Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Правильный уход за автомобилем сохранит не только его ценность, но и поможет сохранить его в безопасности и надежности.

Регулярное техническое обслуживание автомобилей включает в себя широкий спектр манипуляций, которые не всегда легко осуществить своими силами.

Однако, понимая, что необходимо сделать для обслуживания вашего автомобиля, вы сможете лучше подготовиться перед заездом в сервисный центр.

Итак, далее мы рассмотрим самые важные и нужные моменты в обслуживании вашего автомобиля.

1. Изучение руководства по эксплуатации

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Перед началом каких-либо работ с вашим автомобилем изучите руководство по эксплуатации, которое, обычно идет с каждым автомобилем. Если вы не нашли такого на русском языке, тогда постарайтесь найти его в интернете.

В то время как многие аспекты регулярного технического обслуживания универсальны, есть некоторые, которые могут быть специфичными для конкретной марки, модели или года автомобиля.

2. Проверка жидкостей на вашем автомобиле

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Проверьте бочки для жидкостей в моторном отсеке и добавьте жидкость до уровня, если это необходимо. Ваш моторный отсек имеет пластиковые бочки для тормозной жидкости, охлаждающей жидкости двигателя, жидкости для омывателя лобового стекла и жидкости для гидроусилителя рулевого управления. Каждый раз, проверяя уровень жидкости в каждом из бочков, в сможете заметить уровень, который показывает, достаточно той или иной жидкости в вашем бочке. Обычно обозначается  «Low» (низкий уровень) и «Full» (полный.)

Каждый раз, когда вы видите уровень жидкости ниже линии «Full», добавьте еще, пока она не вернется к данной отметке.

  • Некоторые транспортные средства имеют особые требования к используемому типу охлаждающей жидкости или тормозной жидкости. Обратитесь к руководству вашего автомобиля, чтобы узнать, какой тип подходит именно для вашего авто.

3. Замена масла

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Как только вы достигнете отметки в 7000 км (желательно), вам нужно будет заменить масло в двигателе и масляный фильтр. Для этого вам понадобиться гараж, потому что просто на улице это будет сделать сложно. Далее вам нужно открутить сливной болт (единственный болт, идущий в масляный поддон) и слить масло в контейнер (ведро), который нужно подготовить заранее. Затем найдите масляный фильтр и открутите его.

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Затем возьмите новый фильтр, нанесите вокруг резьбы немного масла и закрутите его. Верните сливной болт в масляный поддон, как только закончится слив.

  • Залейте в двигатель правильное количество и тип масла.
  • Различные транспортные средства имеют различные емкости масла и требования. Обратитесь к руководству по эксплуатации, чтобы узнать, какой тип и количество масла нужно для вашего автомобиля.

4. Замена воздушного фильтра

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Рекомендуется менять воздушный фильтр каждые 15 000 км, хотя это действительно зависит от того, сколько вы едете, где живете и, где вы содержите свой автомобиль. Если вы живете рядом с автострадой или в оживленном городе, например, ваш воздушный фильтр будет загрязняться намного быстрее.

5. Используйте правильное топливо для вашего двигателя

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Октановое число топлива — это измерение стабильности топлива под давлением. Для двигателей с высоким сжатием (с турбонаддувом) требуется более высокое октановое число топлива, чем для большинства других транспортных средств. Использование низкооктанового топлива может привести к повреждению двигателя и создать реальные проблемы в будущем.

  • На большинстве автомобилей указывают, какое топливо нужно использовать. Обычно эту информацию можно проверить на крышке топливного бака.

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

6. Замена топливного фильтра

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Топливный фильтр блокирует прохождение грязи и осадка из вашего топливного бака до самого двигателя.

  • Устанавливайте новый топливный фильтр каждые 40 000 км.

7. Система охлаждения

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Промывайте систему охлаждения хотя бы один раз в год. Поднимите автомобиль домкратом и поместите контейнер под сливную пробку радиатора. Открутите сливную пробку и позвольте всему охлаждающему средству вылиться наружу. Затем снова закрутите сливную пробку. Откройте крышку радиатора в верхней части и заполните его водой, затем открутите крышку и снова слейте воду. Затем заправьте радиатор правильной охлаждающей жидкостью для вашего автомобиля.

8. Очистите свой радиатор

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Распылите средство для радиатора на радиатор и позвольте ему впитаться в соты в течение нескольких минут. Не трогайте и не скребите сам радиатор. После того, как средство осядет по сотам, тщательно промойте радиатор водой из шланга.

9. Уход за тормозной системой

Старайтесь менять тормозные колодки каждые 20 тыс. км. Также следите за износом тормозных шлангов и дисков. Отказ тормозов может быть чрезвычайно опасным. Если вы думаете, что ваши тормоза работают как-то неправильно, немедленно проверьте их на ближайшем автосервисе.

