Стоимость ремонта авто превышает рыночную стоимость

Часто автолюбители начинают задумываться о техническом состоянии транспортного средства непосредственно перед продажей, что не в лучшем смысле влияет на окончательную цену авто. Те, кто с самого начала бережет свою ласточку, существенно выигрывают в цене. В этой статье мы рассмотрим факторы, влияющие на стоимость автомобиля.

Стоимость ремонта авто превышает рыночную стоимость

От чего зависит цена машины

Ошибочно полагать, что на стоимость автомобиля влияет только год выпуска и внешнее состояние. Критерии, на которые стоит обратить внимание перед выставлением цены автомобиля:

  • марка автомобиля;
  • трансмиссия;
  • привод;
  • цвет авто;
  • электроника;
  • дополнительные технологии;
  • внешний вид;
  • состояние салона;
  • техническое состояние;
  • пробег;
  • оригинальность ПТС.

Таковы факторы, определяющие окончательную стоимость транспортного средства.

Марка автомобиля

Стоимость ремонта авто превышает рыночную стоимость

Как ни крути, но марка машины – важный момент в формировании стоимости авто при продаже. Марка отражает главное качество авто – надежность. Например, японские машины (Honda, Mazda, Subaru, Toyota) в течение первых трёх лет теряют в стоимости 65%, также как некоторые английские и немецкие модели. В то же время на определенные авто цена снижается гораздо медленнее. Такие как Infiniti, Acura, Mercedes, Audi и Lexus ценятся в течение нескольких лет – в первые 3 года цена падает не больше, чем на 35%.

Трансмиссия

Покупая автомобиль, россияне зачастую пренебрегают возможностью установить желаемую коробку передач, поскольку ждать её приходится долго (до полугода). Оттого многие соглашаются на ту, что уже установлена на выставочных образцах в салоне.

Так при покупке спортивного автомобиля люди выбирают коробку автомат. В дальнейшем покупатели – фанаты спорткаров и быстрой езды вряд ли оценят отсутствие МКПП. А значит, и цену придется снизить.

В случае с авто для города наличие автоматической коробки добавит машине от 30 до 60 тысяч рублей.

Привод

Стоимость ремонта авто превышает рыночную стоимость

Полный привод всегда поднимет машину в цене, в отличие от одного переднего. Оно и понятно – плюсы ПП: надежность и повышенная проходимость. Как правило, авто с ПП на рынке стоят дороже на 30-50 тысяч, чем переднеприводные авто. Однако заднеприводные в стоимости не уступают, при том, что полный привод обеспечивает наибольшую устойчивость и безопасность на дороге. Дело в том, что на производство автомобилей с задним приводом затрачивается больше денег. К тому же, их не так много на мировом авторынке.

Влияет ли цвет автомобиля на цену

Выбор цвета также влияет на стоимость автомобиля, как и ее привод. О чем, как не о цвете при покупке машины задумываются в первую очередь? Так и ваш покупатель уже, наверняка, знает, какой хочет окрас кузова. Самые востребованные цвета:

  • черный;
  • белый;
  • серебристый.

Это универсальные оттенки, приемлемые для большинства людей. Традиционно в них окрашивают, например, Тойоту Камри и Мэрседес Е – класса. Машины этих цветов пользуются спросом и на первичном, и на вторичном рынке. А стоят на порядок выше авто других расцветок (разбег от 30 до 60 тысяч рублей) – соответственно, вероятность быстрой продажи таких машин повышается в разы.

Стоимость ремонта авто превышает рыночную стоимость

Другие цвета (оранжевый, синий, зеленый, красный и т.д.) часто снижают шансы скорой и выгодной продажи. Конечно, некоторым популярным моделям на заводе придают необычные оттенки – желтый, фиолетовый и пр.. Это бывает в случае юбилейных серий с ограниченным тиражом и тому подобное.

Тогда из-за редкости эксклюзивного цвета популярной марки (например, BMW, Mercedes, Porsche) б/у машины приобретает на вторичном рынке высокую цену. Однако по причине немалой стоимости продать эксклюзивную ласточку вряд ли удастся за один день.

Но имейте ввиду, что традиционный хэтчбэк с экзотическим окрасом – не одно и то же, что необычный яркий цвет блестящего спорткара. Здесь роль играют расцветка и марка авто в совокупности.

