Автоматизация работы ремонта оборудования

ООО “ЭнТехЭко”, Украина, г. Харьков

Эффективное управление техническим обслуживанием и ремонтом — важный фактор в повышении конкурентоспособности компаний. Особенно актуально это для предприятий, связанных с транспортом, техническим сервисом, энергетикой.

Механизмы, как и организмы, любят уход и заботу. Успехи медицины, профилактические мероприятия, повышение качества воды и воздуха позволили увеличить среднюю продолжительность жизни в развитых странах Европы на десятки лет.

Точно так же и надлежащее техническое обслуживание, и своевременный — по факту состояния, а не после аварий — ремонт способны существенно продлить срок службы промышленного оборудования.

А также сократить затраты на его содержание (например, за счет снижения расходов на устранение последствий внеплановых остановок), повысить общую надежность работы предприятия и т. д.

Для крупных предприятий, особенно использующих сложное и дорогое оборудование, вопросы ТОиР — технического обслуживания и ремонтов — играют крайне важную роль.

Затраты таких предприятий на ТОиР могут составлять более половины общих расходов на производство продукции.

Энергетика, транспорт и транспортные узлы (порты, станции), горнодобывающие и горнообогатительные предприятия — этот список можно продолжить.

В СНГ дополнительное значение ТОиР придает высокая изношенность производственной базы многих предприятий, а также повышение в последнее время требований к экологической безопасности их деятельности.

Ручной труд на плечи машин

При наличии на предприятии десятков тысяч единиц оборудования, подлежащего контролю состояния, обслуживанию, периодическим ремонтам и модернизации, эффективно выполнять ТОиР — непросто. Еще сложнее, если это оборудование “разбросано” по множеству территориально удаленных объектов.

Облегчить управление ТОиР, повысить его эффективность призваны специализированные компьютерные программы. Автоматизированные системы такого рода уже свыше 20 лет разрабатываются и применяются на западных предприятиях.

Для их обозначения используется аббревиатура CMMS (Computerized Maintenance Management Systems), то есть компьютерные системы управления ТОиР.

В настоящее время все более широкое распространение получают так называемые EАМ-системы (Enterprise Asset Management), обобщающие концепцию CMMS и комплексно охватывающие весь объем процессов, связанных с управлением основными фондами и полным жизненным циклом оборудования (от проектирования до списания).

Работы по автоматизации управления предприятиями велись в свое время и в СССР, в частности, в “ЦНИИКА” (Центральном научно-исследовательском институте комплексной автоматизации). Но интерес к этим, да и не только к этим информационным системам совпал с периодом начала глобальных политических преобразований, приведших к распаду СССР. В этих условиях вопросы автоматизации отошли на второй план.

В то же время западные предприятия, чтобы найти достойный ответ экономическому наступлению японских и других азиатских компаний, активно искали пути повышения конкурентоспособности.

Автоматизация работы ремонта оборудования

Основная задача, стоящая перед CMMS-системами, — это уменьшение затрат на обслуживание оборудования и повышение надежности его работы, что в конечном счете призвано снизить себестоимость производимой продукции и обеспечить стабильность работы предприятия. Последнее отнюдь немаловажно — ведь это в том числе и имидж в глазах партнеров, потребителей и инвесторов, то есть обеспеченный сбыт и перспективы развития.

Если говорить о количественных оценках, то здесь приходится опираться преимущественно на западный опыт — в СНГ статистика такого рода фактически отсутствует. Так, корпорация “Technology for Energy” npoанализировала в 1998 году деятельность более 500 предприятий энергетики США и Европы.

Выяснилось, что применение диагностического мониторинга в ЕАМ-системах может обеспечить сокращение затрат на ремонт оборудования до 50-80 %, расходов на техническое сопровождение до 50-80 %, объемов материально-производственных запасов до 30 % и повышение рентабельности производства до 20-60 %.

С учетом опыта других отраслей и данных других источников, можно говорить о характерном уменьшении на 20 и более процентов затрат на ТОиР. При этом средняя окупаемость внедрения CMMS- и ЕАМ-систем — 1,5-2 года.

Даже с учетом возможных погрешностей при анализе, скидок на чрезмерный “рекламный энтузиазм” поставщиков ЕАМ-систем, а также различий в экономических условиях СНГ и стран Запада — все это весьма впечатляет.

Вместе или порознь?

Почему ЕАМ-системы выделяют в отдельный класс и почему бы не объединить все в рамках уже достаточно привычных ERP-систем (Enterprise Resources Planning — планирование и управление ресурсами предприятия)? 

Дело в том, что техническое обслуживание и ремонты оборудования, или — в более широком варианте — управление основными фондами, не просто большой и достаточно самостоятельный бизнес-процесс, “достойный” собственной системы автоматизации. Это еще и свой подход к организации работ, далеко не во всем созвучный основным положениям концепции MRP/ERP.

Действительно, ERP-системы изначально ориентировались на дискретное производство с заданным циклом операций определенной длительности. При этом основная задача ERP-системы состояла в том, чтобы максимально способствовать производству заданного объема определенной номенклатуры продукции в заданный срок и с минимально возможными издержками.

В случае ремонтов задача несколько другая — не просто снизить до минимума издержки при выполнении определенных процедур, но и сократить сами работы — как по видам, так и по объему (добиться в идеале полного отсутствия внеплановых остановов и связанных с ними аварийных ремонтов).