10. Замените изношенные или поврежденные ремни

Проверьте свои ремни на наличие трещин или износа. Затем проверьте натяжение ремня, чтобы убедиться, что он не растянулся. Если вы заметили признаки повреждения или ремень не имеет достаточного натяжения, замените его.

  • При установке нового ремня обязательно следуйте схеме, приведенной на наклейке в моторном отсеке (или в руководстве по ремонту вашего авто).

11. Замените треснувшие или поврежденные патрубки

Откройте капот и проверьте резиновые патрубки в моторном отсеке на признаки повреждения. Если вы обнаружили поврежденный патрубок, поместите под ним контейнер, чтобы не вытекла жидкость на асфальт, ослабьте хомуты с помощью плоскогубцев или отвертки. Снимите патрубок и отнесите его в свой местный магазин автозапчастей и купите замену правильной длины и внутреннего диаметра.

12. Чистите контакты аккумулятора один раз в год

Клеммы вашего аккумулятора иногда покрываются коррозией или грязью, что делает труднее для электрического тока, протекать через всю систему автомобиля.

  • Добавьте 1 столовую ложку (13,8 г) пищевой соды на 1 стакан (240 мл) воды, затем окуните в смесь стальную зубную щетку.
  • Используйте щетку и смесь для того чтобы очистить все коррозию и грязь с аккумулятора и соединений
  • Протрите аккумулятор влажной тряпкой, затем подключите (+) клемму.
  • (-) подсоедините последним.

13. Проверьте и замените все лампочки, которые перегорели

Попросите друга встать перед вашим автомобилем, пока вы включаете фары ближнего и дальнего света. Затем проверьте левый и правый поворотники. Затем проделайте все тоже самое сзади автомобиля.

14. Проверьте и замените предохранители

Если в салоне вашего автомобиля погаснет свет или перестает работать прикуриватель, велика вероятность, что это перегоревший предохранитель. Найдите 2 коробки предохранителей в вашем автомобиле.

Одина из них обычно находится рядом с вашим левым коленом, когда вы сидите на месте водителя, а другая часто находится внутри моторного отсека.

Используйте схему на крышках коробки предохранителей, чтобы найти правильный предохранитель.

  • Если вы не можете найти свои предохранители или у них нет схемы, обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы найти предохранитель, который вышел из строя.

15. Меняйте свечи зажигания каждые 30 000 км

Откройте капот и найдите провода свечей зажигания, идущие в верхнюю часть двигателя. Ухватитесь как можно ниже у основания провода и потяните его вверх, чтобы отключить его от свечи зажигания. Вставьте специальный ключ в гнездо, чтобы открутить свечу зажигания и вытащить ее из двигателя.

Затем вставьте новую свече и закрутите ее. Тоже самое повторите и с остальными цилиндрами.

16. Используйте систему диагностики OBD II, чтобы проверить авто на ошибки

Любые коды ошибок, которые вы найдете, помогут вам определить, какому агрегату может потребоваться ремонт.

17. Проверьте давление в шинах

Не реже, чем раз в неделю заезжайте на заправочную станцию, либо шиномонтаж, чтобы проверить давление в шинах.

  • Низкое давление в шинах может увеличить расход топлива и привести к преждевременному износу шин.
  • Рекомендуемое давление шин для вашего автомобиля вы можете найти на крышке бензобака, либо на наклейке при открытии водительской двери, в проеме.
  • Убедитесь, что протектор на ваших шинах изнашивается равномерно.
  • Передние и задние шины изнашиваются по-разному, потому что передние шины берут на себя большую часть торможения и поворотов.

18. Замена дворников лобового стекла

Замените дворники лобового стекла, как только они начинают оставлять разводы. Стеклоочистители являются важной частью механизма безопасности для вашего автомобиля. Когда они начинают делать полосы на вашем лобовом стекле, это означает, что их нужно заменить.

Если вы будете следовать всем пунктам приведенным выше, ваш автомобиль будет всегда в полном порядке.

Как превратиться в автомеханика: несколько советов для тех, кто хочет самостоятельно чинить авто

Многие часто спрашивают, как же научиться ремонтировать машины. Не беспокойтесь, друзья, у меня есть ответ на ваш сокровенный вопрос.

Дело в том, что если вы решитесь стать заядлым автомастером, то перед вами часто будет вставать сложный выбор, например «хм, стоит ли сейчас идти в душ и переодеваться в чистую одежду? Хотя, я всё равно запачкаюсь маслом».

Или, например, вылезаете вы из мастерской, весь рваный и грязный и идете в магазин за запчастями. Встречаете по пути ваших знакомых, которые потом перезванивают вашей жене и спрашивают, зачем она выгнала вас на улицу и обрекла на бомжевание.

Но это всё мелочи.

Если вы готовы начать такой образ жизни, то усаживайтесь поудобнее и готовьтесь внимать.

1. Купите себе развалюху

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Хотите экспресс-курс по ремонту автомобилей? Купите себе ржавое ведро. Лучший способ научиться ремонтировать автомобили состоит в изучении их строения. Особенно, если вы молоды и у вас нет лишних денег на ремонт своего автомобиля. Идеальный вариант.