Технологии

Современная электроника уместно смотрится на новеньких авто. Но вот покупателям б/у машин это бывает неинтересно. Одно из объяснений – отсутствие возможности приобрести машину из салона. Потому останавливают свой выбор на подержанном транспорте.

У таких покупателей вряд ли найдутся лишние деньги на приобретение дополнительной комплектации в виде аудиосистемы. Чего не скажешь о встроенной заводом электронике.

Так, например, навигационные системы, которые все больше распространяются по миру, увеличивают стоимость машины на несколько тысяч рублей.

Тюнинг

Стоимость ремонта авто превышает рыночную стоимость

Распространено мнение, что повысить стоимость транспортного средства позволит наличие увеличивающей мощность турбины или модернизация иного вида. Это не всегда верно, потому как покупатель старается избегать подобной комплектации. Периодически возникают опасения, что такие запчасти могут быть преждевременно изношены, а их замена или ремонт повлечет за собой дополнительные траты. Кроме того, нет гарантии, что ваш выбор дополнительной комплектации придется по вкусу покупателю – для него она может быть лишней. Ваши траты, в таком случае, будут неоправданны. Помните, что даже незначительное вмешательство в заводские настройки автомобиля могут быть причиной отказа в бесплатном устранении дефектов, если официальный представитель выявит таковые.

Состояние кузова

При осмотре транспортного средства покупатель, в первую очередь, обратит внимание на внешнее состояние кузова. Иногда этот фактор – едва ли не решающий при первом знакомстве с машиной. Если при эксплуатации транспортного средства вы бережно относились не только к внутренностям, но и к внешнему облику – причин для беспокойства нет.

Проблемы могут возникнуть, если «железный конь» был завсегдатаем автомоечных комплексов с моющими средствами низкого качества. Обратите внимание на покрытие вашего авто, устраните видимые недостатки при их наличии – такой маневр только сыграет на руку. Учтите, что лишние наклейки могут смутить покупателя – считается, что таким образом продавец скрывает дефекты.

Поэтому отсутствие таковых позволит выгодно и быстро продать автомобиль.

Состояние салона

Стоимость ремонта авто превышает рыночную стоимость

Помимо внешнего вида и технических данных транспортного средства, салону уделите не меньшее внимание. В частности, это касается запахов, имеющих место – табачный дым, животные (если вы часто перевозите их). Не лишним будет совершить полную химчистку салона, что позволит избавиться не только от посторонних запахов, но и от возможных пятен на обивке, а также шерсти. Коврики, если они износились, желательно сменить на новые, даже если они будут неоригинальными. Опрятный внешний вид повысит шансы на выгодную продажу автомобиля. Также вытащите из бардачка предметы, не относящиеся к транспорту.

Техническое состояние

Своевременная проверка автомобиля, а также фиксирование истории сервисного ремонта у официального дилера добавит немного стоимости к авто.

Объем информации о вашем транспорте, известный представителю, прямо пропорционален стоимости, которую можно добавить перед продажей машины.

Даже на десяток тысяч рублей увеличить ценник позволит информация о замене масла, ремней, смене тормозных колодок или элементов подвески.

Как влияет пробег на стоимость машины

Показатель одометра как ничто другое влияет на цену транспортного средства. Этот фактор устанавливает рыночную ценовую политику подержанных автомобилей.

Стоимость ремонта авто превышает рыночную стоимость

Авто, чей пробег превышает несколько сотен тысяч километров даже при хорошем внешнем виде и недлительной эксплуатации, может оттолкнуть.

К примеру, пробег не менее 150000 для 10-летней Opel или Volkswagen считается нормальным, но если машина за 10 лет отбегала 300 и больше километров, чинить и менять детали на ней при всей надёжности производителя придется практически каждые несколько месяцев. Надо ли это покупателю? Вряд ли.

Для недорогих моделей типа Дэу, Шанс, Лада Гранта и Калина, отживших 8-10 лет, специалисты советуют ориентироваться на пробег не больше 150000 км. В противном случае рекомендуют от них отказаться, чтобы не нажить себе головную боль.

