Передача запчастей для ремонта автомобиля

Передача запчастей для ремонта автомобиляОрганизации, у которых нет возможности самостоятельно отремонтировать автомобиль, провести его техническое обслуживание (далее — ТО), обращаются к специалистам, как правило, организациям автосервиса. При этом необходимые для ремонта и ТО запасные части и иные материалы (далее — запчасти) организация-заказчик может приобрести сама и передать их автосервису.

Рассмотрим, какие документы оформляются на проведение работ по ремонту и ТО с использованием запчастей заказчика, как отражаются данные операции в бухгалтерском и налоговом учете у заказчика и организации автосервиса.

Документы на приемку (передачу) автомобиля и его ремонт

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей осуществляются на основании договора, заключенного между организацией-заказчиком и автосервисом. Использование в работе запчастей заказчика обусловливается договором.

Порядок ТО и ремонта автомобилей регулируется техническими нормативными правовыми актами, на основании которых организации автосервиса вправе разработать и утвердить локальный правовой акт (положение, инструкцию) о порядке проведения обслуживания транспортных средств.

Основными документами, которые оформляют организации автосервиса, являются:

  • заявка. Она составляется, как правило, в двух экземплярах, один из которых выдается заказчику, другой остается у организации автосервиса;
  • приемо-сдаточный акт, в котором отражаются комплектность автомобиля, его видимые наружные повреждения и дефекты, количество топлива. Акт составляется в случае, когда ремонт не ограничивается одним днем и заказчик оставляет автомобиль в организации автосервиса на некоторое время. Акт подписывают заказчик (его представитель, например, водитель или механик, отправивший автомобиль на ремонт) и представитель автосервиса (мастер-приемщик, иное уполномоченное лицо);
  • документ, подтверждающий заказ на обслуживание автомобиля (далее — документ, подтверждающий заказ). Он составляется в двух экземплярах после подачи автомобиля заказчиком и принятия к исполнению заявки, подписывается заказчиком (его представителем) и организацией автосервиса. Если запчасти для ТО и ремонта предоставляет заказчик, соответствующая запись вносится в оба экземпляра документа, подтверждающего заказ. Экземпляр заказчика вместе с приемо-сдаточным актом является основанием для получения им автомобиля после ТО и ремонта;
  • документ, подтверждающий факт выполнения ТО и ремонта автомобиля (например, акт выполненных работ или заказ-наряд) (далее — заказ-наряд). Данный документ составляется в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, другой остается у организации автосервиса.

Формы всех вышеперечисленных документов разрабатываются организацией автосервиса самостоятельно (с учетом установленных требований к отражаемым в них сведениям) и утверждаются ее руководителем. Например, заказ-наряд является не только бухгалтерским, но и техническим документом.

В связи с этим помимо обязательных реквизитов, необходимых для первичного учетного документа, он должен содержать идентификационные сведения транспортного средства, перечень выполненных работ и использованных запчастей.

Запчасти, принятые от заказчика и использованные в работе, указываются обособленно без стоимостной оценки.

При разработке формы заказа-наряда можно порекомендовать воспользоваться ранее применявшейся формой ЗН-1. Напомним, что разработанная организацией автосервиса форма заказа-наряда закрепляется в ее учетной политике в качестве формы первичного учетного документа.

В заказе-наряде также предусматриваются графы для отражения информации об отсутствии со стороны заказчика претензий по объему, качеству и стоимости выполненных работ, удостоверенные его подписью.

В свою очередь организация автосервиса должна сделать запись в заказе: «Транспортное средство имеет неисправности, угрожающие безопасности движения», если заказчик не согласился на их устранение или устранить эти неисправности невозможно.

Бухгалтерский учет и налогообложение у заказчика

В бухгалтерском учете заказчика передача автомобиля в ремонт (в том числе длительный) обычно никак не отражается (т.е. с баланса автомобиль не списывается). Однако при желании заказчик вправе вести аналитический учет находящегося в автосервисе автомобиля на отдельном субсчете к счету, на котором учитывается автомобиль.

Фактические затраты на поддержание автомобиля в рабочем состоянии (ТО, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены. В общем случае их стоимость относится на счета учета затрат (расходов на реализацию) и по окончании отчетного периода списывается в состав расходов по текущей деятельности.

Расчеты с организациями автосервиса заказчик ведет на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Приобретенные для ремонта автомобиля запчасти учитываются на соответствующих субсчетах, открытых к счету 10 «Материалы». Их движение (передача организациям автосервиса и списание на основании документа, подтверждающего выполненные работы) отражается с использованием субсчета 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».

Детали, узлы и прочие компоненты, подвергшиеся замене в ходе ТО, ремонта автомобиля и возвращенные заказчику, приходуются им на склад с отражением в бухучете в порядке, установленном для запасов и лома, содержащего цветные, черные и драгоценные металлы.