Многие отличные мастера до двадцатилетнего возраста и знать не знали, как менять масло или свечи. Но затем они покупали автомобиль, который был старше их самих, и начинали его перебирать, таким образом, обучаясь искусству.

Спрашивайте советов у знакомых, у отца, у деда. Учитесь основам. Смените масло, свечи, воздушные фильтры, полистайте техническую документацию и все пойдет как по маслу. Ржавое ведро поможет вам влюбиться в автомобили и понять, как за ними ухаживать.

Читайте также:  Автодорога вологда медвежьегорск ремонты

2. Купите комплект инструментов

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Руками гайки не отвертишь, особенно, если они лет десять уже как заржавели. Сходите в магазин и потратьтесь на хороший набор инструментов.

Советую начать с отвертки и богатого комплекта сменных бит. Если у вас совсем нет денег, то можно зайти в FixPrice и посмотреть что-нибудь там, но не рассчитывайте на долгую службу таких инструментов. Рекомендую сразу же вложить 3-4 тысячи и купить хороший, брендовый комплект.

  • 3. Смотрите ролики на YouTube
  • Даже если у вас нет развалюхи, вы всегда можете получить определенный набор знаний из обучающих роликов.

Сложно посчитать, сколько роликов я пересмотрел в поисках ответов на свои вопросы по ремонту автомобиля. На самом деле, ассортимент их просто огромен.

Однако, советую быть разборчивым и смотреть на отзывы и количество просмотров, поскольку YouTube открыт для всех. Поэтому, если вы видите, что парень на видео обрезает трос сцепления или ломает тормоза, то включите мозг на секундочку и осознайте происходящее.

4. Купите руководство по ремонту

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Очень полезная штука. Пошаговая инструкция по ремонту вашего автомобиля поможет вам разобраться с любой проблемой. Стоят они не дорого, а если вы готовы читать с экрана, то можете и вовсе бесплатно скачать такой в интернете. Такие книжечки сохранят вам массу времени и усилий.

5. Зарегистрируйтесь на форуме

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Больше всего полезной информации можно найти на форумах. Десятки знающих ребят делятся своим опытом, фотографиями и пошаговыми инструкциями. Кроме того, они расскажут вам, как сделать ту или иную работу, потеряв при этом как можно меньше пальцев. Полезная штука!

6. Помогайте друзьям

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

У друга навернулась машина? Скорее помогите ему. Вы получите бесценный опыт и зарекомендуете себя. Кроме того, если у вас когда-то что-то сломается, ваш друг придет к вам на помощь с большей охотой.

7. Поговорите с продавцами

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

На рынках запчастей зачастую работают закоренелые автомастера, которые могут дать вам любой совет. Не стоит недооценивать их таланты.

Если у вас навернулся топливный насос, идите на рынок и поболтайте с продавцом. Он расскажет вам как его заменить, какие детали вам нужны и, возможно, предоставит вам небольшую скидку.

Но не стоит кидаться на каждого продавца. Предварительно убедитесь, что он хорошо разбирается в своем деле, а потом уже заводите разговор. Как правило, хорошего автомастера видно с первого взгляда (см. пункт 1).

8. Запишитесь на курсы механиков

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Совершенно необязательно ходить в училище и получать образование, ведь сегодня открывается все больше и больше частных курсов. Сходите на пару уроков, и вы узнаете много нового и полезного об автомобильном мире.

9. Читайте книги

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Купите или скачайте несколько книжек по механике и электронике. После их прочтения, вам станет значительно понятнее, как работает ваш автомобиль. Как только вы разберетесь с этим, ремонт перестанет быть для вас проблемой.

10. Читайте авто-блоги

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Например, CARakoom.com. Ежедневно мы выкладываем массу интересного материала, посвященного миру автомобилей. Кроме того, наши постоянные рубрики о строении различных частей автомобиля, например подвески, или двигателя, помогут вам легко разобраться в основах строения машин.

Мы стараемся использовать максимально понятные аналогии, с помощью которых объясняем сложные автомобильные понятия. У нас есть еще сообщество механиков, в котором можно подчерпнуть много знаний и задать вопросы знающим людям.

Присоединяйся к нам, и ты тоже станешь без ума от автомобилей!

Подпишись на наш Telegram-канал

Как оплачивать водителям при ремонте машин

Привлечение водителей к ремонту транспортных средств является широко распространённой практикой. Обычно водители способны делать несложные ремонтно-восстановительные работы, а также могут участвовать в более сложных ремонтах.

Во втором варианте, как правило, водители делают подготовительные и заключительные работы (готовят автомобиль к ремонту, помогают в демонтаже узлов и агрегатов и т.д.), а для более специфических задач приглашаются «узкие» специалисты.

Обязанности водителя по ремонту машины своими силами должны быть указаны в трудовом договоре. В противном случае привлечение сотрудника к ремонтным работам будет считаться временным переводом на другую должность (профессию) и потребует дополнительного документального оформления.

