Практика гарантийного ремонта автомобиля

Верховный суд России объяснил, что продавцы обязаны вернуть покупателю деньги за машину, если гарантийный ремонт превысил разумные сроки и человек устал ждать.

В своем свежем обзоре судебной практики Верховный суд страны в деталях разобрал конкретное дело, где автолюбителю досталась испорченная машина.

История случилась в Москве. Некий гражданин купил в одном из автосалонов автомобиль. Как рассказывается в материалах дела, в ходе эксплуатации машины постоянно возникала неполадка: горела лампочка неисправности двигателя.

Практика гарантийного ремонта автомобиля

Производство легковых автомобилей в России упало на треть

Если кому-то кажется, что это мелочь, тот ошибается. Дело было вовсе не в лампочке, что-то крайне важное было не так в самой машине. По крайней мере в автосервисе не только не смогли быстро устранить неисправность, но даже слегка помяли авто в процессе ремонта. Видимо, перестарались. Так что потом еще пришлось, грубо говоря, замазывать царапины.

В какой-то момент бесконечный ремонт человеку надоел, и он потребовал вернуть деньги за машину. Дилеры не согласились, и начался судебный процесс.

Первая и вторая инстанция разошлись во мнениях. Первый суд встал на сторону истца. Апелляция поддержала дилеров. Отказывая в удовлетворении иска, вторая инстанция исходила в том числе из того, что, отремонтировав автомобиль, гражданин выбрал и реализовал свое право на устранение недостатка товара. Мол, раз не стал сразу требовать возврата денег и отдал машину в ремонт, то тема закрыта.

В итоге спор дошел до Верховного суда России. А он отменил решение апелляции и отправил дело на новое рассмотрение.

Как пояснил Верховный суд, свободный и осознанный выбор потребителем способа устранения недостатков мог иметь место лишь в случае, когда он с достоверностью знал о необходимых существенных (более 45 дней) временных затратах на проведение ремонта и при этом согласился с таким способом устранения недостатков товара. «По смыслу закона, обязанность по информированию потребителя о сроках ремонта лежит на продавце (изготовителе)», — говорится в обзоре судебной практики.

Практика гарантийного ремонта автомобиля

Какие новые автомобили можно купить за 400 тысяч рублей

Иными словами, продавцы должны были заранее предупредить, что дело серьезное и возиться с машиной они будут долго. Очень долго. Может, несколько месяцев.

Если бы человек знал об этом заранее и сказал: «делайте», тема действительно была бы закрыта.

Также косвенным согласием может служить факт, что человек молча дождался машины из гарантийного ремонта, поездил на ней долгое время, а потом решил предъявить претензии.

В таком случае ему скажут, что слишком поздно. Жаловаться надо сразу: или пока идет ремонт, или когда через несколько месяцев машину предложат забрать.

Но ставить покупателя перед фактом, мол, ждите, продавцы не вправе. Как пояснил Верховный суд, потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи технически сложного товара и потребовать возврата уплаченной за такой товар денежной суммы по основаниям нарушения продавцом срока проведения гарантийного ремонта и существенного характера выявленного недостатка товара.

Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.

Отказ от гарантийного ремонта автомобиля по законам РФ

Практика гарантийного ремонта автомобиля

Выпуская или реализуя продукцию, производитель (продавец) устанавливают специальный срок, в течение которого они несут ответственность за качество товара, и выполняют его бесплатный ремонт. Этот срок называется гарантийным.

В Законе «О защите прав потребителей» говорится о том, что безвозмездный ремонт гарантирован только в том случае, если неисправности возникли по вине производителя.

Когда в автомобиле обнаруживаются неисправности, возникшие по вине его владельца, речь о ремонте по гарантии не идет.

В каких случаях могут отказать в ремонте автотранспортного средства, находящегося на гарантии?

Каждый потребитель должен знать, когда ему будет отказано в бесплатном ремонте. Давайте рассмотрим ситуации, когда автовладелец получит отказ в проведении гарантийных ремонтных работ.

Нарушение автовладельцем сроков прохождения технического обслуживания транспортного средства у официальных дилеров

Чаще всего дилеры отказывают в гарантийном ремонте именно по этой причине. Дело в том, что от продажи машин они имеют не очень большую прибыль.