Кроме того, ремонтная деятельность проводится в условиях существенной неопределенности данных — даже при всестороннем мониторинге состояния и износа оборудования объем и номенклатура необходимых запасных частей все равно носит вероятностный характер — в отличие от конвейера (зона “ответственности” ERP-системы), где все необходимые детали строго определены (и исходя из заказа, можно точно рассчитать, сколько и чего должно быть в то или иное время на складе).

Из-за этих и других особенностей ремонтная деятельность часто выделена на предприятиях организационно. Впрочем, не только на предприятиях — вспомним автосервис как самостоятельную отрасль, специализированные предприятия по ремонту и модернизации авиационной техники, в конце концов — “Рембытсервис”.

С другой стороны, модули автоматизации ТОиР (или ТОРО — технического обслуживания и ремонтов оборудования) присутствуют в целом ряде ERP-систем западного производства (SAP R/3, IFS Applications) и интегрированных систем управления предприятиями, разработанных в СНГ (“Галактика”, “Парус”, “1Т-Предприятие”).

Причины востребованности специализированных CMMS- и ЕАМ-систем в том, что они являются экспертными разработками, что с учетом отмеченной выше специфики крайне важно.

Система-специалист, как и любой профи, предоставляет, как правило, более полное, всестороннее, глубокое решение поставленной задачи.

Комплексная же система (в данном случае ERP) дает более широкий охват задач в одной “упаковке”, хотя порой и ценой меньшей проработанности отдельных направлений.

Сегодня право на жизнь вполне успешно доказывают оба подхода к автоматизации ТОиР. Какой из них выбрать для конкретного предприятия — во многом зависит от значения ТОиР в его хозяйственной деятельности.

Здесь, как в медицине, — если вам нужно общее обследование и наблюдение, вы идете в поликлинику.

Но если вас беспокоит важная и постоянная проблема, то вы предпочитаете обратиться в специализированные центры, где и нужное оборудование есть, и практика специалистов по данному профилю больше, и комплекс услуг обычно шире.

Автоматизация работы ремонта оборудования

В СНГ есть и своя специфика в проблеме “выбрать специализированную систему или ERP”. Обычно внедрение ERP-систем происходит по схеме, когда в первую очередь речь идет о финансовых модулях, модулях расчета зарплаты, снабжения и сбыта, ведения складского хозяйства, отношений с клиентами.

К собственно производственным участкам, особенно носящим “вспомогательный” характер, приступают позже всего, когда уже затрачены немалые временные, людские, финансовые ресурсы, где-то энтузиазм уже не тот и т. д. В результате автоматизация такого важного участка, как ТОиР, нередко переносится на перспективу.

Приобретение же специализированной CMMS- или EАМ-системы позволяет не откладывать автоматизацию ТОиР в долгий ящик.

Практика автоматизации ТОиР

В качестве примера рассмотрим программный комплекс АСУ РТО (автоматизированная система управления ремонтно-техническим обслуживанием), разработанный харьковской компанией “ЭнТехЭко”.

Причины такого выбора просты — пожалуй, это единственное представленное в Украине специализированное решение для автоматизации управления ТОиР, для которого есть опыт практической эксплуатации на отечественных предприятиях в течение сколько-нибудь продолжительного времени.

Система АСУ РТО была создана в 2000 году.

Она спроектирована и разработана с участием специалистов, ранее работавших в “ХИКА” (Харьковском институте комплексной автоматизации, бывший филиал “ЦНИИКА”), и опирается на мощную теоретическую и практическую базу (перечни и регламенты работ по ТОиР; нормативную и техническую документацию, базы комплектующих, узлов и агрегатов промышленного оборудования и т. д.). В ней учтены также подходы, заложенные в лучших западных аналогах. Как следствие, в АСУ РТО сочетаются развитые функциональные возможности с детальным учетом специфики и норм организации производства, принятых в СНГ.

В настоящее время система АСУ РТО используется на таких предприятиях, как Углегорская, Змиевская, Трипольская ТЭС, продолжается внедрение второй очереди системы на ТЭЦ-5 АК “Киевэнерго”.

Накопленный опыт практической эксплуатации очень важен — не секрет, что для создания эффективной системы автоматизации необходимы серьезные финансовые и людские ресурсы.

Поэтому реально любая система проходит ряд этапов зрелости, с каждым годом “обрастая” все более развитыми возможностями, предоставляя лучшие сервисы, повышая удобство пользования и т. д.

Существенным отличием системы АСУ РТО является наличие ГИС-модуля. ГИС — технология геоинформационных систем — позволяет АСУ РТО эффективно работать с территориально распределенными объектами.

Благодаря ГИС пользователь не только видит, где и какой объект находится на местности (на карте), какое оборудование на нем установлено, каковы его характеристики, текущее состояние и т. д.

, но и может выполнять целый ряд операций по поиску и сортировке объектов, перемещению оборудования.

Читайте также:  Ремонт ключей для автомобиля краснодар

Для повышения эффективности планирования работ по ТОиР система АСУ РТО может быть интегрирована с системой Microsoft Project. Это позволяет выполнять тонкую доводку календарно-сетевых графиков работ и планов использования ресурсов в процессе выполнения ТОиР.