Помните – чем выше показатель одометра, тем ниже цена автомобиля. Поэтому, если вы много путешествуете или используете авто в такси, неплохим решением будет аренда чужого транспортного средства. Свое же в дальнейшем Вы продадите за приличную сумму.

Как влияет дубликат ПТС на цену авто

Как правило, дубликат ПТС наводит на мысль, что с продаваемым транспортом что-то нет так. Среди ПТС встречаются поддельные, поэтому дубликат снижает интерес к авто.

Чтобы продать автомобиль с дублированным ПТС, продавцы часто максимально сбрасывают его стоимость.

Впрочем, если у вас есть копия оригинального ПТС, а его замена связана с большим количеством владельцев или неаккуратным использованием старого – шансы на выгодную продажу повышаются.

Как повлиять на стоимость авто

Стоимость ремонта авто превышает рыночную стоимость

Выдержать торг помогут обоснованные аргументы в пользу продаваемого транспорта. Опишите покупателю достоинства автомобиля и по возможности продемонстрируйте их наглядно. Некоторые моменты, например, юридическую чистоту машины, можно доказать только на словах, либо продемонстрировав онлайн-отчет. Вы можете заказать проверку машины на Автокод в любое время и получить результаты в течение 2 минут.

Отчет выдаст полную информацию об автомобиле (залоги, кредиты, работа в такси, обременения и т.д.), проверенную по 12 базам, среди которых ГИБДД, реестр залогов и прочие. Предъявив покупателю эти данные, вы существенно повысите уровень доверия. А стоимость отчета (399 рублей) можете включить в цену авто. И главное, не забывайте, что доверие покупателя – залог успешной сделки.

Доказав юридическую чистоту ТС, подумайте о технической составляющей. Покажите наглядно, что ваша ласточка без изъяна, воспользовавшись выездной проверкой. Мастер приедет в указанное время и проведет осмотр машины с помощью специальных инструментов, после чего выдаст реальное заключение.

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи». С ним вы сможете проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Также можно предъявить покупателю отчет по владельцу авто, полученный через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у вас проблемы с законом, действителен ли ваш паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если проблем нет, это, опять же, вызовет к вам доверие. Посмотреть пример отчета

Порой чистосердечное объяснение недостатков вызывает больше положительных эмоций у покупателя, нежели попытка их скрыть. Главное, при этом не забывайте, что доверие потенциального клиента – путь к успешной сделке.

Также читайте: Как подготовить авто к продаже

Ремонт превысил цену автомобиля // Верховный суд решил, что такое требование не является злоупотреблением

Стоимость ремонта авто превышает рыночную стоимостьИмпортер автомобиля должен отремонтировать дефектную машину, даже если стоимость ремонта превышает ее текущую цену. К такому выводу пришла гражданская коллегия Верховного суда (ВС). Она отклонила аргумент импортера о том, что подобное требование является злоупотреблением правом. Экономическая нецелесообразность еще не говорит о том, что истец хочет причинить вред.

Нижегородская общественная организация потребителей «Центр защиты потребителей» потребовала от импортера ООО «Фольскваген Груп Рус» безвозмездно отремонтировать Audi A6, принадлежащий Андрею Петрову. Он купил машину у третьего лица через два дня, как на ней случился пожар из-за производственного дефекта. Но суды отказались удовлетворять требование.

Читайте также:  Как принимать автомобиль после кузовного ремонта

Недостаток возник не в процессе эксплуатации, и Андрей Петров знал о техническом состоянии машины. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля по оценке эксперта (1,6 млн руб.) больше его рыночной стоимости (1 млн руб.). Значит, решили суды, дефект надо считать неустранимым из-за экономической нецелесообразности ремонта.

А так как целесообразности нет, то требование о ремонте — злоупотребление правом и удовлетворению не подлежит.

Гражданская коллегия ВС не согласилась с выводом судов. Судьи напомнили, что ст. 10 ГК обусловливает добросовестность при заявлении каких-либо требований только отсутствием или наличием намерения причинить вред, но не экономической целесообразностью результата удовлетворения этих требований.

Нет критерия экономической целесообразности и в понятии неустранимого недостатка. Так, Пленум ВС разъяснял[1], что неустранимый недостаток — такой, который невозможно устранить и который приводит к невозможности использовать товар.