Можно сказать, что основная статья их доходов заключается в техническом обслуживании автомобилей. Стоимость данной услуги довольно высокая.

Но при этом официальные дилеры имеют очень хорошее оснащение. Но высокая стоимость работ не привлекает автовладельцев, и они стараются обращаться в сервисные центры, где цена работ не так завышена.

Неофициальные автомастерские предлагают своим клиентам достаточно широкий спектр качественных услуг за приемлемую цену. Поэтому и дефицита клиентов они не ощущают.

Важно! Если в вашей машине обнаружится какая-то поломка, ремонт на неофициальной станции техобслуживания будет платным.

Несмотря на тот факт, что гарантийный срок на автомобили устанавливает непосредственно производитель, заниматься гарантийным ремонтом у них нет технической возможности.

Поэтому они и заключают договора с дилерами, передавая им свои полномочия. В соответствии с этими договорами, ремонтом занимаются официальные дилеры, но оплачивает работу изготовитель.

Именно поэтому владельцу нового автомобиля следует обращаться за гарантийным ремонтом к уполномоченным организациям.

Но не все в этой ситуации так просто. Понятно, что дилеры, зарабатывающие на техническом обслуживании автомобилей абсолютно недовольны тем, что авто на гарантии обслуживается в неофициальных автосервисах, а за гарантийным ремонтом обращаются именно к ним.

В соответствии с нормами Закона «О защите прав потребителей» на гарантийный ремонт принимаются автомобили, неисправности которых возникли по вине производителя.

  • Но если будет обнаружено обратное или станет понятным, что на работу авто повлияло воздействие третьих лиц, в гарантийном ремонте будет отказано.
  • Именно на эти нормы Закона и указывает дилер, когда не принимает машину на бесплатный ремонт.
  • То есть, он конкретно утверждает, что обслуживание на неофициальных автостанциях – путь к тому, что владелец машины полностью теряет право на гарантийное обслуживание.

Обратите внимание! Чтобы отказать клиенту, дилер должен иметь на руках результаты экспертизы, которые подтверждают появление неполадок из-за вмешательства специалистов неофициальных автосервисов.

  1. Если такая экспертиза проведена не была, и дилер доказывает вашу «вину» голословно, его действия будут незаконными, собственно, как и сам отказ в ремонте.
  2. На автомобиль было установлено дополнительное оборудование на неофициальных СТО
  3. Позиция официальных дилеров в этой ситуации такова – если вы поставили себе дополнительное оборудование не у них, а воспользовались услугами другого автосервиса, то и ремонт вам выполнят там же.

Понятно, что и на установке того же музыкального центра или сигнализации дилер мог бы заработать определенные деньги, но вы не предоставили ему такую возможность. А цены на такую услугу у них слишком завышены, собственно, как и на само техобслуживание.

Обратите внимание! Как и в предыдущем случае, отказ без предварительно проведенной экспертизы, будет незаконным.

Давайте рассмотрим следующий пример. Вы установили на свой автомобиль сигнализацию у неофициального мастера. В результате этого действия в вашей машине сломался какой-то электронный блок. В этой ситуации отказ от гарантийного ремонта будет вполне законным, но только после проведения экспертизы.

Но если неисправность все же возникла по вине производителя, тот факт, что установку сигнализации выполнял не официальный дилер, а специалист со стороны, учитываться не будет. Машина будет отремонтирована по гарантии.

Использование для заправки автомобиля некачественного топлива

Очень часто автовладельцы слышат в ответ на требование осуществить гарантийный ремонт отказ из-за того, что для заправки машины владелец использовал некачественный бензин или другое топливо.

Конечно, то что качество бензина иногда оставляет желать лучшего вполне понятно, но дилеру все же придется доказать свою правоту. Экспертизы в данном случае не избежать, так же как и в предыдущих случаях.

К сожалению, дилеры могут прибегать к довольно хитрым схемам, лишь бы не ремонтировать машину по гарантии, поэтому могут встречаться даже подтасовки выводов экспертной комиссии.

Поэтому прислушайтесь к нашему совету. Когда вы передаете авто на ремонт в автосервис, потребуйте слить бензин, оставшийся в баке в несколько отдельных емкостей, а сам бак опечатайте.