Среди относительных недостатков АСУ РТО — отмеченная выше и присущая в принципе всем специализированным системам сосредоточенность на одном бизнес-процессе.

Понимая это, разработчики предусмотрели возможности интеграции системы с финансово-экономическими программными комплексами и ERP-системами — как производимыми самой компанией “ЭнТехЭко” (в частности, комплексом “Финансовая Коллекция”), так и разработками сторонних производителей.

Возможен также интерфейс с системами уровня АСУ ТП, что создает основы для перехода к обслуживанию и ремонтам оборудования по его состоянию — наиболее прогрессивному и эффективному способу ведения ТОиР на сегодня.

Для многих предприятий вопросы повышения эффективности использования производственных фондов и снижения затрат на их обслуживание — одни из самых острых. Улучшение в последние годы экономического положения дает возможность вплотную заняться автоматизацией такого важного участка, как ТОиР. Наверное, пришло время превратить эту возможность в практику экономической жизни. 

  • Статья предоставлена Украинским промышленным журналом “ММ Деньги и Технологии”.

Как сократить затраты на обслуживание оборудования на 20%, автоматизировав работу технической службы

Егор Хребтов, Генеральный Директор группы компаний «Белый Кит», Челябинск

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье:

  • Как база знаний сокращает издержки на плановый ремонт.
  • Какая хитрость мотивирует сотрудников быстро перейти на работу в новой информационной системе.
  • Зачем включать медсестер в службу техподдержки.

Мы используем сложное импортное оборудование. Среди приборов — 3D-томографы, аппараты для лазерной терапии, электрокардиографы, стоматологические и литейные установки, компрессоры.

Каждый месяц техническая служба получает от 100 заявок на ремонт и обслуживание техники. Каждую заявку нужно включить в график работ с учетом срочности, сложности и времени исполнения.

При этом ремонт приходится планировать с учетом загрузки врачей и коротких интервалов для проведения работ.

Три года назад мы поняли, что необходимо автоматизировать работу технической службы. «Ручной» режим организации ремонта технического оборудования сопровождают четыре проблемы.

Четыре проблемы «ручной» организации ремонта оборудования

Конфликты сотрудников техслужбы и медперсонала. Инженеры медленно обрабатывали заявки, иногда вовсе теряли их. Приезжали на вызовы с опозданием, вынуждая врачей прерывать прием пациентов. Врачи жаловались и манипулировали руководством: «мы это не сделали, потому что оборудование не работало месяц, его никто не чинил».

Непрозрачность загрузки техслужбы. Повторные неактуальные заявки парализовали техслужбу. Работа инженеров перешла из режима «заявка — ремонт» в режим «я забыл об этом, потому что выполнял другую сложную работу».

Непрозрачность учета ремонта. Мы купили рентгеновский аппарат. Документации по его ремонту никто не вел. Информация об оборудовании и методах устранения поломок хранилась в блокнотах инженеров. Через некоторое время мы перестали понимать, где оборудование, в каком оно состоянии и почему на его ремонт приходят счета с такими крупными суммами.

Сознательное затягивание инженерами неудобных работ. Отсутствовала база истории ремонтов оборудования. Инженеры не выполняли планово-предупредительный ремонт, списывали работающие запчасти.

Как выбирали продукт для автоматизации

Проанализировали, какие решения для автоматизации учета медицинского оборудования, автоматизации заявок на ремонт предлагает рынок. Выяснили, что западные продукты дороги, сложны во внедрении и громоздки, а российских нет. Тогда обратили внимание на продукт «1С:ITIL Управление информационными технологиями предприятия».

Интегратор «1С-Рарус» продемонстрировал возможности программы. Однако предупредил: хотя программа и подходит для медицинского учреждения, на практике ее никто не применял.

Нам предложили купить коробочную версию, обещали предоставить необходимые инструкции, но адаптировать продукт пришлось бы самостоятельно. Взвесив плюсы и минусы, мы решили рискнуть. Программа совместима с другими продуктами «1С», что позволит легко вести базы данных, к тому же ее цена ниже западных аналогов.

Семь этапов автоматизации технической службы

В проектную группу включили IT-директора, исполнительного директора, инженера, главного врача, старшую медсестру и бухгалтера. Я выступал куратором. Проект реализовали в семь этапов.

Этап 1. Анализ бизнес-процессов. Описали путь заявки на ремонт медицинского оборудования: кто создает, кому передает, каковы требования к оформлению, в какие сроки инженеры обязаны выполнить. На выходе получили процесс «как есть».

Этап 2. Создание новых бизнес-процессов. Опираясь на процесс «как есть» и требования продукта «1С:ITIL Управление информационными технологиями предприятия», разработали процесс «как надо».

Две линии техподдержки. В первую линию попадают заявки, которые не связаны с поломкой. К примеру, сотрудник не знает, как включить или перезагрузить оборудование. Это не поломка, а нарушение правил эксплуатации. Такие заявки выполняет старшая медсестра. Вторая линия — заявки на ремонт. Их выполняет инженер. Две линии техподдержки позволили не перегружать инженеров.

Новые виды отчетов и уведомлений. Некоторых отчетов в программе не было. Например, учета запчастей, учета качества ведения поломок, учета ремонтов. Их дописали своими силами. Также самостоятельно добавили функцию рассылки уведомлений об инцидентах по электронной почте и т. д.