Так, бывшие в употреблении детали, изготовленные с использованием черных металлов, но не содержащие драгоценных, приходуются на счет 10, субсчет 10-6 «Прочие материалы» как металлолом по цене возможного использования исходя из заготовительных цен специализированной заготовительной организации ГО «Белвтормет» на нерассортированный лом и отходы черных металлов.

Налогообложение

При передаче организации автосервиса запчастей для ремонта автомобиля их реализации заказчиком не происходит, поэтому такая передача не облагается налогом на добавленную стоимость.

Сумму НДС, предъявленную организацией автосервиса в заказе-наряде (ином документе, подтверждающем выполнение работ и принятым в данной организации), заказчик принимает к вычету в установленном порядке.

Стоимость расходов на ТО и ремонт автомобиля (включая стоимость запчастей, переданных организации автосервиса и использованных ею) заказчик вправе включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (при условии, что данный автомобиль заказчик использует в предпринимательской деятельности). По общему правилу они отражаются в том налоговом периоде, к которому относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) их оплаты (предварительная или последующая).

Амортизация автомобиля, находящегося в ремонте. Во время ремонта начисление амортизации по автомобилю не прекращается. Однако в зависимости от его сроков амортизационные отчисления включаются:

  • в затраты на производство или расходы на реализацию и учитываются при налогообложении прибыли (при продолжительности ремонта до трех месяцев);
  • в состав прочих расходов по текущей деятельности и не учитываются при налогообложении прибыли (если ремонт продолжается более трех месяцев).

Бухгалтерский учет

В случае если автомобиль заказчика остается в организации автосервиса на некоторое время, его учет ведется на забалансовом счете 002 «Имущество, принятое на ответственное хранение».

Запчасти, полученные от заказчика для ТО и ремонта автомобиля, собственностью организации автосервиса не являются, поэтому они учитываются обособленно от собственных запчастей (материалов), за балансом. Для отражения организацией автосервиса движения запчастей, принадлежащих заказчику и поступивших от него для ремонта, типовым планом счетов отдельного счета не предусмотрено.

По этой причине считаем возможным организациям автосервиса учитывать такие ценности на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку»: по дебету счета отражать поступление запасных частей и материалов от заказчика, по кредиту — их списание на ремонт, техобслуживание автомобиля заказчика.

Учет запчастей, поступивших для ремонта, следует вести в оценке, указанной заказчиком.

Выручка от реализации работ по ТО и ремонту автомобиля, а также расходы, связанные с их выполнением, признаются соответственно доходами и расходами по текущей деятельности организации и отражаются в бухучете автосервиса на дату их выполнения.

Налогообложение. Обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по ТО и ремонту автомобилей облагаются НДС по ставке 20%.

Момент фактической реализации определяется как дата передачи выполненных работ в соответствии с оформленными документами (актами выполненных работ, заказами-нарядами и др.).

Если заказчик не подписал документы за отчетный месяц (квартал) до 20-го числа (включительно) месяца (квартала), следующего за отчетным, днем выполнения работ признается день составления данных документов.

Налоговая база определяется исходя из стоимости выполненных работ, рассчитанной на основании сформированных тарифов, и цен на использованные запасные части, иные материалы (кроме запчастей и материалов заказчика).

Прибыль (убыток) от реализации работ организациями автосервиса определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров, учитываемыми при налогообложении. При этом стоимость запасных частей, поступивших от заказчика, не учитывается.

Передача запчастей для ремонта автомобиляНоя 3, 2021
Передача запчастей для ремонта автомобиляОкт 16, 2021
Передача запчастей для ремонта автомобиляОкт 15, 2021
Передача запчастей для ремонта автомобиляОкт 12, 2021
Передача запчастей для ремонта автомобиляОкт 12, 2021
Передача запчастей для ремонта автомобиляОкт 12, 2021

Учет запчастей с 2021

Как учитывать запчасти по ФСБУ 5/2019, если их стоимость несущественна? Занимаемся продажей б/у оборудования и приобретаем запчасти для его ремонта.

В результате деятельности – восстановление б/у оборудования для дальнейшей его продажи, образуется готовая продукция – отремонтированное оборудование, пригодное для использования.

Затраты на приобретение б/у оборудования, а так же запчастей для восстановления необходимо классифицировать как прямые производственные материалы. Учитывайте их, как запасы в соответствии с пп. а п.

3 ФСБУ 5/2019 на счете 10.01 «Сырье и материалы».

Если сумма запчастей несущественна и она не оказывает существенное влияние на формирование фактической себестоимости готовой продукции, которой является для вас отремонтированное оборудование, то можете в БУ руководствоваться правилом рациональности и признавать стоимость запчастей в расходах в момент их приобретения, если укажете это в УП.