Важно! Одна емкость с бензином должна остаться у вас. Таким образом, вы обратите внимание дилера на свою осознанность в наличии таких неприятных махинаций, и если возникнет такая необходимость, сможете доказать, что результаты экспертизы были подделаны.

В том случае, если бензин действительно окажется низкого качества, да еще эксперты докажут, что поломки произошли именно по этой причине, гарантийного ремонта вам не видать.

В данной ситуации вам следует немного потревожить автозаправку, где вас обслуживали. Как это сделать расскажем в следующий раз.

Машина использовалась не по ее прямому назначению.

Отказ в гарантийном ремонте по причине нарушения правил эксплуатации автомобиля встречается также довольно часто.

Предположим, вы захотели стать участником спортивных гонок. Обычный автомобиль вряд ли выдержит нагрузки, которые рассчитаны на специальные транспортные средства.

Как результат – поломка транспортного средства. Имейте в виду, что в данном случае бесплатный ремонт вам точно не светит. Хотя и здесь отказ должен быть основан на результатах экспертизы.

Неисправности, которые возникли в результате дорожно-транспортного происшествия или как результат воздействия стихийных бедствий, также не подлежат ремонту на бесплатной основе.

Рекомендации автолюбителям

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что причин для отказа в гарантийном ремонте достаточно. И если такая ситуация возникла именно с вами, требуйте отказ в письменном виде.

Имея на руках такой документ и будучи уверенным в своей правоте, вам следует инициировать дополнительную независимую экспертизу.

Будучи уверенным в своей правоте, не сидите, сложа руки. Используйте все возможные способы для того, чтобы заставить исполнителя принять ваше авто на гарантийный ремонт. Таких способов много, хотя может быть и не все они очень действенны. Но попробовать все же стоит.

Угрозу, как способ добиться желаемого результата, отбрасывайте сразу. Нереально бороться с юристами, которые, кстати, есть в каждом сервисном центре. Чего доброго еще получите административное наказание за такие действия.

Важно! Все ваши попытки поменять решение сервисного центра должны носить законный характер.

В сложных ситуациях, когда вы чувствуете, что вам недостаточно собственных сил, уверенности, а особенно, знаний, обратитесь за помощью к специалистам.

Какие действия можно выполнить, чтобы добиться желаемого результата:

  • Направьте письмо (написанное на обычной бумаге) в главный офис компании по реализации автомобилей, и изложите в нем суть вашей проблемы и требования;
  • Направьте жалобу производителю, объясните суть проблемы, действия дилера и просьбу оказать на него влияние, а также принять машину на гарантийный ремонт;
  • Позвоните дилеру и предупредите его о ваших намерениях обратиться в суд, ссылаясь на статьи Закона;
  • Если никакой реакции на перечисленные выше действия не поступит, составьте исковое заявление в суд. Важно! Для составления иска лучше обратитесь к специалистам. Грамотный иск – больше надежды на его удовлетворение;
  • Посетите судебное заседание, важно наличие адвоката.
Читайте также:  Ремонт печки автомобиля кемерово

Обращение в суд считается крайней мерой в выходе из спорной ситуации, возникшей между потребителем и дилером.

Часто дилер, отказывая в гарантийном ремонте, тут же снимает машину с гарантии. Решением суда такое действие ответчика может быть расценено как незаконное, и суд потребует восстановить гарантийный срок. Кроме этого, если правда будет на вашей стороне, то ваш автомобиль будет отремонтирован бесплатно.

К сожалению, говорить о том, что подобных решений судом принимается много, нельзя. В большинстве случаев выигрывают дилеры. Потребители, чьи интересы не были защищены судом, не только буду ремонтировать авто за свой счет, но и еще будут иметь дополнительные расходы по оплате судебных издержек.

  • Поэтому стоит хорошенько взвесить все за и против, прежде, чем подавать в суд на крупную дилерскую компанию.
  • Ситуации, когда рассчитывать на гарантийный ремонт не стоит.
  • Из практики обращения за выполнением гарантийного ремонта, были выделены случаи, в которых даже не стоит тратить свои силы на обращение в сервисные центры за бесплатным ремонтом, к производителям, писать письма, жалобы или заявление в суд.