Единая база данных активов и знаний. Сведения об оборудовании, комплектующих, запчастях, инструментах и методах устранения поломок содержатся в единой базе данных активов. Пользователь базы получает полную информацию, чтобы провести быструю диагностику оборудования (размещение, жизненный цикл, техническая документация). В базе накапливаются примеры эффективного устранения инцидентов.

Этап 3. Разработка регламентов для техслужбы. Мы создали регламенты для:

  • процесса управления поломками;
  • процесса управления медицинским оборудованием;
  • работ по регистрации и оформлению заявок;
  • работ по плановому ремонту.

Этап 4. Установка, настройка и тестирование информационной системы. Сначала установили сервер. Затем — клиентское приложение на рабочие станции задействованных сотрудников. Настроили дополнительные отчеты. Заполнили справочники: модели и производители оборудования, регламентные задачи, списки пользователей, типы услуг. Проверили маршруты движения заявок.

Этап 5. Обучение сотрудников. Провели общий инструктаж. Затем устроили деловую игру, в которой объяснили персоналу, как оформлять и вводить заявки в программу. Отдельно отработали создание заявок по внеплановым инцидентам. Объяснили, что больше не принимаем заявки в устной и письменной форме.

Этап 6. Стимулирование сотрудников к работе в программе. Побудить коллектив быстрее переходить на оформление электронных заявок вместо звонков по телефону помогла хитрость.

Не выполняли заявки, не оформленные в информационной системе. Когда сотрудник жаловался, что инженер не реагирует на заявку, мы говорили, что не видим ее в программе.

Другими словами, если врач не получил своевременный ремонт техники — это его проблема.

Этап 7. Техническая и методическая поддержка. После установки и настройки системы в течение месяца (раз в три дня) ежедневно проверяли маршруты движения заявок.

Как теперь проходит прием заявок и ремонт оборудования

Если оборудование выходит из строя, пользователь обращается за помощью (см. рис. 1). Указывает логин в системе и номер телефона, называет проблему, описывает инцидент.

Автоматизация работы ремонта оборудования

Сначала заявку получает первая линия техподдержки. Если специалист первой линии находит решение, он отправляет инструкции сотруднику на почту.

Если проблема серьезная и первая линия не может помочь, заявка уходит к инженерам на единый монитор потока заявок.

Каждой заявке программа присваивает соответствующий статус сервисных работ, цветом определяет приоритет задачи, стоимость и сроки устранения инцидента. Так, зеленым цветом помечаются планово-предупредительные работы. Красный цвет означает критическую поломку.

Пример критической поломки: сбой ПО, который влечет некорректную диагностику больного. Инженер видит новую заявку на мониторе, ее приоритет и важность, получает уведомление по электронной почте. Ищет решение проблемы в базе знаний. Устранив проблему, закрывает инцидент.

Затем он отправляет письмо сотруднику с разъяснениями и отчетом о выполненной работе.

Добавлю, что инженер видит в программе историю выполнения заявки (см. рис. 2). Сотрудник же получает на рабочий компьютер уведомление каждый раз, когда заявка меняет статус. Например, заявка принята, заявка в работе, заявка выполнена и т. д.

Автоматизация работы ремонта оборудования

Инженеры фиксируют сбои техники отдельно по каждому виду оборудования. При повторном сбое программа присваивает проблеме статус «системная». Это помогает вовремя выполнять планово-предупредительные ремонты, выявлять и устранять системные ошибки, предотвращать выход техники из строя.

Кроме того, программа предупреждает инженеров о приближающихся сроках профилактического ремонта оборудования. На монитор инженера и компьютер медицинского работника, в чьем ведении находится оборудование, приходит напоминание.

Четыре ключевых результата

Проект длился шесть месяцев. После его завершения мы сразу почувствовали эффект. Коллектив отмечает, что «стало лучше». Вот еще четыре улучшения.

Число невыполненных или выполненных с опозданием заявок свелось к нулю. Теперь инженеры получают зарплату не за ремонт, а за бесперебойную работу оборудования. Чем дольше техника не ломается, тем выше зарплата. Для расчета премии инженеров используем четыре KPI:

  • качество ведения заявок;
  • средняя оценка качества устранения ошибки;
  • доля закрытых нарядов из числа зарегистрированных в системе;
  • бюджет, потраченный на ремонт и на внеплановые инциденты.

Затраты на содержание медицинского оборудования и прочих технических систем сократились до 20%. Программа показывает, кто и какие узлы и детали оборудования снимал, что отправляли на ремонт и т. д.

Раньше случалось, что мы оплачивали ремонт техники, когда она еще была на гарантии. Теперь видно, какое оборудование на гарантии, а какое — нет. Благодаря базе данных есть информация о самых используемых запчастях и комплектующих.

Теперь мы приобретаем только то, что требуется в конкретный момент, или то, что используем чаще всего.

Читайте также:  Ремонт компрессоров автокондиционеров подольск

Нагрузка на техслужбу снизилась на 15%. В регламент планово-предупредительных ремонтов включили ответственность врачей и медсестер за бесперебойную работу оборудования. Теперь медицинский персонал сам выполняет часть работ по эксплуатационному обслуживанию оборудования. Инженерам стало проще планировать рабочее время.

Количество внеплановых инцидентов сократилось до 40%. Программа хранит истории поломок и перемещений, ремонтов и обслуживаний, сопроводительную документацию. Эта информация позволяет заранее планировать ремонт и замену техники.