Значит, вывод судов о том, что дефект в машине неустранимый, потому что стоимость восстановительного ремонта выше рыночной стоимости ввиду экономической нецелесообразности ремонта, является ошибочным.

  • Гражданская коллегия ВС отправила дело на пересмотр в первую инстанцию.
  • Полный перечень интересных дел гражданской коллегии ВС см. в этом посте >>>
  •                                                                                   ***

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал о практике Верховного суда. Там только самое интересное! «Верховный суд. — Главное от “Закон.ру”»

  

[1] Постановление Пленума ВС от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Вс объяснил как быть, когда ремонт автомобиля обходится дороже его цены при покупке

При решении вопроса о возмещении ущерба на ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля необходимо опираться на среднюю стоимость идентичного транспортного средства, а не на сумму, которую владелец в своё время заплатил за машину, разъясняет Верховный суд РФ. Высшая инстанция отмечает, что продавец имеет право по собственным мотивам отдать автомобиль по цене ниже реальной, но покупатель не должен впоследствии страдать от подобных условий купли-продажи.

ВС также подчёркивает, что суды не могут подозревать владельца автомобиля в злоупотреблении правом без обоснованных причин: водители могут получить моральный ущерб и штрафы, если они не препятствовали страховщику в оценке ущерба.

Суть спора

До высшей инстанции с жалобой дошёл житель Ростова, машина которого была повреждена в ДТП.

Заявитель обратился в страховую компанию, где была застрахована ответственность виновника аварии, за возмещением ущерба, однако получил отказ.

Страховая компания сослалась на заключение эксперта о том, что заявленные повреждения не могли быть причинены в этом ДТП. Претензию заявителя также не удовлетворили, поэтому он обратился в суд.

Каменский суд Ростовской области частично согласился с аргументами заявителя и взыскал в его пользу более 250 тысяч страхового возмещения, 4 тысячи в качестве компенсации морального вреда, а также штраф 126 тысяч рублей.

Суд руководствовался выводами назначенной им экспертизы, которая сочла, что повреждения автомобиля истца образовались все же в результате ДТП, а стоимость ремонта с учётом износа составляет 252 тысячи рублей.

Однако Ростовский областной суд это решение отменил и принял новое: в пользу пострадавшего было взыскано страховое возмещение в размере 200 тысяч рублей, а в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Апелляция указала на то, что возмещение вреда должно обеспечивать восстановление нарушенного права, но не приводить к неосновательному обогащению, а поскольку истец купил автомобиль за 200 тысяч рублей, то и размер страхового возмещения не должен превышать эту сумму.

  • Отказывая же в удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда и штрафа, суд апелляционной инстанции сослался на злоупотребление правом.
  • Позиция ВС
  • ВС напоминает, что размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:
  • а) в случае полной гибели имущества — в размере действительной его стоимости на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков;
  • б) в случае повреждения имущества — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая (пункт 18 статьи 12 Закон об ОСАГО)
  • ВС в специальном пленуме разъяснял, что под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт повреждённого имущества невозможен либо стоимость ремонта равна или превышает стоимость имущества на дату наступления страхового случая (пункт 42 постановления от 26 декабря 2017 года No58).

При принятии решения об экономической целесообразности восстановительного ремонта необходимо принимать величину стоимости транспортного средства на момент ДТП равной средней стоимости аналога на указанную дату (пункт 6.1 Единой методики, утверждённой положением Центрального банка РФ от 19 сентября 2014 года No432-П), напоминает ВС.

При этом проведение восстановительного ремонта признаётся нецелесообразным, если предполагаемые затраты на него равны или превышают стоимость аналога.

Таким образом, не имеет значение за какую сумму владелец приобрёл поврежденный автомобиль, опираться надо на среднюю стоимость идентичного транспортного средства, поясняет высшая инстанция.

«В отличие от действительной стоимости автомобиля на день наступления страхового случая цена договора купли-продажи — это согласованная сторонами денежная сумма, которую покупатель обязан уплатить продавцу.С учётом свободы договора и различных мотивов продажи автомобиля цена договора купли-продажи автомобиля может не соответствовать действительной стоимости автомобиля», — отмечает ВС.