Необходимое документальное оформление

В случае, если обязанности по ремонту автомобиля указаны в трудовом договоре, который водитель подписал при устройстве на работу, и должностной инструкции, тогда дополнительного оформления не потребуется. Работа автослесаря, которую он будет выполнять, будет считаться его внутренним совместительством. Вариант дополнительных пунктов в инструкцию приведен ниже:

– выполняет работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов автотранспортных средств в соответствии с ТУ завода-изготовителя и другими руководящими материалами по организации работ.

– выполняет работы по установке, регулированию и замене запасных частей, агрегатов и оборудования.

– устраняет выявленные в ходе диагностики дефекты и неисправности по согласованию с мастером участка (смены).

Чаще всего у работодателя появляется вопрос, касающийся установления водителю на период ремонтных работ более низкой оплаты. Мотивируется это обычно тем, что необходимо стимулировать водителя к сокращению сроков ремонта техники. Иногда можно встретить совет, что на этот период можно установить водителям более низкие тарифные ставки или меньший оклад. Однако это незаконно.

Дело в том, что статья 150 Трудового кодекса РФ четко указывает на то, что при выполнении сотрудником работ разной квалификации его труд оплачивается по ставке, предусмотренной для оплаты наиболее квалифицированной работы. То есть устанавливать особые условия оплаты для водителя на период ремонта – незаконно. Это подтверждается судебной практикой.

Однако если работодатель настроен на то, чтобы стимулировать водителя к более быстрому ремонту транспортного средства, он имеет полное право предусматривать на этот период снижение или отмену переменной части заработной платы (премии), привязанной к выполнению конкретных показателей по грузо- или пассажиро-перевозкам.

Чтобы зафиксировать сроки ремонта автомобиля, необходимо сделать документальное оформление его ремонта. Точного списка таких документов нет, но более адекватным ситуации является использование первичных документов бухгалтерского учёта.

Например, при передаче автомобиля в ремонт в другое подразделение или на другой участок можно использовать форму накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств, а также форму акта приёма-сдачи отремонтированных основных средств.

В небольшой организации, вполне достаточным основанием для оплаты будет наличие распоряжения (приказа) о выводе ТС из эксплуатации для ремонта и о вводе в эксплуатацию после ремонта.

Два способа оплаты в период ремонта

Вопрос начисления заработной платы водителям на период ремонта периодически рассматривается специалистами по оплате труда. При этом чаще всего используется два варианта оплаты:

  1. Оплата по среднему заработку
  2. Оплата по действующей системе оплаты труда

Прежде всего, при выборе способа оплаты необходимо учитывать тот факт, что во время ремонта транспортного средства или спецтехники (ТС) оно выводится из эксплуатации и не выполняет своего основного предназначения. Соответственно, все усилия персонала, в том числе и водителей ТС, должны быть направлены на сокращение сроков простоя.

  Лучшее комбо устройство зеркало для автомобиля

Полезная информация:

Для объективного измерения сроков простоя по отношению к времени технической готовности ТС на автотранспортных предприятиях используется коэффициент технической готовности автомобиля, который рассчитывается по формуле:

Этот показатель хорошо подходит для включение его в систему мотивации водителей. Если КТГ автомобиля становится ниже установленного порога его значения, размер премии может быть уменьшен.

Оплата по среднему заработку

При выборе данного варианта оплаты за то время, которое водитель будет участвовать в ремонте, ему начисляется оплата по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по основному месту работы.

Для правильного оформления оплаты водителя необходимо перевести на работу автослесарем на период ремонта автомобиля. Требуется его согласие, это – обязательное условие.

Напомню, что такой вариант применяется в случае, если у сотрудника не предусмотрены в трудовом договоре обязанности по ремонту автомобиля. Здесь инициатива на стороне работодателя, он должен убедить работника в необходимости участвовать в ремонте. Работник может не согласиться, и будет прав с точки зрения законодательства.

В таком случае, работодатель должен либо предоставить ему другое транспортное средство для выполнения трудовой функции, либо направить его в простой в соответствии с требованиями статьи 157 ТК РФ (вариант приводит к необоснованным затратам фонда оплаты труда).

Оплата по действующей системе оплаты труда

При выводе автомобиля в ремонт соответствующими распоряжениями или документами у водителя, по его трудовому договору, появляется обязанность участвовать в ремонте ТС.

При расчёте и начислении заработной платы ответственному сотруднику необходимо будет проверить наличие времени простоя автомобиля в ремонте по документам. Затем проверить выполнение показателей премирования, если такие установлены в системе оплаты труда и произвести начисление заработной платы.

Согласия сотрудника в таком случае не требуется, он должен участвовать в ремонте. Инициатива здесь на стороне работника, администрация должна создать необходимые условия для скорейшего ремонта.