Не забывайте, что для признания прямых расходов в НУ, требуется документальное подтверждение факта использования запчастей. На наш взгляд, лучше оставить стандартный учет производственных материалов (запчастей) на счете 10.01 «Сырье и материалы».

Слышали комментарии к ФСБУ 5/2019, что запчасти на ремонт ОС не являются запасами, т. к. они не используются в производстве. Поясните, как учитывать запчасти для текущего ремонта погрузчика, используемого для строительных работ?

Читайте также:  Норма час кузовного ремонта автомобиля

Учет затрат на ремонт ОС регламентирует ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» – обязательно применение с 2022. Затраты на приобретение запчастей для ремонта ОС учитываются как капитальные вложения (Дт 08) если используются для

  • улучшения, восстановления ОС (достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция);
  • * планового ремонта (техобслуживания), проводимого с периодичностью > 12 мес. (пп. ж п. 5 ФСБУ 26/2020).

Стоимость запчастей — в Разделе I «Внеоборотные активы» баланса.

В капитальные вложения не включаются затраты на проведение:

  • текущего ремонта периодичностью < 12 мес.;
  • поддержание работоспособности или исправности ОС;
  • неплановый ремонт из-за поломок, аварии, дефектов, ненадлежащей эксплуатации,

если они не улучшают показатели и не продлевают СПИ ОС (пп. б, в, д п. 16 ФСБУ 26/2020).

В 1С автоматизация планируется в течение 2021. До этого продолжаем учитывать запасы на счете 10.05 «Запасные части».

Организация заключила договор с ООО «АВТОТРЕЙД» на поставку запасных частей для текущего ремонта фронтального погрузчика.

17 марта запчасти поступили на склад:

  • Стартер – 1 шт. на сумму 21 000 руб. (в т. ч. НДС 20%).

24 августа проведен текущий ремонт.

Передача запчастей для ремонта автомобиля

  • [19.05.2021 эфир] Практика применения ФСБУ 5/2019 Запасы в 1С — Часть 1

Передача запчастей для ремонта автомобиля

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Как вести учет автозапчастей

Практически каждая организация имеет в составе своих основных средств автотранспорт, часто и не одно-два наименования. Это значит, что для него необходимо периодически покупать запасные части, кроме того, они могут появиться в результате разборки списываемого авто.

Как провести эти средства по бухгалтерии и отразить на балансе или забалансовых счетах? Можно сделать это автоматически через программу 1-С, нужно только помнить о важных нюансах. Разберемся в статье.

Какие существуют особенности учета топлива, смазочных материалов, автомобильных шин и запасных частей на автомобильном транспорте?

Где юрлицу брать запчасти

Поскольку содержание автомобильного транспорта является постоянной статьей расходов, организации заключают договоры на поставку запасных частей с одним или несколькими поставщиками. Коммерческие организации используют обычные договоры поставки. Если речь идет о транспорте бюджетных организаций, то регламент поставок запчастей выписан в следующих законодательных актах:

  • ФЗ №44 – для казенных учреждений;
  • ФЗ №223 – для автономных организаций;
  • За счет субсидий либо дохода от сопутствующей деятельности (согласно положений вышеупомянутых ФЗ) – для бюджетной сферы.

Вопрос: Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля запасными частями к автомобилям, в результате инвентаризации выявила неликвидный товар.

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете его списание и затраты на утилизацию?
По результатам инвентаризации выявлены неликвидные запасные части балансовой стоимостью 150 000 руб.

Комиссией организации составлен акт, в котором вышеуказанные товары признаны неликвидными в связи с длительным хранением и потерей товарного вида. Затраты на утилизацию (вывоз на свалку), оказанные сторонней организацией, составили 12 000 руб. (в том числе НДС 2 000 руб.).

Посмотреть ответ

В зависимости от объема будущих заказов их можно делать с единственным поставщиком либо с группой, которых нужно выбирать свободно либо конкурентно (путем конкурса, аукциона, сравнивания коммерческих предложений и т.п.).

ВАЖНО! У одного поставщика можно брать запчасти для фирмы на сумму не более 100 тыс. руб., если закупаемое количество относительно невелико — в течение года на них тратится меньше 2 млн руб. либо 5% всех закупок.

Бухучет запасных частей для авто

Автозапчасти поступают в собственность организаций несколькими путями:

  • приобретаются за соответствующую оплату: наличный либо безналичный расчет;
  • могут выявиться в результате внутренней динамики основных средств: разборки, ремонтных работ, утилизации какой-то части автопарка;
  • могут изготавливаться или приспосабливаться к работе в собственными силами предприятия.