  1. Он указал, что по данному делу имеются два экспертных заключения о стоимости восстановительного ремонта с учётом износа деталей, причём оба эксперта указали размер ущерба в пределах статистической погрешности — 247 и 252 тысячи рублей.
  2. Выводов о нецелесообразности ремонта либо о том, что стоимость ремонта превышает стоимость неповреждённого автомобиля на момент ДТП, экспертами сделано не было, обращает внимание ВС.
  3. Таким образом, считает он, если у суда апелляционной инстанции возникли сомнения в том, что стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля, то он должен был поставить этот вопрос на обсуждение сторон и назначить экспертизу именно по этому вопросу.
  4. Моральный вред как злоупотребление
  5. Нельзя согласиться и с выводом суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда и штрафа по мотиву якобы злоупотребления истцом правом, решил ВС РФ.
  6. Он напоминает, что закон не допускает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
  7. При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).

ВС в пленуме разъяснял, в каких случаях следует отказывать во взыскании морального вреда с автостраховщиков: когда установлено, что в результате действий потерпевшего страховщик не мог исполнить свои обязательства в полном объёме или своевременно, например, предоставлен не полный пакет документов или недостоверные сведения, либо автомобиль не предоставляют для осмотра и независимой технической экспертизы. В данном деле таких фактов не установлено.

  • К тому же, частично удовлетворяя требования, областной суд тем самым признал факт нарушения страховой компанией обязательств и обоснованность исковых требований водителя, отмечает ВС.
  • «Таким образом, в судебном постановлении суда апелляционной инстанции содержится противоречие между выводами об удовлетворении требований истца и выводами о его недобросовестности», — считает ВС.
  • В связи с чем он отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в областной суд.
  • Алиса Фокс

Стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля

Подборка наиболее важных документов по запросу Стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 7 «Страховая сумма» Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь статьей 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и установив, что в результате ДТП принадлежащему на праве собственности истцу автомобилю причинены механические повреждения; истец направил ответчику заявление о выплате страхового возмещения, но ответчик выплату не произвел, в связи с чем истец обратился к независимому оценщику, который определил ущерб; истцом была направлена ответчику претензия с заключением эксперта, которая оставлена без удовлетворения, суд правомерно взыскал страховое возмещение, поскольку из заключения эксперта следует, что повреждения транспортного средства соответствуют обстоятельствам спорного ДТП, определена величина убытков, причиненных собственнику автомобиля, отмечено, что стоимость восстановительного ремонта превышает рыночную стоимость автомобиля на момент ДТП; допустимых доказательств, опровергающих заключение экспертизы, ответчиком не представлено.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 9 «Страховой риск, страховой случай» Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь статьей 9 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» и установив, что в результате ДТП автомобиль, собственником которого является истец, был поврежден, в связи с чем истец обратился к страховщику с заявлением о выплате страхового возмещения, однако выплата ответчиком не произведена, суд правомерно частично взыскал страховое возмещение, поскольку при направлении на СТОА для проведения ремонта поврежденное транспортное средство возвращено без проведения восстановительного ремонта (т.к. ремонт признан нецелесообразным в связи с тем, что стоимость восстановительного ремонта транспортного средства превысила 75% стоимости автомобиля), страховщик обоснованно предложил истцу получить выплату страхового возмещения с условием передачи страховой организации годных остатков поврежденного автомобиля; однако данное требование страховщика страхователем не исполнено, автомобиль истцом продан.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Переход права собственности как механизм борьбы с мошенничеством в сфере обязательного страхования(Крачков П.С.)

(«Законы России: опыт, анализ, практика», 2019, N 12)

Одной из наиболее распространенных схем мошеннических действий является фальсификация объема причиненного ущерба транспортному средству, в частности, используются ранее поврежденные детали внешнего «оперения» автомобиля, неисправные узлы и агрегаты подкапотного пространства, сработавшие системы безопасности (подушки безопасности, ремни, электронные блоки). Мошенники целенаправленно выводят стоимость восстановительного ремонта за пределы лимита ответственности страховой компании (400 тыс. руб.), в этом случае выплата в форме восстановительного ремонта возможна только при условии доплаты потерпевшим (что фактически не встречается на практике) либо с целью признания факта конструктивной гибели транспортного средства — стоимость восстановительного ремонта без учета износа превышает фактическую стоимость транспортного средства до наступления страхового случая — производится выплата разницы стоимости транспортного средства и возможных к реализации годных остатков. К слову сказать, годные остатки остаются у потерпевшего, Закон об ОСАГО не предусматривает возможности компенсации рыночной стоимости транспортного средства и последующей передачи годных остатков в страховую компанию.