Все доплаты и надбавки водителю на период ремонта продолжают действовать, если они не привязаны к нахождению его на линии. Например, продолжается выплачиваться надбавка за классность.

1. Сайт Rabota.ru. Должностная инструкция автослесаря

2. Трудовой кодекс РФ. Статья 72.2 “Временный перевод на другую работу”, статья 150 “Оплата труда при выполнении работ различной квалификации”

3. Хасанов Р.Х. Основы технической эксплуатации автомобилей: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 193 с.

Читайте также:  Ремонт тормозной системы автомобиля лада веста

Ответ подготовлен экспертами «Альвенты» в июне 2018 г.

В нашей организации водитель работает на окладе. На 5 дней машину отдали в ремонт сторонней организации. Как мы должны оплатить водителю?

По мнению специалистов, поскольку в период ремонта автомобиля водитель фактически не выполняет свои трудовые функции, в отношении него работодатель может объявить простой.

В период простоя работодатель может привлечь работника к выполнению каких-либо других работ (например, хозяйственных), но только с письменного согласия последнего (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). При этом оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ч. 4 ст. 72.2 ТК РФ).

Если в период простоя не состоялся перевод водителя на другую работу (например, в случае отсутствия у работодателя другой работы или если работник отказался выполнять во время перевода работу более низкой квалификации), то время простоя по причинам, независящим от работодателя и работника, подлежит оплате в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). При этом иные выплаты (такие как премии или надбавки за выслугу лет) при расчете суммы оплаты за время простоя не учитываются.

  Замена двигателя для буран

Ответ предоставлен на основе документов из системы КонсультантПлюс:

  • Типовая ситуация: Как оплачивать время простоя (Издательство «Главная книга», 2018);
  • консультация в форме «вопрос-ответ»: …На служебном автомобиле работают посменно два водителя. Один из водителей попал в ДТП и признан виновным. Автомобилю требуется длительный ремонт. Согласно положению о зарплате водители получали ежемесячно премию за выслугу лет — 5 000 руб. Как оплатить время простоя водителя, не виновного в ДТП? (Консультация эксперта, 2015);
  • консультация в форме «вопрос-ответ»: …В организации 40-часовая рабочая неделя. Оклад водителя — 25 000 руб. В воскресенье 19.10.2014, используя с разрешения работодателя автомобиль в личных целях, работник не по своей вине попал в аварию. С 20 по 26 октября 2014 года автомобиль находился на ремонте и водитель не мог исполнять свои должностные обязанности. Как рассчитать зарплату водителя за время нахождения машины на ремонте? Обязан ли он в период ремонта находиться в организации весь рабочий день? (Консультация эксперта, 2015);
  • консультация в форме «вопрос-ответ»: …Вправе ли работодатель на время ремонта автомобиля (2-3 дня) привлечь водителя к выполнению хозяйственных работ? (Консультация эксперта, 2014).

Оплата водителям на ремонте

В практике работы автотранспортных предприятий постоянно происходят такие ситуации, когда необходимо обслуживать или ремонтировать автомобиль, или другое транспортное средство. В связи с этим возникают вопросы, связанные с оплатой водителям на ремонте. Возможно несколько вариантов управленческого решения в такой ситуации.

Солдат спит, а служба идёт? Не всегда

Обычно предполагается, что время простоя машины в ремонте должно быть минимальным, так как в это время она не приносит пользы, не выполняет свою основную функцию.

Соответственно, и водитель также не «загружен» работой.

Есть также такое мнение, что некоторые водители сознательно готовы затягивать время ремонта свой машины, так как ему легче «прохлаждаться» в цехе и неторопливо выполнять ремонт, чем быть «на линии».

Водители особенно «неторопливы» в ремонте, когда заработная плата за ними сохраняется в том же размере, что и при работе на маршруте.

Поэтому в организациях стараются выстроить систему оплаты водителям на ремонте таким образом, чтобы их заработок за это время был несколько меньше, чем в случае выполнения своих прямых обязанностей. Считается, что это мотивирует их к сокращению срока ремонта.

Однако правильно ли это? Не всегда. Вот что пишет один из водителей на форуме по вопросам оплаты труда (сохранена стилистика и орфография автора):

Работаю водителем автобуса много лет. При устройстве на работу в заявлении указано: “Прошу принять водителем 1 класса”, таковым и тружусь. Обратите внимание, что водителем, а не слесарем! В должностной инструкции так же отсутствует требование о ремонте своими силами.

Вот и объясните мне пожалуйста почему нам оплачивают ТО по среднему, а ремонты 75% тарифа, ссылаясь на “Положение об оплате..

”? Вы сидящие в кабинетах и считающие наши зарплаты сами моете у себя полы, ремонтируете компы свои? А так же сломавшиеся столы, стулья и прочее? Сами себе программы пишите и устанавливаете? А если у вас (как и у нас) водитель и слесарем является (например встал на трассе и ремонтирует), то не совмещение ли это профессий с вытекающей из этого оплатой?