ВАЖНО! Образец ведомости учета расходных материалов и запчастей от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Каждый вид отражения запасных частей, предназначенных для ремонта и замены отслуживших свое деталей в автотранспорте, следует учитывать в бухгалтерии по-своему.

Для этого следует издать специальный приказ организации, где будут оговорены следующие ключевые моменты:

  1. Перечисление запчастей, которые могут выдаваться со склада для внутреннего использования по документу с подписью руководящего звена.
  2. Регламент взятия со склада запчастей на продажу.
  3. Формирование резерва запасных частей по утвержденному перечню.

Отражение приобретенных запчастей

Купленные у поставщика автомобильные детали, не важно, в каком количестве и за какую сумму, по сути своей являются материальными запасами.

Аналогично к ним относятся и изготовленные на предприятии изделия, в том числе узлы и агрегаты к авто. Так их и нужно проводить по бухгалтерскому учету от постановки до списания.

Для этого ПБУ предусмотрен специальный субсчет к счету 10 «Материалы», а именно 10.5 «Запасные части». Порядок:

  1. Постановка вновь поступивших запчастей на учет. В документах отражается фактическая себестоимость приобретенных или изготовленных деталей, то есть сумма, которая была затрачена на то, чтобы они появились в наличии. НДС и другие налоги в нее не включаются.
  2. Оприходование. Для учета запчастей в 1-С существует специальная программа, в которой нужно отразить их технические характеристики. Это нужно для того, чтобы не перепутать одну деталь с другой: ведь запчастей с похожими наименованиями существует множество.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Счетами в корреспонденции к основному могут выступать, в зависимости от способа приобретения, счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. Представим, что ООО «Трансмагистраль» приобрело у поставщика для замены новый аккумулятор для легкового автомобиля. Проводка будет выглядеть так:

  • дебет 10.5, кредит 60 – уплачена сумма за приобретение автоаккумулятора;
  • дебет 19 «НДС», кредит 60 – отражение НДС поставщика;
  • дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит 19 – предъявление НДС к вычету.

Учет запчастей, поступивших от разборки

Время от времени подходит к концу срок полезной эксплуатации любых основных средств, транспорт не исключение. Кроме того, машина может прийти в непригодное для дальнейшего использования состояние после аварии.

Если ремонт окажется нецелесообразным, авто спишут, предварительно демонтировав с него все детали, которые могут пригодиться, а также материал, годящийся на металлолом. Все это и нужно поставить на бухгалтерский учет. Происходит это на ту дату, когда было списано транспортное средство.

Вся остальная стоимость, что не войдет в результаты демонтажа, списывается по кредиту 91.1 «Прочие расходы».

Счета, на которых отражают стоимость снятых материалов, могут быть следующими:

  • дебет 10, субсчет 10.5 «Запасные части» – для тех деталей, которые намереваются эксплуатировать в рамках предприятия;
  • дебет 10, субсчет 10.6 «Прочие материалы» – для тех материалов, которые данная организация использовать не правомочна, но они годятся на переработку (металл, утиль).

ВНИМАНИЕ! Стоимость запчастей, отраженная на этих счетах, определяется как текущая рыночная на дату постановки на учет, то есть цена, которую бы за них дали, если из продать прямо сегодня. Для удобства принято применять те же цифры, что и при налоговом учете.

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. В результате списания старого грузовика у компании в распоряжении остались детали и материалы на сумму, которую определила комиссия. Проводка:

  • дебет 10.5, кредит 91.1 – оприходование запасных частей для дальнейшего использования.

Учет запчастей, оставшихся после ремонта

Иногда в процессе ремонта автопарка еще рабочие запчасти заменяют на новые для модернизации, производят тюнинг и т.п.

Снятые детали еще пригодны к эксплуатации либо подлежат ремонту, и их также нужно определить на учет. Проводка будет такой же, как и в случае с материалами от утилизации машины: дебет 105, кредит 91.

Что касается стоимости, отражаемой на балансе, она не поменяется от состояния детали:

  • если запчасть в порядке, она принимается по текущей рыночной стоимости;
  • если ее решат отремонтировать, то расходы на это просто спишутся с текущего месяца;
  • в тех редких случаях, когда решение о ремонте и его осуществление предпринимается сразу, себестоимость детали увеличат на ремонтные затраты плюс расходы по доставке в автосервис.

Учет отпуска запасных частей

Когда запчасти идут «в дело» – все равно, в продажу или в эксплуатацию, нужно правильно провести оценку их себестоимости. Для этого нужно определить в учетной политике, какой именно способ будет принят на фирме:

  • учитывается себестоимость каждой детали отдельно;
  • средняя себестоимость запчастей;
  • метод ФИФО – отражение себестоимости в порядке поступления запчастей на баланс, так называемый «кто раньше пришел, тот первым уходит».

