда ЗУ не позволяет). Включаем заряд, ждём самого минимального тока, который будет достигнут, и выдержим его ещё 12 часов. С момента начала заряда прошло почти 28 часов. Напряжение до сих пор не достигло максимума, ток не снижается. Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее Основной заряд подходит к завершению по времени. Ток 0.34 А. Отдано 29.23 А*ч. Запустим основной заряд снова с такими же настройками, только на этот раз установим ток 0.35 — 0.4 А. Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее Прошло почти 20 часов заряда, отдано почти 6 А*ч. Ток 230 мА. Прошло ещё 3 часа. Дальнейшего снижения тока пока не видно. Будем мониторить ещё 4 часа. Выдержали ещё 4 часа. Падение тока не происходит. Желательно снижение тока до 0.1% ёмкости, для 70 А*ч это 70 мА. Отключаем заряд, сделаем часовую паузу и посмотрим на показания тестера. Прекрасные показатели, но их можно ещё улучшить. Приступим к дозаряду с повышенным напряжением в два этапа. Заряжать будем током 1% номинальной ёмкости без ограничения напряжения, для чего установим максимально возможное напряжение Кулона-912 — 16.5 вольт, и ток 700 мА. Ток окончания заряда устанавливаем минимально возможный, время 48 часов. Прошло 45 минут, напряжение дошло до 16.3 В. Прошёл ещё час, напряжение не меняется, даже чуть снизилось до 16.29 В. С этого момента начнём отсчёт двух часов. Прошло ещё два часа, напряжение слегка колеблется в тех же пределах. Отключаем заряд, утром проверим аккумулятор тестером. После выравнивающего дозаряда с повышенным напряжением характеристики батареи ещё улучшились. Теперь после часа заряда при напряжении 14.66 В ток 190 — 210 мА. Стекломаты не потеряли влажного блеска, даже наоборот, выглядят очень мокрыми. При десульфатации из активных масс выделилась серная кислота. Сделаем контрольный разряд до 11.8 В током 3 А. Аккуулятор отдал 43.58 А*ч. Это отличный результат. После разряда стекломаты не блестят. Вся вода впиталась. Ставим на основной заряд с теми же параметрами, что и в первый раз.

Спустя двое суток заряда током 0.7 А напряжение на клеммах 13.13 В. Ещё за несколько часов напряжение дошло до 14.6.

Прошло трое суток заряда, устанавливаем ток 0.4 А. Спустя два часа, ток колеблется от 0.15 до 0.2 А. Подходит к концу этап основного заряда. Влажный блеск стекломатов, пропавший после разряда до 11.8 В, вернулся.

Если бы после заряда наблюдалась сухость матов, потребовалось бы добавить дистиллированной воды в банки.

Плотность электролита по показаниям рефрактометра 1.28. Прошло ещё чуть более двух часов, показания тока немного снизились. Мониторим дальше. Спустя ещё чуть более 4 часов, показания напряжения и тока остаются неизменными. Подождём ещё 4 часа, и выключаем заряд. Время истекло, ток не меняется в течение 8 часов. Отключаем заряд. И сразу переходим к дозаряду тем же током, но без ограничения напряжения. Выдержим максимальное напряжение 2-3 часа, либо если будет достигнут предел Кулона-912, — 16.5 вольт, — дождёмся, когда ток перестанет снижаться в течение 2-3 часов. Прошло около часа, напряжение 16.4 В. Это уже выше 16.3, бывших при первом дозаряде. Показания не меняются на протяжении 3 часов, выключаем. Дозаряд завершён. Через 8 часов посмотрим на показания тестера. Под нагрузкой 200 А на клеммах 10.9 В. Отличный результат! До начала работ было 10.45. Восстановление завершено.

Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.

Ремонт автомобиля в аккумуляторном отделении

Аккумуляторное отделение обычно состоит из четырех зон:

  1. кислотной (по приготовлению электролита);
  2. зарядной;
  3. ремонтной (по ремонту и проверке батарей);
  4. аппаратной (для размещения аппаратуры для заряда батарей).

В зависимости от размеров автотранспортного предприятия (АТП) указанные зоны размещают: в четырех отдельных помещениях; в двух помещениях, объединяя первую зону со второй и третью с четвертой; в одном помещении, организуя работы первой и третьей зон в шкафах с индивидуальной вытяжной вентиляцией.