Вывод. Автоматизация процесса сбора заявок на ремонт и организации ремонта оборудования:

  • избавила коллектив от конфликтов;
  • снизила нагрузку на техническую службу, тем самым позволив сотрудникам повысить качество работы;
  • сократила затраты на ремонт оборудования и техники;
  • увеличила выручку, так как теперь мы не отменяем прием пациентов.

Системы управления техническим обслуживанием и ремонтом (СУ ТОиР)

Компьютерные системы управления техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР) — это программный инструмент контроля и управления техническим состоянием оборудования, зданий и сооружений, используемых в повседневной деятельности предприятия.

Задачи технического обслуживания и ремонта (ТОиР, ТОРО) актуальны для компаний, эксплуатирующих оборудование, здания и сооружения.

Перечисленные физические активы представляют собой важную инвестицию для любого бизнеса, поэтому процессы ТОиР необходимы для оптимального использования данных основных фондов.

Поставленные на высоком уровне процессы ТОиР обеспечивают: высокую техническую готовность оборудования, оптимальную производительность основных средств производства, минимальное время простоя основных фондов, оптимальную оборачиваемость активов.

Бизнес-процессы технического обслуживания и ремонта охватывают несколько этапов жизненного цикла активов – от приобретения до утилизации.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту непосредственно выполняются техническими специалистами (механиками и техниками).
Управление такими работами и планирование обеспечивают руководители (главные механики, менеджеры по ремонту).

Часто на предприятиях выделяются следующие виды ремонтов и технического обслуживания:

  • Планово-предупредительное техническое обслуживание (ППТО, Planed Maintenance), предусмотренное в эксплуатационной документации и выполняемое по установленному производителем графику.
  • Предиктивное техническое обслуживание (Predictive Maintenance, PdM), выполняемое в соответствие с результатами анализа информации, получаемой с датчиков оборудования в режиме реального времени.
  • Сервисное обслуживание, то есть техническое обслуживание и ремонт, выполняемые силами сервисных центров.
  • Текущий ремонт, выполняемый для поддержания работоспособности актива.
  • Средний ремонт, выполняемый для обеспечения исправности и частичного восстановления ресурса актива.
  • Капитальный ремонт, выполняемый для обеспечения исправности и полного восстановления ресурса актива.

Программные системы управления техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР, англ.
Maintenance Management Systems, MM) предназначены для управления и поддержания базы данных об эксплуатируемом оборудовании, его техническом состоянии и работах, связанных с этими активами.

Программное обеспечение ТОиР обычно поставляется в виде комбинации функциональных модулей для: управления данными об оборудовании; планирования технического обслуживания и ремонтов; управления заказами на выполнение работ; отслеживание исполнения и результатов работ; управления запасами запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП); управления материально-техническим обеспечением (МТО), заявками на снабжение и заказом ЗИП; обеспечением справочной информацией и хранением регламентов технического обслуживания; отслеживанием технической готовности активов и ведением электронных формуляров (паспортов).

Таким образом, программный продукт ТОиР может быть эффективным средством оптимального управления различными физическими активами предприятия.

Чтобы помочь реализовать основные функции, программы и сервисы СУ ТОиР могут также предоставлять ряд дополнительных технических возможностей, таких как сканирование QR или штрих-кодов, распознавание голоса, интеграция с датчиками умного оборудования (в соответствие с концепцией Промышленный интернет вещей).

Помимо решений СУ ТОиР существует также много точечных решений, которые фокусируются исключительно на одной или нескольких из упомянутых выше функций.
Эти программные инструменты продаются как автономные программные продукты, и хотя они интегрируются с ТОиР, они не считаются системами управления ТОиР.

АдминистрированиеВозможность администрирования позволяет осуществлять настройку и управление функциональностью системы, а также управление учётными записями и правами доступа к системе.Ведение данных оборудованияФункции Ведение данных оборудования позволяют централизовано вести все необходимых данных об оборудовании (в т.ч.

с применением технологий электронного паспорта, электронного дела, электронного формуляра)Импорт/экспорт данныхВозможность импорта и/или экспорта данных в продукте позволяет загрузить данные из наиболее популярных файловых форматов или выгрузить рабочие данные в файл для дальнейшего использования в другом ПО.