С ним можно согласиться. Поэтому важно выстроить справедливую систему оплаты водителям, техника которых выведена в ремонт. Тогда и ремонты пойдут быстрее, и персонал будет мотивирован к хорошей работе.

  Схема двигателя к9к 836

Вчера водитель – сегодня автослесарь

На период ремонта возможно установить водителю оплату по тарифным ставкам автослесаря согласно выполняемой работы.

Как водитель выполняет ремонт автомобиля

Например, если ремонт автотранспорта выполняется водителем самостоятельно, то эти работы можно тарифицировать по ЕТКС (выпуск 02) для слесаря по ремонту автомобилей (1-7 разряды). В документе указаны характеристики работ и приведены их примеры.

Для того, чтобы такая оплата была легитимной, нужно описать все условия оплаты водителям на ремонте в Положении об оплате труда. Тогда не будет необходимости делать какие-либо переводы водителей в автослесари и обратно, чтобы проводить начисление зарплаты.

Например, внести в Положение такую формулировку:

«Водителям транспортных средств, находящихся на ремонте, оплату за время ремонта производить по тарифным ставкам слесаря по ремонту автомобилей, соответствующих характеру выполняемого ремонта в соответствии с ЕТКС выпуск 02, утв. постановлением Минтруда РФ от 15 ноября 1999 г. N 45».

Оплата по среднему заработку

Если водитель не участвует в ремонте или выполняет незначительные поручения, помогает ремонтникам, то оплату можно установить по среднему заработку. Этот момент обязательно указать в Положении по оплате труда.

В таком варианте оплаты на ремонте водитель может быть не заинтересован в скорейшем его окончании, поэтому не рекомендую его применять.

Однако зачастую ремонт транспортного средства выполняется силами самого водителя. Тогда применение такого вида оплаты правомерно и справедливо. Стоит больше внимания уделить организации ремонта, чтобы его сроки не затягивались из-за недостатка финансирования или отсутствия запчастей и оборудования.

В крайнем варианте машина отправляется в ремонт на СТО или выполняется силами специализированного подразделения. Это характерно для дорогой спецтехники. Водитель не занят в ремонте, и несправедливо оплату делать в полном размере.

В таком случае рекомендуется сделать временный перевод водителя на другое транспортное средство или другую работу (с его согласия). Как вариант, можно отправить его в отпуск (очередной или без содержания). Но это будет зависеть и от согласия самого водителя.

Доплаты и надбавки в период ремонта

Не нужно забывать также вопрос действия доплат и надбавок на период ремонта. Закономерно, что если ремонт техники будет производится в специальном помещении и на рабочих местах с нормальными условиями труда, то доплата за работу во вредных условиях водителю не начисляется.

Также необходимо урегулировать вопрос с выплатой премии, если такая определена положением об оплате труда или премировании.

Зачастую водителям на ремонте премию не выплачивают, так как показатели премирования не выполняются. Однако иногда имеет смысл сделать дополнительное разовое премирование, например, за быстрый и качественный ремонт. Это стимулирует водителя к дальнейшему правильному производственному поведению.

Более подробно о вопросах оплаты водителей читайте в специальном обзоре на нашем сайте.

Ремонт автомобиля своими силами

Наталья Щербакова, юрист

В небольших организациях, где используются несколько автомобилей и нецелесообразно вводить в штатное расписание единицу слесаря по ремонту автомобилей, ремонт автомобиля, закрепленного за водителем, нередко осуществляется силами самого водителя. В данной статье мы рассмотрим, в каких случаях можно привлекать водителя к работам по ремонту закрепленного за ним автомобиля и как это правильно оформить.

По условиям выполняемой работы водители должны владеть слесарным делом в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих в процессе работы транспортных средств, и принимать участие в ремонте. В квалификационных характеристиках водителей приведены виды ремонтных работ.

  • Так, в тарифно-квалификационную характеристику профессии «Водитель автомобиля» в раздел «Характеристика работ» включены следующие работы:
  • – устранение возникших во время работы на маршруте движения мелких технических неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов;
  • – выполнение регулировочных работ в дорожных условиях.

Отметим, что для бюджетных организаций законодательством предусмотрена специальная норма: в организациях с небольшим количеством автомобилей, где нет необходимости содержать специальный штат ремонтных и обслуживающих рабочих, водители полностью осуществляют работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в свое рабочее время.

Это, как правило, делается, если не представляется возможным выполнить эти работы на станции обслуживания или транспортном предприятии. Оплата труда водителей за время выполнения ремонтных работ производится как водителям автомобилей, в т.ч. с выплатой надбавки за классность и доплатой за особый характер работы (подп. 1.9 п.

1 Условий оплаты труда).