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Какой бы ни был способ закреплен в нормативных актах фирмы, если запчасти разнородные и не могут заменить друг друга, их надо оценивать каждую по своей себестоимости.

Запчасти списываются в эксплуатацию по дебету счета 20 «Основное производство» или «Вспомогательные производства».

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. На складе находится несколько аналогичных автомобильных редукторов. Они поступили в разное время, поэтому стоимость их разная. Один из них забирают для использования в основном производстве. В зависимости от выбранной политики себестоимость списания может быть:

  • такой же, какой она была при поступлении;
  • средней от себестоимости всех имеющихся редукторов;
  • такой, какая была у первого поступившего редуктора.

Проводка:

  • дебет 20, кредит 10.5 – отражена себестоимость списанного в эксплуатацию редуктора.

Окончательное списание запчастей

Если дальнейшее применение снятой запасной части уже невозможно, а ремонт ее нецелесообразен, ее нужно списать уже бесповоротно. Однако она все еще имеет некоторую материальную ценность: цену лома (утильсырья). Организация сдает металл или сырье на специализированные пункты, получая за это определенные деньги. Эти средства и нужно оприходовать.

Читайте также:  Справка о стоимости ремонта авто

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. Старая машина, разбитая в результате аварии, не подлежит восстановлению. Фирма сдала ее на пункт приема металлолома. Была произведена оценка, и на счет фирмы поступила некая стоимость металлолома, которая будет совпадать с текущей стоимостью списываемого авто. Проводки будут выглядеть так:

  • дебет 10.5 «Запасные части», кредит 91.1 «Прочие расходы» – оприходование металлических частей авто (по цене лома);
  • дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение продажи металлолома;
  • дебет 91.2, кредит 10.5 – списана стоимость металлолома.

Помощь: Документальное оформление запасных частей, использованных

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ РЕМОНТЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Ситуация и связанные с ней вопросы

Организация-заказчик обратилась за услугами по ремонту автомашины с заменой запасных частей. Запчасти принадлежат организации-исполнителю, осуществлявшей ремонт.

На использованные при ремонте запчасти в адрес организации-заказчика выписана товарная накладная, а на стоимость услуг оформлен заказ-наряд. В заказе-наряде отражены лишь наименования замененных запчастей и их количество без указания стоимости.

Запчасти как отдельные объекты организация-заказчик не получала, эти запчасти были использованы на месте организацией-исполнителем при выполнении ремонтных работ.

В рассмотренной ситуации у субъектов хозяйствования возникают вопросы:

1. Правомерна ли выписка организацией-исполнителем товарной накладной в адрес заказчика на использованные при ремонте запасные части?

2. Как правильно отразить в бухгалтерском учете исполнителя передачу этих запчастей заказчику?

3. Как правильно отразить в бухгалтерском учете заказчика стоимость оказанных ему услуг, если в заказе-наряде стоимость использованных запчастей не указана?

В предлагаемом материале постараемся ответить на них, для чего обратимся прежде всего к нормативным документам, регулирующим порядок ценообразования на услуги по ремонту автомобилей.

Положения законодательства

Согласно п.2.9 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 22.04.

1999 № 43 (далее — Положение № 43), материалы, запасные части и фурнитура, используемые субъектами хозяйствования при оказании платных услуг населению и таких же услуг субъектам хозяйствования, включаются в цены (тарифы) на услуги или дополнительно оплачиваются населением и субъектами хозяйствования по ценам их приобретения с добавлением фактических затрат на их приобретение. При использовании основных материалов импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, стоимость материалов включается в цену (тариф) на услугу по ценам, определяемым в соответствии с п.2.13 Положения № 43. Используемые при оказании услуг основные материалы собственного производства включаются в цену (тариф) услуги по отпускным ценам. При формировании цен (тарифов) на услуги рентабельность исчисляется как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости материалов).

В соответствии с п.9 Инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 24.03.2000 № 54 (далее — Инструкция № 54), тарифы на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей формируются без учета стоимости основных материалов, агрегатов, узлов и деталей.

Стоимость основных и вспомогательных материалов, агрегатов, узлов и деталей, используемых при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на оказываемые услуги) по ценам приобретения с добавлением фактических затрат по их приобретению.

При использовании материалов, агрегатов, узлов и деталей импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, стоимость материалов, агрегатов, узлов и деталей дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на оказываемые услуги) по ценам, определяемым в соответствии с п.2.13 Положения № 43 (п.

10 Инструкции № 54).

  • Последствия оформления накладных на запчасти, использованные при ремонте транспортных средств
  • Рассмотрим, что влечет за собой оформление использованных при ремонте запчастей и деталей путем передачи их исполнителем заказчику по товарной накладной.
  • Во-первых, запасные части и материалы заказчику в действительности не передаются, а используются исполнителем при ремонте.