Основное оборудование отделения: верстаки для ремонта аккумуляторных батарей (АКБ) с вытяжкой и ванной для слива электролита; тиски для выемки из бака блоков пластин; фаянсовая или эмалированная ванна для промывки деталей аккумулятора; приспособление для сборки пластин аккумулятора в полублоки; приспособление для обжатия блоков пластин аккумулятора; стеллажи для хранения и зарядки АКБ; верстаки для сборки АКБ; стенд для испытания и разрядки АКБ; верстак с вытяжкой и оборудованием для плавки свинца и мастики; кислотоупорная ванна для разведения электролита; выпрямители для зарядки батарей; плотномеры, ареометры, нагрузочные вилки; комплект приборов и инструмента для ТО и ремонта АКБ; электротигли для плавки свинца и мастики; приспособления для приготовления и разлива электролита.

Аккумуляторные работы заключаются в подзарядке, зарядке и ремонте АКБ.

Поступившие в ремонт батареи очищают от загрязнений и предварительно проверяют наружным осмотром (наличие трещин, сколов, окисленных контактов и т.д.). Затем определяют состояние электролита: плотность, уровень над пластинами и напряжение под нагрузкой. По результатам проверки делают заключение о необходимом виде ремонта.

1. Разборка и восстановление АКБ

Подготовка батареи к разборке заключается в ее наружной очистке, внешнем осмотре, разряде и сливе электролита. Прежде чем слить электролит, батареи разряжают силой тока, равной 1/10 ее емкости, до напряжения 1,70…1,75 В на один аккумулятор. Если нет возможности разрядить пластины батареи, то после разборки полублоки отрицательных пластин тщательно прополаскивают и опускают в воду.

Читайте также:  Ремонт и обслуживание систем зажигания автомобиля

Разборка АКБ или отдельных неисправных аккумуляторов производится в такой последовательности:

  1. межэлементные соединения отсоединяются от выводных штырей при помощи трубчатых сверл, которыми высверливается кольцевая канавка (рис. 2);
  2. после предварительного нагрева под нагревательным колпаком нагретой лопаткой удаляется мастика;
  3. при помощи съемников снимаются крышки батарей;
  4. при помощи съемников удаляются блоки пластин из баков;
  5. блоки разъединяются на полублоки и промываются в проточной воде;
  6. промываются пластмассовые сепараторы при отсутствии в них повреждений;
  7. промываются банки АКБ и проверяется их целостность прибором проверки на герметичность (рис. 3).

Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее

Рис. 2. Разборка батарей: а — удаление межэлементных соединений; б — удаление выводных штырей

Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее

Рис. 3. Проверка состояния моноблоков батарей на герметичность прибором высокого напряжения: 1 — моноблок; 2 — наконечник; 3 — разрядник; 4 — индукционная катушка; 5 — прерыватель; 6 — конденсатор; 7 — выключатель; 8 — источник питания прибора

После дефектации деталей АКБ негодные пластины заменяются новыми. Баретки, межэлементные соединения и выводные штыри изготовляют из свинца отливкой в формы (рис. 4).

Восстановлению подлежат моноблоки, пластины и сепараторы.

Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее

Рис. 4. Шаблон для наплавки выводного штыря аккумулятора

Моноблоки могут иметь трещины, обломы и сколы. Обломы и сколы пластмассы на моноблоках глубиной не более 3 мм и общей площадью не более 5 см2 устраняются разделкой с последующим заполнением их пластмассой. При дефектах больших размеров, а также при трещинах в перегородках моноблоки и крышки бракуют.

Моноблоки с трещинами в отдельных случаях могут быть восстановлены. Трещины разделывают с обеих сторон под углом 120° на глубину 3…4 мм, концы засверливают сверлом диаметром 2…3 мм. Для заделки трещин используют эпоксидную смолу ЭД-5 с 10 % (по массе) отвердителя (полиэтиленполиамина) и добавлением эбонитового порошка, который может быть изготовлен из старых аккумуляторных моноблоков.

Пластины (положительные — темно-коричневого цвета и более толстые, отрицательные — серого цвета) имеют следующие дефекты: сульфатация; разрушение и коррозия решеток; уплотнение активной массы; коробление и обломы ушек.

Сульфатация это образование крупных труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца (Pb2SO4) на поверхности и в порах активной массы положительных и отрицательных пластин. При этом положительные пластины становятся светло-коричневого цвета, а отрицательные пластины белеют.

В этих местах активная масса становится жесткой и хрупкой. Основные причины появления сульфатации: длительное хранение без подзаряда, пониженный уровень электролита, частые разряды током большой силы, повышение плотности электролита, его температуры, саморазряд и короткое замыкание пластин.

Признаки сульфатации пластин:

  • в процессе заряда — быстрое повышение напряжения и температуры электролита, бурное газовыделение при незначительном повышении плотности электролита;
  • при разряде — резкое падение напряжения при нагрузке.