Читайте также:  Продолжительность ремонта автомобильной дороги

Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги — новости Право.ру

В декабре 2017-го в Hyundai Solaris Надежды Бурковой* въехал грузовик Scania, который принадлежал обществу «Каштак». Оказалось, что в ДТП виноват водитель грузовика.

Страховая компания «Согласие», где Буркова оформляла ОСАГО, выплатила ей 51 000 руб. на ремонт машины. При расчете этой суммы учли износ поврежденных деталей, как это позволяет сделать единая методика Центробанка.

Но на ремонт Буркова потратила намного больше – почти 110 000 руб. Разницу в 59 000 руб. женщина решила получить с «Каштака», ведь в аварии виноват его водитель. Добровольно компания платить деньги не стала. Если ущерб не превышает 400 000 руб.

, его должна возместить страховая компания, решило общество.

Буркова подала иск в Сакский районный суд Крыма. Но тот подтвердил позицию «Каштака». Недоплаченную сумму страхового возмещения нужно взыскивать со страховой компании причинителя вреда, разъяснила первая инстанция (дело № 2-1141/2019). Апелляция и первая кассация согласились с этим. Тогда Буркова обратилась в Верховный суд. 

ВС: доплачивает виновник ДТП

В Верховном суде спор рассмотрела «тройка» под председательством Александра Киселева. Если страховой выплаты не хватает на ремонт, потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, решили судьи (дело № 127-КГ21-5-К4).

КАСКО и ОСАГО Два миллиона за ДТП: пять крупных исков к страховой

Размер ущерба для выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и размер ущерба, который возмещает причинитель вреда, определяются по разным правилам, напомнил ВС. 

Во-первых, страховая учитывает износ деталей. Из-за этого потерпевший получает меньше денег. А во-вторых, отличаются и цены. Единая методика Центробанка при взыскании ущерба напрямую с виновника ДТП не применяется. В этом случае по ОСАГО должна платить страховая потерпевшего, а не виновника аварии. Но она не может дать больше, чем позволяет единая методика.

Разницу между страховым возмещением и рыночной ценой ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, считает ВС. 

ВС Республики Крым, куда гражданская коллегия вернула спор на новое рассмотрение, отменила решение первой инстанции и удовлетворила иск – но акт апелляционного суда еще не опубликован (№ 33-6021/2021).

А точно ли не платит страховая?

Потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, но только если получил от страховой 400 000 руб. – максимально возможную сумму, считает Александр Домнин из Федеральный рейтинг.
. Но если бы вред компенсировали так, как этого требует закон об ОСАГО, потерпевший получил бы полностью отремонтированный новыми деталями автомобиль, подчеркивает юрист. И все это за счет страховой. 

Вред легковым машинам, которые принадлежат россиянам и зарегистрированы в РФ, по общему правилу возмещается не деньгами, а ремонтом. Его оплачивает страховая, используются только новые детали.

Если страховая не дает направление на ремонт, нужно обращаться не к виновнику ДТП, а через суд требовать от страховой либо это направление, либо компенсацию деньгами.Стоимость ремонта страховая оплачивает без учета износа запчастей.

Ольга Туренко из Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
видит в позиции ВС и полезный акцент.

Суд подчеркнул, что размер ущерба для выплаты по ОСАГО и размер ущерба, который возмещает виновник ДТП, определяются по-разному. Во втором случае потерпевший не ограничен лимитами и может претендовать на полное возмещение вреда, объясняет она.

 

Но есть проблема, добавляет Домнин. При экспертизе стоимости восстановительного ремонта практически все оценщики используют единую методику Центробанка, говорит эксперт.

И если размер ущерба определен исходя из фактических затрат на ремонт, у суда может возникнуть вопрос, почему эти затраты больше стоимости, рассчитанной по средним ценам региона в соответствии с единой методикой.

Судья может решить, что потерпевший злоупотребляет своим правом. А значит, есть риск отказа в иске.