Во-вторых, если на запасные части выписать накладную, то заказчик должен эти запчасти в качестве давальческих материалов передать уже по своей накладной исполнителю для оказания последним услуг по ремонту автомобиля.

Исполнитель услуг должен принять данные запчасти на учет на забалансовый счет 003 «Материалы, принятые в переработку» и отразить их в разделе 3 «Запасные части и материалы, принятые от заказчика» заказа-наряда формы ЗН-1.

Кроме того, исполнитель должен представить заказчику документ, обосновывающий использование полученных им от заказчика давальческих запчастей с указанием их стоимости, так как заказчик на основании оформленной им накладной вправе списать запчасти лишь в дебет счета 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону», а для отнесения стоимости этих запчастей в дебет затратных счетов требуется документ, подтверждающий использование переданных исполнителю запчастей для выполнения ремонта автомобиля. Заказ-наряд формы ЗН-1 не может выступать в качестве такого документа, так как в разделе 3 «Запасные части и материалы, принятые от заказчика» заказа-наряда указывается только наименование и количество принятых от заказчика запчастей. Отсутствие стоимости не позволяет с уверенностью утверждать, что заказчик передал исполнителю именно те запчасти, которые ему отписал по накладной исполнитель, и что именно эти запчасти фактически использованы при ремонте. При большом ассортименте запчастей у заказчика, которые к тому же могут быть использованы им и при самостоятельном выполнении ремонта транспортных средств, вести учет без документа (акта) исполнителя, подтверждающего использование полученных от заказчика давальческих запчастей для выполнения ремонта, будет весьма сложно.

Помимо этого, следует обратить внимание и на такой момент. Согласно подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 07.03.

2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» (далее — Указ № 117) в договорах купли-продажи (за исключением договоров розничной продажи товаров гражданам) в качестве существенного условия договора должна указываться цель (цели) приобретения товаров (для собственного производства и (или) потребления, вывоза из Республики Беларусь, оптовой и (или) розничной торговли, переработки на давальческих условиях, поставки для государственных нужд или по квотам, установленным Советом Министров РБ).

Представляется, что в договорах на покупку запчастей, которые будут использоваться для ремонта, организация, осуществляющая ремонт, должна указать цель приобретения «для собственного производства».

Материалы, запасные части, детали и узлы к автомобилям в этом случае должны быть отражены в бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.

2003 № 89 (далее — Инструкция № 89), на счете 10 «Материалы».

Вместе с тем, если эта передача заказчикам материалов (запасных частей) по накладным будет производиться исполнителем на постоянной основе, это вызовет правомерный вопрос о том, не является ли такая передача торговлей запчастями.

Как следствие, встанет вопрос и о том, что цель приобретения в договорах купли-продажи запчастей указана неверно, и это может повлечь за собой меры ответственности (согласно подп.2.2 п.2 Указа № 117 нарушение установленного подп.1.1 п.

1 этого Указа порядка оформления договора влечет наложение штрафа на продавца (поставщика) и (или) покупателя в размере 10% от суммы договора).

  1. В-третьих, если такая реализация запчастей осуществляется в адрес физического лица, то это уже расценивается как розничная торговля, осуществление которой возможно при наличии соответствующей лицензии.
  2. С учетом изложенных выше обстоятельств выписка исполнителем товарной накладной на использованные при выполнении ремонта автомобиля запчасти представляется нецелесообразной.
  3. Применение заказа-наряда формы ЗН-1

Открываем автосервис: с чего начать, как преуспеть

Продавать запчасти в автосервисе очень выгодно, поэтому в том или ином виде у вас должен быть магазин с запчастями. У вас может не быть отдельного торгового зала, но предлагать клиентам запчасти для ремонта вы обязаны.

Чем больше проблем клиента вы решаете, тем больше он к вам привязывается и тем больше он готов вам заплатить. Во многих автосервисах занимаются только ремонтом, а запчасти клиент должен купить и привезти сам.

Для тех клиентов, которые три дня могут колесить по городу в поисках самых дешевых запчастей, это, конечно, нормальный вариант. Но вам нужны не эти клиенты, вам нужны те клиенты, которые спокойно и с радостью заплатят подороже и решат проблемы с автомобилем одним махом.

Такие клиенты любят удобство и комфорт, а если вы не будете его предоставлять, то они уйдут куда-нибудь в другой сервис, а у вас останутся «дешевые» клиенты.

С чего начинать продажу запчастей? Начинать надо с определения того, что вы хотите продавать. Детали, аксессуары, химия, масла. Если хотите продавать все сразу, то вложения, соответственно, больше.

Если это, например, автохимия, то надо найти того, кто в ней разбирается, и узнать, что надо покупать в первую очередь. Если это запчасти, то надо знать, на какие машины вы хотите продавать запчасти.