Сильно сульфатированные пластины бракуются. Незначительную сульфатацию пластин можно устранить трех- или четырехкратной зарядкой батареи зарядным током малой силы. Для этого батарею разряжают до напряжения 1,7 В на элементе (измеряют без нагрузки), затем вместо электролита заливают дистиллированную воду и заряжают силой тока, равной 0,03…0,05 емкости батареи.

При достижении напряжения 2,3…2,4 В на элементе и плотности электролита 1,10…1,15 г/см3 электролит сливают и снова заливают дистиллированную воду. Зарядку и смену электролита повторяют до тех пор, пока плотность электролита не перестанет увеличиваться.

При значительной сульфатации и обрыве пластин, коротком замыкании и помутнении электролита, а также если после зарядки напряжение под нагрузкой хотя бы одного элемента ниже 1,6 В, батарею разбирают.

Для этого высверливают кольцевые отверстия вокруг выводных штырей пустотелым сверлом, снимают межэлементные перемычки, удаляют мастику электропаяльником с долотообразным наконечником, снимают крышки и вынимают блоки пластин.

После промывки в дистиллированной воде блоки разделяют на положительные и отрицательные полублоки. Затем негодные пластины (покрытые сульфатом более чем на 50 % или в которых отсутствует активная масса более чем в четырех ячейках решетки) отрезают от мостика полублока и вместо них припаивают восстановленные или равноценные по качеству.

Припаивают пластины угольным электродом, используя в качестве источника тока батарею емкостью 135…190 А  ч или трансформатор напряжением 6 В и силой тока 100…120 А. Пайку пластин можно произвести горелкой с бензо-воздушным или водородным пламенем. В качестве присадочного материала используют свинец; флюсом служит парафин или стеарин.

Пластины с разбухшей активной массой и имеющие коробление до 3 мм опрессовывают на прессе усилием 30…40 кН, предварительно установив с обеих сторон брезентовые и металлические прокладки.

Для того чтобы восстановить положительные пластины с поврежденной решеткой, из них выбивают активную массу, размалывают и просеивают ее.

Подготовленную массу смешивают с электролитом плотностью 1,28 г/см3 заполняют ею ячейки решетки, опрессовывают на прессе усилием 40…50 кН.

Опрессованные пластины сушат при температуре 105…110 °С до полного высыхания. Основные дефекты сепараторов: сульфатация и коробление.

Сульфатация устраняется кипячением в воде, коробление — обжатием под прессом.

2. Сборка батарей и подготовка их к работе

Технологический процесс сборки батарей включает следующие операции:

  1. сборку пластин в полублоки (рис. 5): раздельно собираются отрицательные и положительные пластины, для этого пластины устанавливаются в приспособление; на ушки пластин надеваются баретки и заливаются свинцом. В отрицательных полублоках число пластин на одну больше, чем в положительных;
  2. сборку блоков из полублоков: полублоки собирают таким образом, чтобы каждая положительная пластина была расположена между двумя отрицательными.

От середины блока между пластинами вставляются сепараторы таким образом, чтобы ребра были обращены к положительным пластинам.

Блоки пластин обжимаются в приспособлении (рис. 6) и устанавливаются в банки.

Каждый аккумулятор закрывается крышкой. Между крышкой и стенкой банки укладывается асбестовый шнур, который предотвращает попадание расплавленной мастики внутрь банки при ее заливке. Электрическая цепь проверяется вольтметром на отсутствие короткого замыкания между пластинами.

Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее

Рис. 5. Сборка пластин аккумулятора в полублоки с помощью приспособления: 1 — приспособление для сборки полублоков; 2 — гребенка приспособления для установки ушек пластин; 3 — свинцовая присадочная проволока; 4 — электропаяльник; 5 — зажимы, соединяющие паяльник с аккумуляторной батареей; 6 — полублок; 7 — пластины положительного или отрицательного полублока

Автоматизация при ремонте аккумуляторной батарее

Рис. 6. Приспособление для обжатия блоков пластин аккумулятора: 1 — основание; 2 — неподвижный упор; 3 — блок пластин аккумулятора; 4 — подвижный упор; 5 — стяжной винт

Пространство между крышками и банкой аккумуляторов заливается мастикой, представляющей собой смесь 75 % нефтяного битума № 5 и 25 % авиационного или машинного масла. Температура нагрева битума 170…180 °С.

На штыри, соединяющие аккумуляторы, надеваются и привариваются межэлементные соединения. Выводные зажимы батареи наплавляются расплавленным свинцом при помощи шаблона.

Подготовка батарей к работе заключается в приготовлении электролита, заливке его в батарею и ее зарядке.