* Имена и фамилии изменены редакцией.

Ответят без износа: как получить за ремонт по ОСАГО больше

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования.

В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти.

В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд.

Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда.

В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, — в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Страховщики требуют доказать реальные убытки

В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.

«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.

«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.

В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.

«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует.

Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст.

393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.

Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст.

15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС.

— В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт.

При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст.

Читайте также:  Как узнать код авторизации ремонта телефона

393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».

По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.

Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.

В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.

«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе.

Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций.

И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы.

Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки.

Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС.

А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс.

рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

Страховое возмещение по ОСАГО может быть больше, чем цена автомобиля при его покупке

В январе Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда рассмотрела вопрос о том, может ли страховое возмещение по ОСАГО превышать стоимость автомобиля, указанную в договоре при его покупке (Определение по делу №41-КГ19-42).

В январе 2018 г. произошло ДТП, в результате которого был поврежден автомобиль Александра Чередниченко. Мужчина обратился в АО «АльфаСтрахование», поскольку именно в этой компании была застрахована гражданская ответственность виновного в аварии.

Однако «АльфаСтрахование» отказалось выплачивать возмещение со ссылкой на заключение эксперта о том, что заявленные повреждения не могли быть причинены в этом дорожно-транспортном происшествии.

Александр Чередниченко направил страховщику претензию, к которой приложил заключение эксперта с определением стоимости повреждений автомобиля.

Поскольку «АльфаСтрахование» никак не отреагировало, мужчина обратился в Каменский районный суд Ростовской области с требованием о взыскании с ответчика 252 тыс. руб. страхового возмещения, 5 тыс. руб. компенсации морального вреда и 126 тыс. руб. штрафа за неисполнение требования потребителя в добровольном порядке.

Суд назначил автотехническую экспертизу, по результатам которой стало ясно, что повреждения автомобиля истца образовались в результате того самого ДТП, стоимость их устранения с учетом износа составляет 252 тыс. руб. В декабре 2018 г. иск был удовлетворен частично. Суд взыскал страховое возмещение и штраф в заявленном размере, а сумму компенсации морального вреда снизил до 4 тыс. руб.

В марте 2019 г. судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда отменила акт нижестоящей инстанции. По результатам апелляционного рассмотрения в пользу Александра Чередниченко было взыскано лишь страховое возмещение в размере 200 тыс. руб.

Ростовский областной суд указал, что возмещение вреда должно обеспечивать восстановление нарушенного права, но не может приводить к неосновательному обогащению. Вторая инстанция установила, что в январе 2018 г.

истец купил свой автомобиль за 200 тыс. руб., и решила, что размер страхового возмещения не должен превышать эту сумму.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда и штрафа, суд сослался на злоупотребление правом.

Александр Чередниченко обжаловал апелляционное определение в Верховный Суд РФ. Во всех инстанциях интересы мужчины представлял адвокат АП Ростовской области Николай Зорин.

По его словам, суд апелляционной инстанции самостоятельно пришел к выводу о необходимости уменьшения суммы страхового возмещения в связи с более низкой стоимостью автомобиля, отраженной в договоре купли-продажи.

Страховая компания указанный довод не заявляла.

Адвокат рассказал «АГ», что в кассационной жалобе в ВС он настаивал на необходимости разграничения понятия цены договора и реальной стоимости имущества. В частности, Николай Зорин обращал внимание на п. 6.

1 Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной положением ЦБ РФ от 19 сентября 2014 г.

№ 432-П, согласно которому при принятии решения о величине стоимости транспортного средства до ДТП необходимо принимать ее равной средней стоимости аналога на момент ДТП по данным имеющихся информационно-справочных материалов.

ВС согласился с тем, что в данной ситуации имеет значение действительная стоимость автомобиля на день наступления страхового случая.

В отличие от этой величины, цена договора купли-продажи – это согласованная сторонами денежная сумма, которую покупатель обязан уплатить продавцу за вещь (п. 1 ст. 454 ГК РФ).

С учетом свободы договора и различных мотивов продажи автомобиля цена договора купли-продажи автомобиля может не соответствовать действительной стоимости машины, подчеркнула судебная коллегия.