  1. Объем слесарных работ, выполняемых водителем
  2. Характер ремонтных работ, выполняемых водителем, зависит от его квалификации.
  3. Так, водитель 3-го класса обязан устранить возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности механических транспортных средств, не требующие разборки механизмов.
  4.  Водители 1-го и 2-го классов должны устранить возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности (подвижного состава), требующие разборки механизмов, а также выполнить регулировочные работы в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
  5. Объем знаний слесарного дела для водителя указан в квалификационной характеристике:
  6. – водитель 3-го класса должен владеть слесарным делом в объеме знаний слесаря 2-го разряда;
  7. – водитель 2-го класса – слесаря 3-го разряда;
  8. – водитель 1-го класса – слесаря 4-го разряда.
  9. Следовательно, водители обязаны владеть не всеми видами слесарных работ, а лишь теми из них, которые указаны в их квалификационной характеристике, и в объеме, предусмотренном тарифно-квалификационной характеристикой слесаря соответствующего разряда.
Читайте также:  Истра ремонт генераторов автомобиля

Участие водителей в ремонте транспортного средства допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ (п. 980 Межотраслевых правил).

ЭТО ВАЖНО! В раздел «Характеристика работ» ЕТКС включено описание только основных, наиболее часто встречающихся работ.

Содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте определяются ЛНПА нанимателя и устанавливаются технологическими картами, рабочими инструкциями и другими документами.

Поэтому выполнение определенных видов работ нанимателю следует отразить в рабочей инструкции, с которой необходимо ознакомить водителя при приеме на работу.

Ремонтные работы необходимо производить в объеме, предусмотренном рабочей инструкцией водителя, разработанной на основе ЕТКС. Водитель не только вправе, но и обязан выполнить ремонт закрепленного за ним автомобиля, поскольку такие работы он выполняет в рамках своей основной трудовой функции (т.е. в качестве водителя) без дополнительного оформления и дополнительной оплаты.

  • Справочно: порядок присвоения квалификационного разряда по профессии установлен Общими положениями ЕТКС.
  • Рассмотрим, при каких условиях наниматель может поручить водителю выполнение работ в большем объеме, чем предусмотрено его рабочей инструкцией (например, водителю 3-го класса поручено выполнение ремонтных работ, виды которых предусмотрены тарифно-квалификационной характеристикой слесаря 4-го разряда).
  • Какую работу можно поручить водителю?
  • Если же устранение поломки автомобиля требует выполнения работ, не предусмотренных характеристикой работ водителя автомобиля соответствующего класса и выходящих за рамки его трудовой функции, для привлечения водителя автомобиля к ремонту необходимо:
  • 1) наличие у него соответствующей для выполнения работ квалификации;
  • 2) надлежащее оформление.

Для водителя автомобиля подтверждением права на выполнение слесарных работ является наличие присвоенного ему в установленном порядке квалификационного разряда по профессии «слесарь по ремонту автомобиля».

Квалификация слесаря по ремонту автомобиля должна подтверждаться наличием свидетельства о присвоении разряда по указанной профессии либо соответствующей записью в трудовой книжке о присвоении квалификационного разряда в установленном порядке.

  1. Оформить привлечение водителя автомобиля к ремонту согласно законодательству можно несколькими способами:
  2. 1) установить в качестве трудовой функции работу по двум профессиям, закрепив обязанности слесаря по ремонту автомобилей в рабочей инструкции водителя автомобиля;
  3. 2) установить для водителя автомобиля совмещение обязанностей слесаря по ремонту автомобилей;
  4. 3) при необходимости осуществлять временный перевод водителя автомобиля на работу по профессии слесаря по ремонту автомобилей.

ЭТО ВАЖНО! Если работник выполняет дополнительную работу по профессии слесаря наряду с работой по основной профессии (водитель), то можно установить совмещение, за которое полагается доплата (часть первая и вторая ст. 67 ТК).

Образец приказа об установлении водителю легкового автомобиля совмещения обязанностей слесаря по ремонту автомобиля смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.

Оформляем временный перевод

Законодательством определено, что наниматель не вправе требовать от работника выполнение работы, не предусмотренной в трудовом договоре. Однако работнику может быть поручено выполнение работы по другой профессии в рамках перевода (например, в случае временного отсутствия работы по профессии, установленной трудовым договором).

Условием временного перевода в связи с простоем (например, в случае поломки автомобиля, закрепленного за работником) является наличие у водителя соответствующей квалификации по профес-сии слесаря, т.е. у данного работника должен быть ранее присвоенный в установленном порядке соответствующий разряд по профессии слесаря.

Временный перевод водителя оформляется приказом (распоряжением) с указанием причин перевода. При этом нанимателю не требуется согласия водителя на такой перевод, поскольку он обусловлен простоем.

Основанием для оформления приказа о переводе может являться, например, докладная записка непосредственного руководителя.

При оформлении временного перевода нанимателю и работнику необходимо выполнить ряд иных действий. При отсутствии в штатном расписании профессии слесаря ее необходимо ввести. Следует помнить, что работа, на которую переводится работник, не должна быть противопоказана ему по состоянию здоровья.

Справочно: запись о временном переводе в трудовую книжку работника не вносится.