3. Техника безопасности при работе с АКБ

При обращении с серной кислотой, приготовлении электролита и его заливке в батареи необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

  • для предохранения от ожогов кожи, глаз и отравлений надевать кислотостойкий костюм, защитные очки, резиновые перчатки и сапоги, фартук из кислотостойкого материала;
  • хранить кислоту в стеклянных бутылях с притертыми пробками или в полиэтиленовых бутылях (канистрах) с плотно закрывающимися крышками. Бутыли с кислотой должны иметь мягкую оплетку или находиться в плетеных корзинах;
  • для переливания кислоты из бутылей пользоваться кислотостойким насосом или опрокидывателем;
  • приготовлять электролит только в кислотостойкой посуде (эбонитовой, керамической); пользование стеклянной посудой при этом категорически запрещается;
  • при приготовлении электролита обязательно вливать кис-лоту в воду тонкой струей при непрерывном помешивании раствора эбонитовой палочкой.

При зарядке батарей происходит химическая реакция с выделением свободного водорода, который, смешиваясь с кислородом воздуха в любых пропорциях, образует гремучий газ, взрывающийся не только от огня, искры, но и от удара.

Поэтому помещение для зарядки АКБ должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 6–8-кратный обмен воздуха за 1 ч. На дверях помещения для зарядки батарей должны быть таблички с надписью «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «Курение запрещено».

Подсоединять и отсоединять АКБ во время их зарядки запрещается во избежание искрения и возникновения взрыва.

Работающие на участке ремонта аккумуляторов постоянно имеют контакт с веществами (пары свинца, серной кислоты), которые при определенных условиях или неправильном с ними обращении могут привести к травме или отравлению организма. Свинец, попадая через пищевод в кровь, оседает в печени, а серная кислота разъедает зубы и нарушает физиологические функции пищевода.

ТО и зарядку АКБ и работы, связанные с их ремонтом, необходимо проводить в специально оборудованных для этих целей помещениях.

Аккумуляторные батареи следует демонтировать с автомобиля и устанавливать на автомобиль с помощью специальных грузозахватных устройств, исключающих их падение.

Для перемещения АКБ по территории и в помещениях организации следует пользоваться специальной тележкой, платформа которой исключает возможность падения батарей. При переносе вручную малогабаритных АКБ необходимо использовать приспособления (захваты) и соблюдать меры предосторожности во избежание обливания электролитом.

Бутыли с кислотой, электролитом разрешается переносить на специальных носилках или других приспособлениях, исключающих падение бутылей, а также перевозить, прочно закрепив их на тележках. Пробки на бутылях должны быть плотно закрыты. Все сосуды с кислотой и электролитом должны иметь соответствующие надписи.

Аккумуляторные батареи, устанавливаемые для зарядки, должны соединяться между собой только проводами с наконечниками, плотно прилегающими к клеммам батарей и исключающими возможность искрения.

Читайте также:  Ремонт или возврат автомобиля

Присоединение АКБ к зарядному устройству и отсоединение их должно проводиться только при выключенном зарядном оборудовании. Контроль за ходом зарядки должен осуществляться при помощи специальных приборов (термометра, нагрузочной вилки, ареометра и т.п.).

Проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием не допускается. Зарядка аккумуляторных батарей должна проводиться только при открытых пробках и включенной вытяжной вентиляции.

  • Для осмотра аккумуляторных батарей необходимо пользоваться переносными светильниками во взрывобезопасном исполнении напряжением не более 42 В.
  • Не допускается: входить в зарядную с открытым огнем (зажженной спичкой, сигаретой); пользоваться в зарядной электрическими нагревательными приборами; хранить в аккумуляторном помещении бутыли с серной кислотой выше суточной потребности, а также порожние бутыли и сосуды (их необходимо хранить в специальном помещении); хранить и заряжать кислотные и щелочные аккумуляторные батареи в одном помещении; пребывание людей в помещении для зарядки аккумуляторных батарей, кроме обслуживающего персонала; принимать или хранить пищу (продукты), питьевую воду (напитки).
  • Плавка свинца и заполнение им форм при отливке деталей аккумуляторов, а также плавка мастики и ремонт аккумуляторных батарей должны производиться только на рабочих местах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.

В аккумуляторном отделении должны находиться умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце, закрытые сосуды с 5…10%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (для кожи рук и тела) и 2…3%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (для глаз).

При попадании кислоты или электролита на открытые части тела необходимо немедленно промыть этот участок тела сначала нейтрализующим раствором, а затем водой с мылом.

При попадании кислоты, щелочи или электролита в глаза необходимо промыть их нейтрализующим раствором, затем водой и немедленно обратиться к врачу.