Даже если вы абсолютно уверены в своей правоте, не думайте, что и все остальные инстанции согласятся с вашим мнением. Суду нужны веские документальные доказательства, а не ваша глубокая уверенность.

Рассмотрим ситуации, когда вам будет отказано в гарантийном ремонте:

  • Механическое воздействие на автомобиль в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • Несоответствующая правилам эксплуатация автомобиля, в результате чего возникли определенные неполадки;
  • Гарантийный период эксплуатации закончен. В данной ситуации возобновление срока гарантии невозможно, а ремонт может быть только платным;
  • Если вы самостоятельно установили дополнительное оборудование, официальный дилер откажет вам в бесплатном ремонте, а также снимет авто с гарантийного обслуживания.

Прибыль – это основная цель не только производителя, но и его уполномоченных организаций, сервисных центров и дилеров. В связи с этим вся деятельность данных компаний будет направлена на получение дополнительной прибыли.

Так что если дилер не видит материальной выгоды в том или ином случае, он постарается с ним не связываться. Тем более, если он будет чувствовать незримую поддержку самого производителя.

К сожалению, гарантировать, что описанные нами методы помогут вам добиться своей цели, мы не может. Все зависит от конкретной ситуации.

Поэтому, прежде чем добиваться своей цели, удостоверьтесь в своей правоте, иначе такие попытки грозят вам дополнительными расходами.

  • Претензия составляется в двух экземплярах и направляется в сервисный центр;
  • Подготовьте пакет документов, необходимых как доказательства тех или иных действий;
  • В заявлении опишите основную суть вашей проблемы;
  • Составьте перечень ваших основных требований;
  • Передайте в авторизированный сервисный центр один экземпляр претензии и копии всех собранных документов;
  • Второй экземпляр, с отметкой лица, принявшего вашу претензию, оставьте у себя;
  • Кроме отметки на документе должна стоять дата приема претензии, личные данные и должность лица, принявшего жалобу. Также должно быть указано конкретно, что ваша претензия принята.

Согласно ст. 18, ст. 20 и ст. 23 Закона «О защите прав потребителя» покупатель имеет право обратиться к продавцу (дилеру, производителю) с требованием о выполнении гарантийного ремонта.

Незаконный отказ может грозить автосалону административным наказанием.

Получив отказ в гарантийном ремонте, владелец машины может подать жалобу в связи с тем, что его права потребителя нарушены. Исполнитель не может приводить в качестве оснований отказа отсутствие необходимых запчастей, комплектующих, прочее.

Если заявление автовладельца не будет рассмотрено в установленный Законом срок (полтора месяца), клиент имеет право требовать возврата денежных средств, затраченных на покупку автомобиля, который отказываются ремонтировать по гарантии.

ВС: автомобиль можно вернуть даже после бесплатного ремонта по гарантии

 06/03/2018

  • Верховный суд РФ защитил права покупателей автомобилей: вышестоящая инстанция разрешила возврат машин продавцу даже после бесплатного ремонта по гарантии.
  • Суд отметил, что в случаях выявления неоднократных недостатков в машине, которые требуют частого и длительного ремонта, права покупателя нарушаются — ведь пока автомобиль чинят, он не может им пользоваться.
  • В таких ситуациях устранение неисправности автомобиля не восстанавливает права приобретателей, и они вправе требовать денег или замены товара, несмотря на проведение бесплатного ремонта, подчеркивает ВС РФ.
  • Суть спора

Арбитражные суды рассматривали спор двух волгоградских компаний — продавца и покупателя автомобиля Mercedes-Benz ML 350 Matik стоимостью почти 3 миллиона рублей. С иском в суд обратился покупатель, который просил расторгнуть договор о покупке машины, заменить товар ненадлежащего качества и взыскать денежные средства.