Контроль освидетельствованийФункции Контроль освидетельствований позволяют применять систему для контроля проверок, поверок и освидетельствований, как внутренних так и внешнихМногопользовательский доступВозможность многопользовательской доступа в программную систему обеспечивает одновременную работу нескольких пользователей на одной базе данных под собственными учётными записями. Пользователи в этом случае могут иметь отличающиеся права доступа к данным и функциям программного обеспечения.Наличие APIЧасто при использовании современного делового программного обеспечения возникает потребность автоматической передачи данных из одного ПО в другое. Например, может быть полезно автоматически передавать данные из Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) в Систему бухгалтерского учёта (БУ).
Для обеспечения такого и подобных сопряжений программные системы оснащаются специальными Прикладными программными интерфейсами (англ. API, Application Programming Interface). С помощью таких API любые компетентные программисты смогут связать два программных продукта между собой для автоматического обмена информацией.Отчётность и аналитикаНаличие у продукта функций подготовки отчётности и/или аналитики позволяют получать систематизированные и визуализированные данные из системы для последующего анализа и принятия решений на основе данных.Планирование ТОиРФункции Планирование ТОиР позволяют применять систему для планирования технического обслуживания и ремонтов (в т.ч. краткосрочного, долгосрочного, периодического)Планово-предупредительное обслуживаниеФункции Планово-предупредительное обслуживание позволяют применять стратегии планово-предупредительного технического обслуживания (ППТО) или планово-предупредительного ремонта (ППР), основанного на календарном плане ТОПредиктивное обслуживаниеФункции Предиктивного обслуживания (также называется диагностическим, упреждающим) позволяют применять стратегию предиктивного (PdM) технического обслуживания (ТО), основанного на получаемых в реальном времени данных с «умного» оборудованияУправление заказами ЗИПФункции Управление заказами ЗИП позволяют осуществлять заказ запасных частей, инструментов и принадлежностей из интерфейса системыУправление запасами и хранением ЗИПФункции Управление запасами и хранением ЗИП обеспечивают контроль уровня запасов запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП), а также управление хранением, складом и инвентаризациейУправление работами (нарядами)Функции Управление работами (нарядами) позволяют создавать работы/задачи/наряды, распределять их среди ответственного персонала, контролировать выполнение работХранение истории работ ТОиРФункции Хранение истории работ ТОиР позволяют сохранять историю ТОиР, проводившихся в отношении единиц оборудованияМодель структуры оборудованияМодель структуры оборудования позволяет применять в системе модели структуры оборудования, упорядоченные по функциям или по размещениюФункциональная 3D-модель оборудованияФункциональная 3D-модель оборудования обеспечивает представление обслуживаемого оборудования в виде трёхмерной модели с возмодностью изучения функций и взаимосязей составных частейХранение технической документацииХранение технической документации обеспечивает централизованное хранение эксплуатационной и ремонтной (технической) документации и удобную организацию справочной информации

Поскольку оборудование может быть дорогостоящим, оптимизация его использования имеет решающее значение для достижения положительной отдачи от инвестиций.

Основные преимущества систем СУ ТОиР:

  • Оптимизация использования активов, что крайне важно для эффективности бизнеса, поскольку простои оборудования могут привести к существенным сбоям в производственной или логистической деятельности.
  • Повышение производительности труда сотрудников путём планирования мероприятий по техническому обслуживанию на основе доступности ресурсов.
  • Поскольку для технического обслуживания в полевых условиях часто требуются поездки, СУ ТОиР также помогают сократить время, затрачиваемое техниками на дороге к объекту, и время простоя оборудования.

Системы управления активами предприятияСистемы управления активами предприятия (СУАП, англ. Enterprise Asset Management, EAM) позволяют предприятиям различных отраслей просматривать, управлять и анализировать используемые в работе активы. В отличие от традиционных автоматизированных систем управления ТОиР, методика работы EAM-систем ставит в центр методологии управления сами активы и их техническую информациюАвтоматизированные системы управления техническим обслуживаниемАвтоматизированные системы управления техническим обслуживанием (АСУ ТО, англ. Computerized Maintenance Management Systems, CMMS) помогают компаниям контролировать и управлять средствами производства, инструментами и оборудованием, используемыми в рамках повседневной деятельности компанииСистемы управления выездным сервисным обслуживаниемСистемы управления выездным сервисным обслуживанием (СУВСО, англ.
Field Service Management Systems, FSM) — это цифровое решение, которое помогает компании координировать операции выездных специалистов в рамках работ по сервисному обслуживаниюСистемы предиктивного технического обслуживанияСистемы предиктивного технического обслуживания (СПТО, англ. Predictive Maintenance Systems, PdM) предназначены для контроля технического состояния оборудования в реальном времени (при помощи сенсоров и датчиков на оборудовании) и планирования технического обслуживания на основе полученных данных о состоянии активов

Чтобы претендовать на включение в категорию систем управления техническим обслуживанием и ремонтом, программный продукт должен:

  • Управлять различными типами активов в нескольких местах размещения;
  • Отслеживать запасы запасных частей, инструментов, материалов и принадлежностей (ЗИП), необходимых для технического обслуживания;
  • Планировать мероприятия по техническому обслуживанию, таких как осмотры, ремонт и модернизация;
  • Управлять ресурсами (персоналом и ЗИП) и распределять их на операции технического обслуживания;
  • Предоставлять отчеты и аналитическую информацию об использовании активов, расходах на техническое обслуживание и производительности механиков (техников);
  • Обеспечивать соответствие активов требованиям безопасности и экологическим нормам;
  • Обеспечивать мобильный дружественный интерфейс или мобильные приложения для техников обслуживания на местах.