Электролит, пролитый на стеллаж, верстак и т.п., нужно вытереть ветошью, смоченной в 10%-ном нейтрализующем растворе, а пролитый на пол — сначала посыпать опилками, собрать их, затем это место смочить нейтрализующим раствором и протереть насухо.

После окончания работ в аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки и принять душ.

Ремонт аккумуляторных батарей | Аккумуляторные батареи

Подробности Категория: Оборудование 7. Ремонт аккумуляторных батарей

В процессе эксплуатации в результате износа аккумуляторных батарей неизбежно возникает потребности в их ремонте. Наблюдения показывают, что около 60% аккумуляторных батарей выходят из строя вследствие разрушения положительных электродов.

Следует иметь в виду, что у большинства вышедших из строя батарей отрицательные электроды, моноблоки и другие детали могут быть использованы для дальнейшей эксплуатации.

В зависимости от характера неисправностей и объема работ по их устранению ремонт автомобильных аккумуляторных батарей подразделяют на следующие четыре вида: текущий, средний, капитальный и восстановительный.

Текущий ремонт заключается в замене заливочной мастики, припайке перемычек, напайке выводов, замене крышек аккумуляторов

Средний ремонт заключается в замене моноблока и сепараторов Капитальный ремонт аккумуляторных батарей определяется необходимостью замены полублоков одной из полярностей электродов Замену моноблока, крышек и сепараторов осуществляют по необходимости. Восстановительный ремонт заключается в замене полублоков обеих полярностей электродов. Замена моноблока, крышек, сепараторов производится также по необходимости. Название вида ремонта является в определенной степени условным понятием, так как некоторые работы, выполняемые при несложных ремонтах батарей, могут выполняться иногда и при ремонтах с большим объемом работ. Капитальный ремонт требует наличия специального инструмента для разборки батарей, приспособлений для пайки электродов и литья отдельных деталей. Поэтому капитальный ремонт батарей следует производить только в специальной мастерской, оснащенной необходимым оборудованием, инструментом и запасными деталями. При капитальном ремонте наряду с годными деталями ремонтируемых батарей   используются поставляемые аккумуляторными заводами унифицированные детали, изготовление  которых в ремонтных мастерских невозможно и нецелесообразно (например, моноблоки, крышки, сепараторы, электроды и т. д.). Производство текущего ремонта батарей всегда будет иметь место при эксплуатации. Такой ремонт вполне выполним имеющимися средствами в аккумуляторных мастерских СТО, ДТП, гаражных кооперативов и непосредственно индивидуальными владельцами автотранспорта

Восстановительный ремонт аккумуляторных батарей может осуществляться двумя способами. При первом способе аккумуляторную батарею восстанавливают, заменяя вышедшие из строя электроды новыми, т. е. используют запасные части. Второй способ основан на использовании отремонтированных и восстановленных деталей аккумуляторной батареи.

7.2. Мастерская по ремонту аккумуляторных батарей

Назначение и состав мастерской. Мастерская предназначена для проведения всех видов ремонта аккумуляторных батарей; приведения батареи в рабочее состояние после ремонта; приготовления электролита и дистиллированной воды; сбора и сдачи Вторцветмету аккумуляторного лома, содержащего свинец и его оксиды.

В состав мастерской должны входить следующие вспомогательные отделения: приемное – для приемки батарей, поступающих в ремонт или на зарядку; моечное – для очистки от грязи и мойки батарей, поступающих в ремонт; зарядное – для заряда батарей и проверки их службой ОТК; разборочно-дефектовочное – для разборки батарей, поступающих в ремонт и дефектовки деталей; кислотное – для приготовления дистиллированной воды и электролита; ремонтно-сборочное – для всех видов ремонта и сборки аккумуляторных  батарей;  литейное – для отливки  перемычек, борнов, паяльных прутков;   отделение хранения и выдачи готовой продукции. Кроме перечисленных отделений, мастерская должна иметь склады ремонтного фонда, склад запасных частей и материалов, склад готовой продукции, помещения для работы административного и технического персонала, службы снабжения, механической мастерской. В помещении готовой продукции должна быть предусмотрена возможность проверки по просьбе заказчика некоторых параметров (например, плотности электролита, ЭДС) аккумуляторных батарей после ремонта. Для производственных рабочих должны быть предусмотрены комнаты приема пищи и отдыха, гардеробная для спецодежды, душевая и гардеробная для чистой одежды. Все отделения мастерской рекомендуется располагать в соответствии с технологическим процессом ремонта и заряда аккумуляторных батарей.

Технологический процесс ремонта батарей. Аккумуляторные батареи, требующие ремонта, поступают в приемное отделение, где проверяют их техническое состояние и устанавливают вид ремонта.