Чем укомплектовать склад запчастей? Во-первых, должны быть в наличии все расходники: тормозные диски, колодки, детали подвески – шаровые, рулевые тяги и наконечники, все фильтры. Брать что-то глобальное, вроде крыши для авто, нет никакого смысла.

Обязательно нужно знать больные места автомобилей, для которых вы продаете запчасти.

Эту информацию вы легко найдете в интернет-форумах и интернет-клубах, где владельцы делятся своим опытом по поводу поломок и обслуживания автомобилей. У каждой машины есть свои «болячки», о которых нужно знать.

Читайте также:  Эксплуатация и ремонт автокар

Например, на старых «Субару Форестер» часто возникают проблемы с рулевой рейкой, на «Фольксвагенах» ломаются дверные ручки.

Когда вы будете знать о слабых местах автомобилей, то сможете заказывать детали заранее. Чем дольше поставка запчастей от дилера к вам, тем дешевле она обойдется.

Если делать заказ «на завтра», то вам отдадут запчасть со склада, которая там пролежала долго, и возьмут за нее одну цену, если же заказывать деталь, скажем, за 2 месяца, то она на складе не залежится, так как проходит как бы транзитом, поэтому и наценка меньше.

В результате вы получаете запчасти дешевле и в наличии, поэтому когда будут звонить клиенты, вы сможете предложить им сразу приехать и купить, что, возможно, даже выйдет дешевле, чем если они купят деталь на заказ с 2-недельным сроком в обычном магазине запчастей.

Нужно изучать ассортимент финских и немецких складов. Они в свое время скупали различные запчасти, поэтому сейчас у них много чего есть. В России есть поставщики, которые занимаются поставками с таких складов. Они занимаются доставкой и решением проблем с возвратом. В Петербурге, например, существует несколько крупных фирм, которые этим занимаются.

Можно искать запчасти через конкурентов. Просто прийти и пообщаться. Или зайти куда-то, взять в руки, например, масло, посмотреть наклеечку «Поставщик такой-то» и срисовать контакты этой фирмы. У оптовых поставщиков обычно есть интернет-порталы, где указано, что у них есть на складе в наличии.

Какие запчасти продавать, оригинальные или неоригинальные? Если вы ориентируетесь на автомобили, на которых только что закончилась гарантия, то конечно оригинал. Владельцы более старых машин плачут по неоригиналам. Хотя производители автомобилей сами мало что производят из запчастей. Подшипники берут у одной фирмы, ролики у другой, ремни у третьей, а потом это дело пакуют под своим брендом.

Можно покупать запчасти этих же производителей. Приходит к вам, допустим, коробка, там написано «Форд», открываете, а там лежит ролик-натяжитель INА. Но так как ее пакует «Форд», то она вырастает в цене раза в два. В оригинале идет сцепление LUК, у него одна цена, если это просто LUК, без коробки Форд, то оно будет стоит дешевле.

На рынках, кстати, запчасти обычно дороже, чем в магазинах. Возможно, из-за высокой аренды.

Магазин в автосервисе – это вообще идеально. Обязательно будут клиенты, которые приехали именно купить запчасть и желают ее сразу поставить. Это решает много проблем. Если он поедет куда-то еще ставить вашу запчасть, то там может оказаться кто-то с кривыми руками, и клиент поедет к вам обратно с воплем «не подходит». Если вы ставите в своем сервисе – проблем нет.

Или, например, могут всплыть дополнительные работы. Если клиент купил тормозные колодки и хочет их поменять, то может оказаться, что ему нужно поменять также и барабаны, подшипники, тросики какие-нибудь. Если машина висит на подъемнике, то у него нет возможности ездить по магазинам, к тому же, если время позднее.

Либо если человек исходит из того, что ему надо починить, тогда мастер сам подбирает нужную запчасть нужного производителя, а клиент приезжает в назначенное время – и у него не болит голова по этому поводу.

Если же клиент выбирает запчасть сам, то ему легко могут подсунуть какую-нибудь дрянь, после чего он приедет к вашему мастеру, который ему скажет, что это дрянь, и надо ехать обратно ее менять. К тому же, на свои запчасти можно давать нормальную гарантию.

Номенклатура склада магазина выбирается исходя из тех услуг, которые оказывает автосервис. Понятно, что если вы не занимаетесь ремонтом двигателей, то нет смысла держать ремкомплекты на движок.

Как подбираются запчасти? Есть оригинальные каталоги автопроизводителей, в которых каждая запчасть имеет свой номер. Также есть специальные программы-каталоги, которые из оригинального номера достают номера идентичных неоригинальных запчастей.

Ну, для примера, есть тормозные колодки на «Форд Мондео», допустим, номер такой-то. Включаем программу, и она выдает список фирм, производящих детали тормозных систем, с номерами этой детали по их каталогам, которые, само собой, стоят дешевле оригинала.