Автоматизированные системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования

− неполнота данных о проведенных работах по ТОиР. Собрать данные о тысячах работ в бумажной форме или в таблицах Ехсеl не представляется возможным. В итоге даже энергичный руководитель бессилен перед отсутствием необходимой ему для анализа информации;

− низка достоверность представления и анализа технических и финансовых показателей эксплуатации оборудования. Эта информация поступает от нескольких источников (от различных служб предприятий), имеет нестыковки и противоречия, обусловленные, кроме всего прочего, внутрикорпоративными интересами различных групп;

− сопровождение и корректировка регламентов, нормативов носит случайный (разовый) характер. Системная и непрерывная работа, необходимая в данной сфере, не ведется по причине отсутствия статистических данных за достаточно длительный период. В итоге данные документы весьма далеки от реальности, что дает исполнителям работ оправдывающие аргументы в случаях перерасхода ресурсов или времени;

Читайте также:  Северодвинск ремонт подвески автомобиля

− недостаточно глубокая детализация регламентов ППР. Отсутствует адекватный инструмент, необходимый для детального регулирования работ, который позволил бы охватывать весь объем требуемой информации;

− нет необходимой точности в планировании, расчете затрат на ремонты, в формировании плана закупа материалов, в анализе ремонта. Соответственно невозможно однозначно классифицировать те или иные внеплановые издержки — появились ли они по причине изначально неточного планирования или причина их возникновения кроется в недостатках организации работы участников ТОиР;

− нет возможности взаимоувязанной оперативной корректировки плана ремонтов и плана закупки материалов.

Эти два плана информационно не связаны, поэтому, например, исключение из плана какой-либо работы не приведет к изменению плана снабжения — запчасти на работу все равно будут закуплены и осядут на складе.

И наоборот — сокращение (секвестирование) финансовых средств на закупку ТМЦ не приведет к корректировке плана работ;

  • − отсутствует системный подход при определении видов оборудования, для которых целесообразно перейти с календарного регламента ТОиР на ремонт по наработке и фактическому состоянию. В итоге предприятие несет издержки на выполнение работ, которые могли бы и не проводиться;
  • − нет оперативного контроля наличия на складах и автоматизированного дозаказа недостающих материалов и запчастей для проведения ремонтов. По этой причине к началу ремонтов запчасти могут отсутствовать, возникают внеплановые простои, также могут закупаться избыточные материалы и запчасти;
  • − нет оперативного контроля текущего статуса каждой единицы основных фондов по месту установки и критериям состояния. Такая информация приходит к руководителю с большим опозданием, когда возможное решение по ней уже устарело:
  • − нет замкнутой системы в определении норм материалов и запчастей для проведения ремонтов, их получения и списания с указанием единицы оборудования и вида работы. Зачастую случается, что механики даже одного цеха, не говоря уже обо всем предприятии, руководствуются различными нормами;

− отсутствует единая классификация оборудования и взаимосвязь различных служб, задействованных в одну технологическую цепочку.

Механическая, электро- и энергослужба, служба обслуживания подъемно-транспортного оборудования, служба снабжения изолированы друг от друга.

Координация планирования и выполнения работ, их обеспечения ресурсами в итоге фактически ложится на начальника цеха и его заместителя по оборудованию и зависит от степени энергичности их действий.

Отсюда видна крайняя необходимость создания и внедрения на предприятиях АСУ ТОиР. В зависимости от специфики предметной области функции одних АСУ ТОиР могут отличаться от функций других (например, АСУ ТОиР механического оборудования может иметь ряд отличий от АСУ ТОиР электрооборудования).

Вместе с тем, все автоматизированные системы управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования характеризуются наличием множества однотипных функциональных задач и соответствующих им программных модулей. В качестве типовых задач, решаемых АСУ ТОиР можно, например, указать следующие.

− Создание баз данных, содержащих информацию об оборудовании предприятия, его технических, технологических и ремонтных характеристиках.

− Создание баз данных нормативной ремонтной документации (нормы времени, технико-экономические нормативы и др.).

− Создание баз данных графической технологической и конструкторской документации (технологические схемы, чертежи и др.).

  1. − Контроль состояния оборудования предприятия, регистрация отказов и дефектов оборудования, контроль их устранения и анализ причин возникновения и развития.
  2. − Компьютерная поддержка выполнения функций различных видов ремонта и технического обслуживания оборудования.
  3. − Определение потребностей в материальных ресурсах на ремонты, анализ и контроль их использования.
  4. − Формирование архивов ремонтов и отказов оборудования.
  5. Литература:
  1. Матюшин В. А., Антоненко И. Н. Автоматизация управления техническим обслуживанием и ремонтами на металлургическом предприятии // Автоматизация в промышленности. 2007. № 9. С. 42–46.
  2. Моделирование информационных сетей и производственных модулей интегрированных АСУ на базе динамических графов. Ташкент, «IQTISOD-MOLIYA», 2009, С. 188.

Управление процессом технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОиР)

Collaborative Minds Blog

29.11.2012

Управление процессом технического обслуживания и ремонта может быть ключевым бизнес-процессом вашей компании или важной составляющей бизнеса при производстве и продаже сложного наукоемкого оборудования. В любом случае, от качества услуг по ремонту и обслуживанию зависит удовлетворенность заказчиков, затраты на обслуживание, и, в итоге, репутация и прибыль вашей организации.

Если Вы заинтересовались решением, попробуйте новую систему для автоматизации, управления и оптимизации комплексных бизнес-процессов – Comindware Business Application Platform. Подробнее на нашем сайте.

Необходимым условием построения эффективного управления техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР) является прозрачность, измеримость и управляемость процесса. Для того, чтобы достичь максимального уровня этих составляющих – необходимо автоматизировать процесс ТОиР.

Возникает вопрос о выборе решений для автоматизации. Очевидно, что вы хотите быстро получить результат и развивать решение в дальнейшем, подстраивая его под свои требования, причем и стартовать и развивать решение хочется с минимумом затрат и оперативно подстраивать его под изменяющиеся требования.