Если батарея не требует разборки (облом выводных клемм, трещина в крышке аккумулятора, необходимость перезаливки мастикой), ее направляют в ремонтно-сборочное отделение, где устраняют эти неисправности, а затем в зарядное отделение для заряда или в отделение готовой продукции.

Аккумуляторные батареи, требующие капитального ремонта или восстановительного, разбирают и дефетуют в разборочно-дефектовочном отделении. Перед разборкой из аккумуляторной батареи сливают электролит, для чего батарею устанавливают  в ванну в опрокинутом положении на 3–5 мин. После слива электролита разборку батарей начинают с удаления перемычек и выводных клемм. Годные перемычки (МЭС) после мойки направляют в ремонтно-сборочное отделение для повторного использования, а негодные – в литейное отделение на переплавку. После этого батареи помещают под отражательный колпак-печь для размягчения мастики. Мастику удаляют и после   промывки и нейтрализации повторно используют, направляя ее на переплавку. После удаления мастики специальным съемником снимают крышки аккумуляторов и при помощи экстрактора поочередно извлекают блоки электродов. Вынутые блоки электродов ставят наклонно на моноблок на  2–3 мин, чтобы дать стечь с них остаткам электролита. Извлеченные из ячеек блоки электродов разбирают вручную на полублоки положительных и отрицательных электродов. Предохранительные винипластовые щитки и синтетические сепараторы, не имеющие  трещин, сквозных отверстий и сколов углов, промывают в дистиллированной воде, сушат и направляют в ремонтно-сборочное отделение для повторного использования. Аккумуляторные крышки и пробки очищают от остатков мастики, промывают в горячей воде и высушивают. Крышки, не имеющие сквозных трещин, срыва резьбы заливочного отверстия, сколов углов и кромок а также повреждений свинцовых втулок, считают годными к дальнейшему использованию. Моноблоки аккумуляторов также очищают от остатков мастики, тщательно удаляют осадок активной массы электродов. После промывки и сушки    моноблоки, имеющие явно выраженных повреждений, проверяют герметичность стенок и перегородок. Годные моноблоки направляют в ремонтно-сборочное отделение непосредственно на сборку, а моноблоки, имеющие устраняемые дефекты, – в ремонт. Полублоки положительных и отрицательных электродов дефектуют в соответствии с техническими требованиями при приемке аккумуляторных батарей в восстановительный и капитальный ремонт. При отсутствии браковочных дефектов полублоки электродов промывают дистиллированной водой, затем их разбирают, выпиливая годные электроды из мостика баретки и сохраняя длину ушков электродов, направляют в ремонтно-сборочное отделение. Электроды, имеющие укороченные ушки, наплавляют в шаблоне. Отрицательные и положительные электроды, поступающие из разборочно-дефектовочного отделения, если они имеют разбухшую или непрочно держащуюся активную массу, спрессовывают. В ремонтно-сборочном отделении собирают и комплектуют все детали и материалы, необходимые для ремонта аккумуляторных батарей. Отремонтированные положительные и отрицательные электроды, а также новые электроды после зачистки ушков металлической щеткой собирают в полублоки и сваривают водородным пламенем или раскаленным угольным электродом в кондукторе. Из полублоков собирают блоки электродов таким образом, чтобы каждый положительный электрод находился между двумя отрицательными. Сепараторы вставляют рифленой стороной к положительному электроду. Собранные таким образом блоки вставляют в ячейки моноблока в соответствии с установленным для данного типа батареи чередованием полярности, сверху на кромки сепараторов помещают винипластовые предохранительные щитки. Затем осуществляются операции по сборке аккумуляторных батарей. Отремонтированные аккумуляторные батареи поступают на склад хранения и выдачи готовой продукции или в зарядное отделение. Рядом с ремонтно-сборочным отделением располагают литейное отделение, где отливают МЭС, борны и паяльные прутки из сплава, поступающего из разборочно-дефектовочного отделения в виде отходов или со склада материалов в чушках.

Читайте также:  Ремонт эксплуатация автомобиля passat

Требования к помещению аккумуляторной мастерской. Помещения аккумуляторной мастерской в целом должны удовлетворять следующим требованиям. Внутренние перегородки, отделяющие зарядное и кислотное помещения от остальных отделений, должны был сплошными от пола до потолка.

Такое же требование предъявляется к помещению для литейного отделения. Стены на высоту 1,5–1,8 м и полы производственных помещений выкладываются кислотоупорными плитками, что значительно облегчает мойку и уборку эти помещений и улучшает санитарно-гигиенические условия труда.

Допустимо внутренние стены мастерской штукатурить цементной штукатуркой с последующей грунтовкой и окраской кислотоупорной краской светлых тонов. Полы мастерской могут быть кирпичным или бетонными, но для защиты от разрушающего действия серия кислоты их необходимо покрыть слоем асфальта толщиной не менее 30 мм.