Если машина до 2000 года, оригинальные запчасти ей точно не понадобятся.

У многих автовладельцев есть уже свои сложившиеся предпочтения, кто-то же, наоборот, доверяет выбору продавца.

Обязательно нужно иметь минимум два варианта запчасти – дорогой и дешевый. Еще лучше три – дорогая, средняя, дешевая. Больше трех вариантов не стоит предлагать, продажи падают. Почему это нужно? Допустим, клиент в машинах не разбирается и приходит покупать водяную помпу.

Вроде звучит солидно – «водяная помпа», но когда говоришь клиенту, что она стоит 900 руб., то он возражает: «Что-то очень дешево», и вы ему не объясните, что это нормальная цена для такой детали, особенно если у него новая иномарка.

Потому как «водяная помпа» звучит как какая-то сложная и большая запчасть. И клиент может уехать в другое место, где увидит такую же цену, поймет, что она и вправду столько стоит, и купит там же, а не у вас.

Но если у вас есть второй вариант за 500, то он уже будет понимать, что вот есть дорогая за 900 и дешевая за 500. Тогда вам не нужно ему объяснять, что это нормальная цена.

Еще лучше, когда вариантов три: самый дорогой, средний и дешевый. Начинать предложение стоит с самого дорогого и заканчивать самым дешевым. Шок от большой цены сделает средний вариант более предпочтительным для покупки. Если вариантов три, то чаще будут покупать средний.

Многие запчасти для иномарок могут стоить совсем не тех денег, на которые рассчитывает клиент. Например, на машине 2005 года выпуска может стоять мотор, который уже 20 лет без изменений используется производителем. Ну, меняют, конечно, системы впрыска, но не более того.

Понятно, что на такой мотор запчасти дорого стоить не будут, потому как за 20 лет технологии уже отработаны, и все кому не лень такие запчасти делают. А клиент-то думает, что раз новая иномарка, то и цены должны быть соответствующие. Так же и с тормозной системой.

Не будут же делать для каждой машины свои колодки.

Наценка зависит от того, как запчасть досталась продавцу, и от самой запчасти. Тенденция такова: чем дороже запчасть, тем меньше наценка. В среднем по Петербургу это 25–30 %. По ценам можно ориентироваться на ехist.ru и на конкурентов.

Клиентам частенько неизвестно, что им надо. Придется проводить консультации. Для продавца запчастей главное – научиться работать с каталогами. Без компьютера это само собой нереально. А на компьютере можно в режиме реального времени найти в каталоге нужную деталь.

Обязательно нужно вести учет заявок. Если народ приходит и спрашивает у вас что-то, чего у вас нет, причем часто, обязательно закупите это.

В конце концов, номенклатура сформируется сама собой по запросам ремонтного цеха и клиентов со стороны. Очень важно вести учет не только фактических, но и упущенных продаж.

Если у вас хотели купить определенную запчасть 5 человек в течение месяца, то есть смысл иметь эту запчасть в наличии.

Для того чтобы оперативно пополнять запасы на складе у вас должна быть отлажена система учета. Если в заказе использована определенная запчасть, то информация об этом должна тут же поступать в систему.

Должны быть определены критические параметры безопасных остатков, и если очередная использованная запчасть уменьшает остаток на уровень ниже критического, то она автоматически должна попадать в следующий заказ.

Идеальным вариантом можно считать использование ваших собственных штрих-кодов на упаковке. Когда в цех выдаются запчасти по заказ-наряду, каждая деталь считывается сканером, и информация тут же попадает в базу данных. Если нет возможности использовать такие технологии, составляйте ежедневную сводку использованных или проданных запчастей на бумаге.

Основная задача – найти баланс между широтой ассортимента и оборотом. Запчасти на складе – это замороженные деньги, выдернутые из общего оборота. Чем меньше спрос на запчасть, тем дольше деньги находятся в заморозке.

Объем спроса на различные позиции подвержен колебаниям. Основным спросом пользуются механические детали, т. е. те, которые подвержены наибольшему износу. Примерное соотношение групп запчастей в общем спросе:

  • Электрика – около 23 %;
  • Кузовные – около 20 %;
  • Механика – около 57 %.

Специфика торговли запчастями такова, что 50–60 % продаж приходится на 5-10 % номенклатуры. Если оборотные средства по запчастям ограничены, то следует сосредоточиться именно на самых популярных позициях.

Выбор поставщиков. Помните о том, что у вас всегда должен быть «запасной вариант», а лучше два. Один основной поставщик и 2 дублирующих, на случай, если с основным возникнут какие-то проблемы. Также должны быть отработаны схемы поставки редких запчастей под заказ.

Ссылка на основную публикацию