“…автоматизация процесса управления ремонтами оборудования максимально повышает его прозрачность и контролируемость…”

В этой статье я расскажу вам, как запустить управление ремонтами всего за 4 шага с помощью решения для управления бизнес-процессами Comindware BPM. И, в дальнейшем, вы сами сможете вносить изменения буквально в считанные минуты без привлечения других специалистов.

Диагностика и ремонт сложного оборудования зачастую включает участие нескольких специалистов разной квалификации на разных этапах, поэтому для эффективной и слаженной работы просто необходимо, чтобы вся информация по заявке была под рукой и специалисты могли сосредоточиться на своем участке совместной работы. При этом организация процесса должна занимать минимум усилий.

  • Что важно отслеживать? Статус, вид неисправности, сроки ремонта, затраты на ремонт.
  • Хотите анализировать ремонты в различных разрезах: по типу оборудования, по категории неисправности.

Как этого достигнуть? В Comindware BPM это займет 4 шага:

1. Создание шаблона процесса управления ремонтами оборудования

Итак, создаем шаблон процесса:

2. Указываем необходимые данные для заявки в шаблоне

Каждая заявка на ремонт оборудования содержит множество данных, например:

  • Клиент. Это может быть компания или организация, подразделение, филиал, или любая другая организационная единица.
  • Контактное лицо у клиента, отвечающее за оборудование.
  • Наименование оборудования
  • Тип оборудования
  • Серийный номер
  • Дата приобретения
  • История ремонтов данного оборудования
  • Описание конкретной неисправности
  • Решение
  • Статус по данной заявке
  • Другие данные

Создание экранной формы заявки на ремонт оборудования в Comindware Tracker.

Для хранения клиентов в едином списке необходимо создать форму для клиента.

Сделать то же самое для оборудования:

3. Создание группы для каждого из шаблонов и общей рабочей области (workspace) для этих групп

4. Ввод данных и создание отчетов

В Comindware Tracker возможны как графические, так и списочные виды отчетов.

Заполняем список оборудования (и делаем то же самое с клиентами):

Заполняем заявки на ремонт оборудования:

Так как мы хотим отслеживать заявки по разным критериям, а именно:

  • по статусу заявки (Заяка принята, Диагностика, Поиск неисправности оборудования, Ремонт, Доставка, Заявка выполнена),
  • по исполнителю,
  • по клиентам,

то, мы создаем панель мониторинга (dashboard) и добавляем необходимые графики:

ВАЖНО! Скачайте готовые шаблоны описанного здесь решения по ТОиР, основанном на Comindware BPM:

  • Repair – шаблон заявки на ремонт, включая рабочий процесс прохождения заявки,
  • Client – шаблон данных клиента,
  • Equipment – шаблон единицы оборудования.

Решение по управлению ремонтами оборудования на основе Comindware Tracker готово к работе!

“…в случае необходимости возможно оптимизировать процесс ремонта

налету

, без дополнительного программирования…”

Все участники, участвующие в процессе ремонта оборудования, могут:

  • в режиме реального времени получать актуальную информацию о статусе любой заявки,
  • оперативно принимать управленческие решения на основании имеющихся данных,
  • формировать отчеты, получать необходимые аналитические данные,
  • в случае необходимости оптимизировать процесс ремонта налету, без дополнительного программирования.

В дальнейшем, по мере накопления данных, можно легко добавить новые возможности для этого решения:

  • новые списки для удобства работы с разными фильтрами и группировками,
  • настроить уведомления по электронной почте (email),
  • автоматически, на основании типа оборудования, указывать конкретных исполнителей на каждом этапе процесса ремонта,
  • добавить широкий спектр аналитических данных: категории неисправностей, регионы, и тп.,
  • расширить отчетность и формировать отчеты в реальном времени по: срокам ремонта, загруженности специалистов, стоимости ремонта, сериям и дате выпуска оборудования, и по многому другому.

Если Вы заинтересовались решением, попробуйте новую систему для автоматизации, управления и оптимизации комплексных бизнес-процессов – Comindware Business Application Platform. Подробнее на нашем сайте.

[ad#sales-info]

Дмитрий Богданов, консультант по автоматизации бизнес-процессов и управления проектами на основе решений Comindware. Имеет более чем 20-ти летний опыт оптимизации бизнес-процессов, внедрения систем управления предприятием и управления ИТ-проектами.

Мы в соцсетях

  • Компания Comindware признана крупнейшим разработчиком систем управления бизнес-процессами среди российских компаний.
  • заказать демо
  1. Интересная книга
  2. Взгляните на цифровую трансформацию глазами ИТ-директора СургутНефтеГаз

подробнее

  • Кейс внедрения
  • Узнайте, как цифровизовать бизнес-процессы в компании с географически распределённой структурой.

подробнее

  1. Аналитический обзор
  2. Узнайте как создать ИТ-стратегию и -среду, соответствующую современному темпу развития цифрового бизнеса.

подробнее

  • Кейс внедрения
  • Узнайте как правильно автоматизировать бизнес-процессы HR и в короткие сроки получить результат.

подробнее

  1. Кейс внедрения
  2. Узнайте как правильно автоматизировать процессы в бирюзовой компании и быстро получить результат.

подробнее
Подпишитесь по RSS

Ссылка на основную публикацию