Отопление аккумуляторной мастерской должно бить центральным, а температура помещения в зимний период года – не ниже 15°С. Ремонтная мастерская должна иметь естественное освещение. Отношение площади оконных проемов к площади пола мастерской должно составлять не менее 0,2.

Во всех помещениям должно быть общее электрическое освещение, а на рабочих местах кроме того, местное. Общая освещенность мастерской должна составлять не менее 45 лк. Зарядное отделение оборудуется герметичной осветительной арматурой и проводкой.

Мастерская по ремонту аккумуляторных батарей является постоянным потребителем чистой воды, которая применяется для аккумуляторных батарей и их деталей, получения дистиллированной воды и других технологических потребителей. В связи с этим мастерская должна иметь водопровод. Так как отводимая из мастерской вода в своем составе, как правило, содержит серную кислоту мастерская должна иметь изолированную канализационную сеть из керамических труб с выходом в специальный наружный отстойник, где сточные воды нейтрализуют щелочными растворами. В помещениях мастерской должны быть устроены трапы-сборники,  позволяющие мыть полы и стены водой из шланга.

Особо серьезные требования предъявляются к устройству вентиляции мастерской. Это объясняется тем, что в воздухе могут содержаться опасные для здоровья человека аэрозоли серной кислоты, свинец и его соединения.

Для аэрозолей серной кислоты концентрация не должна превышать 1 мг/м3, а для свинца и его неорганических соединений – 0,01 мг/м3.

В зависимости от особенностей технологического процесса, его оборудования и наличия вредных  испарений или пыли в том или ином ремонтном отделении вентиляция устанавливается общеобменная, местная или смешанная.

Автоматический отключатель массы: кому он нужен в 2021 году

Эксперты «За рулем» выяснили, есть ли смысл тратить на «сторожа» АКБ 4000 рублей.

Экспертизу отключателей массы мы не проводили аж с прошлого тысячелетия. Любопытно, что уже тогда — на заре массовой компьютеризации автомобилей — мы отметили их существенный недостаток: бортовая электроника не любит обнуления ­оперативной памяти.

Материалы по теме

Сегодня опасность потерять настройки и адаптации стала только актуальнее, особенно для дорогих машин, где сплошь электроника. Но размыкатели массы не ушли в историю. Например, мы нашли изделие SD‑004, известное также как «Стоп Разряд». Это электронное реле, отслеживающее состояние аккумуляторной батареи и отключающее ее в тот момент, когда дальнейший разряд сделает невозможным пуск мотора.

Название прибора — SD‑004, у нас он продается как «Стоп Разряд». Цена — примерно 4000 ₽.

Название прибора — SD‑004, у нас он продается как «Стоп Разряд». Цена — примерно 4000 ₽.

Принцип действия

Материалы по теме

Устройство подключают в разрыв между отрицательной клеммой штатной аккумуляторной батареи и минусовым кабелем. Питание — напрямую от плюсовой клеммы АКБ.

В корпусе установлено силовое твердотельное реле, коммутирующее все токи потребления, включая стартерный.

Предусмотрены датчики вибрации (с его помощью в том числе настраиваются параметры), тока и напряжения, а также микропроцессор и световая сигнализация.

Если напряжение в бортсети припаркованного автомобиля снизилось ниже определенного уровня, то силовое реле автоматически отключает бортовую сеть машины от АКБ.

 Однако если датчик вибрации решит, что машину пытаются угнать или ограбить, питание будет тут же восстановлено.

Если была включена аварийная световая сигнализация (скажем, после ДТП), то «Стоп Разряд» питание не снимет даже при сильной просадке напряжения.

Простенькое устройство крепится к минусовому выводу АКБ клеммовым зажимом, стягиваемым болтом с гайкой под ключ «на 10».

Простенькое устройство крепится к минусовому выводу АКБ клеммовым зажимом, стягиваемым болтом с гайкой под ключ «на 10».

ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ПРОВОДОКПри пожаре провóдки очень важно быстро отключить батарею. А в суете это не всегда возможно — нужно сообразить, где гаечный ключ, да и есть ли он вообще… А вот красный провод, идущий от коробочки до плюсовой клеммы батареи, в этом случае может помочь: при его обрыве устройство тут же отключит массу. Если задымились провода — достаточно рукой оборвать кабелек к «Стоп Разряду» — и машина обесточится.

Когда такое может потребоваться?

Причины, по которым подобный прибор может пригодиться, можно поделить на две группы — человеческий фактор и технические проблемы.