Кроме того, нанимателю нужно своевременно ознакомить работника с приказом о переводе, а также провести его стажировку по охране труда, оформить протокол проверки знаний и произвести запись в журнале регистрации инструктажей по охране труда о допуске к работе и т.д.

Временный перевод можно не оформлять

Можно обойтись и без временного перевода водителя на работу по профессии слесаря по ремонту автомобилей. Поскольку в трудовом договоре в качестве обязательного условия указывается трудовая функция работника, а согласно действующему законодательству она может осуществляться по одной или нескольким профессиям.

  • Во избежание оформления многочисленных документов можно при приеме на работу оформить трудовой договор на работу сразу по двум профессиям, если у работника есть соответствующая квалификация, которая подтверждается документом об образовании или иным документом об обучении.
  •  При этом возможны 2 варианта такого оформления в зависимости от объема работ, выполняемых работником по одной и другой профессии:
  • – установить наименование профессии по наибольшему удельному весу выполняемых работ (например, «водитель автомобиля 2-го класса»);
  • – указать 2 наименования профессии через запятую («водитель автомобиля 2-го класса, слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда»).
  • В случае если работник получил вторую профессию, уже работая у нанимателя водителем, то это необходимо отразить в трудовой книжке с указанием разряда по полученной профессии.
  • Итак, если сложность выполняемых ремонтных работ соответствует квалификационной характеристике водителя, рабочей инструкции и трудовому договору, то оформлять временный перевод водителя на работу слесарем не нужно.
  • Однако, если ремонт необходимо произвести в объеме большем, чем предусмотрено этими документами, и если водителю в установленном порядке присваивалась соответствующая квалификация по профессии слесаря, наниматель может оформить:
  • – временный перевод;
  • – совмещение профессий;
  • – сочетание трудовых функций по 2 профессиям в трудовом договоре.
  • Последний вариант позволит сэкономить денежные средства и уменьшить количество оформляемых документов.

Образец приказа о временном переводе водителя на работу по профессии слесаря по ремонту автомобиля смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.

Документы:

Условия оплаты труда, общие для работников организаций, установлены в приложении 1 к постановлению Минтруда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 (Условия оплаты труда).

Суд решил, кто будет платить, если сотрудник в рабочее время разбил в ДТП служебную машину

Сотрудник, занимавший в компании должность водителя-экспедитора, попал на служебном автомобиле в ДТП, которое произошло по его вине. В результате ДТП имуществу работодателя (автомобилю) был причинн существенный ущерб.

Работодатель весь ущерб решил взыскать с водителя — виновника ДТП. В обоснование своих требований работодатель ссылался на то, что с водителем был заключен договор о полной материальной ответственности, по которому тот отвечал за любой причиняемый организации-работодателю ущерб в полном объеме.

Платить за поврежденный автомобиль работник отказался.

Тогда работодатель обратился в суд с требованием о взыскании с водителя полной стоимости ремонта поврежденного автомобиля в размере 213 000 рублей.

Материальная ответственность водителя-экспедитора

По общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст.241 ТК РФ).

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных законами (ч. 2 ст. 242 ТК РФ).

В частности, это возможно в случаях умышленного причинения ущерба, причинения ущерба в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество работодателя (ст.244 ТК РФ). Водители-экспедиторы как раз и относятся к такой категории сотрудников.

Таким образом, работодатель вправе заключить с водителем-экспедитором договор о полной материальной ответственности, по которому он обязан возмещать работодателю причиненный ущерб в полном размере за недостачу вверенного ему имущества.

Что решил суд

Рассмотрев доводы и возражения сторон, суд кассационной инстанции отказал работодателю в удовлетворении заявленных им требований.

Суд установил, что с работником, по чьей вине произошло ДТП, в результате которого пострадал автомобиль работодателя, действительно был заключен договор о полной материальной ответственности. Следовательно, водитель-экспедитор обязался нести материальную ответственность за вверенное ему имущество.

Но действие договора о полной материальной ответственности распространяется на вверенные ответчику в качестве водителя-экспедитора для перевозки ценности. То есть, водитель отвечает за сохранность и целостность вверенного перевозимого груза и несет ответственность за причинение по его вине ущерба именно данному грузу.

  • Автомобиль, на котором сотрудник осуществлял свою трудовую функцию, являлся не перевозимой материальной ценностью, а техническим средством, обуславливающим возможность исполнения работником своих трудовых обязанностей.
  • Таким образом, транспортное средство, получившее механические повреждения в результате ДТП, не может быть признано той материальной ценностью, за которую сотрудник несет полную материальную ответственность на основании заключенного договора.
  • В связи с этим суд пришел к выводу, что за поврежденный автомобиль работник не отвечает в полном размере причиненного ущерба.

Что думаете? Справедливо ли, на ваш взгляд, решение суда? Или водитель должен выплатить всю сумму ущерба, если он виноват в ДТП?

Ссылка на основную публикацию