Если у суда апелляционной инстанции возникли сомнения в том, что стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля, то он должен был вынести это на обсуждение сторон, а также обсудить вопрос о назначении судебной экспертизы для установления стоимости автомобиля на момент страхового случая, указано в определении.

ВС представил новые разъяснения по ОСАГОПленум Верховного Суда принял постановление о применении судами законодательства об ОСАГО

Не согласилась Судебная коллегия по гражданским делам и с отказом во взыскании с ответчика компенсации морального вреда и штрафа по мотиву злоупотребления истцом правом. Сославшись на положения п. 86 Постановления Пленума от 26 декабря 2017 г. № 58, ВС отметил, что нижестоящая инстанция не указала на обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать об этом.

Напротив, подчеркнул Суд, частично удовлетворяя требования истца о взыскании страхового возмещения, областной суд тем самым признал факт нарушения обязательств ответчиком и обоснованность исковых требований, однако вопреки этим выводам отказал во взыскании компенсации морального вреда и штрафа в полном объеме. Таким образом, в обжалуемом определении содержится противоречие между выводами об удовлетворении требований истца и выводами о его недобросовестности, заключил ВС.

Для устранения существенных нарушений материальных и процессуальных норм Суд направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Николай Зорин сообщил «АГ», что 10 февраля 2019 г. благоприятное для доверителя решение первой инстанции было оставлено в силе Ростовским областным судом (дело № 33-2258/2020).

Комментируя позицию ВС, адвокат АБ «Линия права» Кирилл Коршунов отметил, что цена продажи имущества по умолчанию признается рыночной и соответствующей его действительной стоимости, то есть той цене, по которой этот товар купит большинство покупателей на рынке.

«Однако так происходит не всегда. Как правильно отметил Верховный Суд, цена купли-продажи автомобиля может не соответствовать его действительной стоимости. Определение цены в договоре очень субъективно.

Не исключено, что покупатель был готов заплатить за машину больше, но зачем, если продавец согласен продать за более низкую цену?» – добавил адвокат.

Именно поэтому цена договора отражает чаще всего субъективную стоимость товара для сторон договора и может расходиться со стоимостью затрат на изготовление вещи и стоимостью ее отдельных комплектующих, отметил эксперт.

Кирилл Коршунов подчеркнул, что в контексте страхового возмещения речь, напротив, идет о стоимости автомобиля как о совокупности стоимостей его комплектующих, материалов, работы и ряда иных факторов, то есть об объективной стоимости вещи. «Кроме того, в законе прямо указано, что при определении страхового возмещения необходимо устанавливать объективную стоимость, поэтому вывод Верховного Суда, на мой взгляд, является справедливым», – заключил адвокат.

Адвокат АП Калужской области Дмитрий Кияшко полагает, что Судебная коллегия по гражданским делам ВС исправила явные и грубые ошибки апелляционной инстанции.

«Судьи областного суда проигнорировали нормы права и разъяснения Пленума ВС в угоду собственным представлениям о справедливости, которые у любого человека не без изъяна, и по существу приняли самоуправное решение.

К сожалению, такой подход в апелляции, избалованной отсутствием действенного надзора со стороны кассационной инстанции, не редкость», – отметил эксперт.

По словам адвоката, позиция Верховного Суда полностью согласуется с действующим регулированием и его собственными разъяснениями высшей судебной инстанции.

«В частности, Судом верно указано, что решение о необходимости восстановительного ремонта должно приниматься на основании объективных сведений о действительной стоимости автомобиля на момент ДТП, которая определяется в соответствии с п. 6.

1 Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, а не на дату заключения договора купли-продажи автомобиля», – указал Дмитрий Кияшко.

Адвокат подчеркнул, что при определении действительной рыночной стоимости автомобиля на момент ДТП нельзя руководствоваться его ценой, указанной в договоре купли-продажи, если стороны против этого возражают и у суда имеются иные доказательства.

«В этом деле истец заявил требования, исходя из рыночной стоимости автомобиля на момент ДТП, отличной от его договорной цены, представил соответствующее заключение, подтвержденное затем судебной экспертизой.

Отказывая истцу при таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции по существу наказал его за участие в “налоговой оптимизации” при покупке автомобиля совершенно неуместно», – считает Дмитрий Кияшко.

Ссылка на основную публикацию