Материалы по теме

Владелец может оставить включенными фары, которые разряжают батарею. Не все автомобили имеют достаточный «интеллект», чтобы выключать забытые владельцем потребители, которые за ночь высадят аккумулятор. К разряду АКБ может привести и пристрастие к тюнингу, сопряженное с недостаточной технической грамотностью.

Зачастую неподготовленные владельцы сами ставят магнитолы, усилители, сигнализации и различные подсветки так, что они продолжают сосать энергию при выключенном моторе. Проблема усугубляется при длительной стоянке — например, на парковке в аэропорту: улетел в отпуск на неделю — вернешься к мертвой машине.

Тут надо бы лечить причину, но и коробочка «Стоп Разряд» по-своему поможет.

Технические проблемы — это большие утечки тока в штатных цепях автомобиля. Явление ненормальное, а потому его нужно быстро устранять. Но не всегда у владельца на это есть время и деньги. Рассматриваемое устройство позволит протянуть какое-то время до ремонта.

Простейший механический размыкатель массы — предшественник описываемого устройства — выглядит примерно так. В эпоху дефицита хороших АКБ это был необходимый аксессуар.

Простейший механический размыкатель массы — предшественник описываемого устройства — выглядит примерно так. В эпоху дефицита хороших АКБ это был необходимый аксессуар.

Можно или нельзя?

Тем автолюбителям, которые готовы попробовать «Стоп Разряд», напомним, что не всякая машина безропотно отреагирует на подобный тюнинг, ведь при установке нужно отсоединять клемму АКБ. Толерантных к этому автомобилей пока большинство, и наши тесты это не раз доказывали. Мы даже пускали двигатель без АКБ, а также ездили без аккумулятора.

Материалы по теме

Из нескольких проверенных нами машин тогда лишь Renault Arkana осталась недовольной пропаданием питания, но не утратила возможности ездить.

Лишь самые продвинутые автомобили премиум-сегмента могут после отключения-подключения АКБ «отказаться от поездки».

Некоторые машины реагируют на отключение батареи гуляющим на 100–150 об/мин холостым ходом при первом пуске после отключения батареи. Это не страшно.

Существуют и механические преграды для установки устройства. Например, если батарея накрывается штатной крышкой, от которой нельзя отказаться, или если очень близко к клеммам батареи располагается капот. Последний недостаток можно преодолеть, обзаведясь более низкой батареей.

Например, у «европеек» клеммы утоплены относительно корпуса, а у «азиаток» они сильно выступают. Соответственно, поставив «европейку», вы найдете место для размещения этого прибора.

Еще могут быть проблемы с подержанными автомобилями из Японии, где клеммы батарей имеют меньший диаметр.

ТРИ НАСТРОЙКИУстройство позволяет настраивать уровень напряжения, при котором масса будет отключена, в диапазоне от 11,7 до 12,6 В. На максимальном уровне получается практически обычный выключатель массы, который срабатывает вскоре после остановки двигателя, а при нижней границе остаток энергии позволит лишь открыть двери с брелока. Но до момента отключения пройдет больше дней.Время, в течение которого устройство пропускает ток после падения напряжения ниже порогового, также можно отрегулировать. Минимальное — 10 минут, максимальное — 50. Для настройки требуется… вибрация, передаваемая на корпус устройства. При легком постукивании оно поочередно зажигает световые индикаторы до тех пор, пока вы не выберете желаемый порог срабатывания. Чувствительность к вибрации также можно менять.

За и против

Замеры электрических параметров показали, что приборчик потребляет небольшой ток: 3 мА при включенной массе и 1,5 мА при отключенной. Но как «Стоп Разряд» пропустит стартерный ток морозной зимой, да на большом дизеле, порой достигающий 800–900 А? Никаких ограничений в инструкции нет.

Материалы по теме

Эксперименты на нескольких редакционных машинах показали, что при работе стартера падение напряжения не превышало 40–50 мВ. Вроде бы хороший результат, хотя рассеиваемая мощность при этом все равно получается значительной.

Конечно, стартерный режим — кратковременный, но даже десяток ватт для неразборной пластмассовой коробочки — серьезная нагрузка. Впрочем, ничего не сгорело и не оплавилось.

Рекламные обещания вроде бы подтвердились: от разряда спасает, противоугонкам не мешает. С другой стороны, устанавливать на современную машину аляповатое изделие, напоминающее переключатель елочной гирлянды, как-то неловко. Будем признательны всем, кто испытал подобное устройство на своих автомобилях и готов поделиться мнением.

Всем остальным рекомендуем более простое решение: следите за состоянием аккумуляторной батареи (особенно в холодный период года) и не увлекайтесь неоправданным тюнингом.

Ссылка на основную публикацию