  1. Заявитель пояснил, что в процессе эксплуатации неоднократно выявлялись неисправности автомобиля, в связи с чем покупатель был вынужден обращаться за их устранением по гарантийному обслуживанию.
  2. В иске общество ссылалось на пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ, посчитав что ответчик допустил существенные нарушения качества проданного автомобиля в период гарантийного срока.
  3. Однако три судебные инстанции — Арбитражный суд Москвы, Девятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа — оставили исковые требования без удовлетворения.
  4. Суды мотивировали свой отказ тем, что у автомобиля были устранены неисправности, следовательно, истец реализовал право на безвозмездное устранение недостатков товара, предусмотренное пунктом 1 статьи 475 ГК РФ. 
  5. Верховный суд РФ, между тем, с такой позицией не согласился.
  6. Качественный автомобиль и закон
  7. ВС РФ напомнил о нормах Гражданского кодекса, которые регламентируют обязанности продавца по предоставлению покупателю качественного товара.

Так, пункт 1 статьи 469 ГК обязывает продавца передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если закон или установленный им порядок предусматривают обязательные требования к качеству товара, то продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям (пункт 4).

  • Закон также накладывает на продавца обязательство предоставить покупателю гарантию качества товара на определённый срок, если это предусмотрено договором купли-продажи (часть 2 статьи 470 ГК РФ)
  • При этом статья 475 этого же кодекса предусматривает последствия передачи товара ненадлежащего качества — покупатель по своему выбору вправе потребовать:
  • — соразмерного уменьшения покупной цены;
  • — безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
  • — возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Кроме того, при существенном нарушении требований к качеству товара — обнаружения неустранимых недостатков или которые проявляются неоднократно, выявление дефектов, устранение которых требует несоразмерных расходов или затрат времени и т.п. — покупатель может:

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

— потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В рассматриваемом споре пункт 3.1 договора купли-продажи закреплял, что качество товара должно соответствовать ГОСТу, ТУ завода — изготовителя и подтверждаться соответствующей документацией завода — изготовителя. Срок гарантии составлял 24 месяца без ограничения по пробегу.

Между тем, истец в течение срока гарантийного и сервисного обслуживания четырежды обращался за устранением неисправностей автомобиля, при этом на ремонт каждый раз уходила уйма времени — 24, 35 и 43 дня. Одну неисправность и вовсе не удалось устранить.

  1. При этом судебная экспертиза пришла к выводу, что выявленные дефекты имеют заводской характер и не являются результатом неправильной эксплуатации.
  2. Нижестоящие суды суды со ссылкой на пункт 2 статьи 475 ГК РФ признали выявленные нарушения качества товара существенными, однако напомнили, что истец воспользовался правом безвозмездного устранения ответчиком недостатков.
  3. Суды обосновали свою позицию, по сути, нормой, изложенной в пункте 1 статьи 475 ГК РФ, имеющей, между тем, иное основание для применения и предусматривающей, что если недостатки товара не были оговорены продавцом, защита прав покупателя осуществляется безвозмездным устранением таких недостатков, отмечает ВС РФ.
  4. Возврат автомобиля
  5. «При наличии существенного нарушения качества товара пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ предусматривает другие способы защиты нарушенных прав покупателя, который по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору», — напоминает ВС РФ.
  6. Он указывает, что продавец нарушил принятые на себя обязательства по надлежащему исполнению обязанности по предоставлению покупателю качественного товара, поэтому ссылка на устранение недостатков автомобиля не соответствует положениям пункта 2 статьи 475 ГК РФ, а также не отвечает интересам покупателя.
  7. «Более того, поскольку недостатки выявлялись неоднократно и проявлялись вновь после их устранения, ссылка судов на устранение неисправности автомобиля в очередной раз, не восстанавливает права покупателя, который лишился того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора, то есть возможности использования товара по назначению без необходимости его систематического ремонта, в том числе и по причине заводского характера, и в связи с чем теперь вправе требовать возврата уплаченной суммы или замены товара», — отмечает ВС РФ.
  8. Судебная коллегия ВС РФ посчитала, что допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, в связи с чем отменила судебные акты нижестоящих инстанций, а дело направила на новое рассмотрение.
  9. Алиса Фокс

По закону так можно, но не всем

Источник: Определение ВС № 16-КГ17-21
????????????????????????????????????????✖

Волгоградец купил автомобиль у дилера «Ягуар Ленд Ровер». Это был дорогой хороший автомобиль за 6,3 млн рублей. Машина была на гарантии.

В первый же год начались проблемы: застучала подвеска, заскрипело сиденье, плохо закрывалась дверь, не работал подогрев руля, перегорели лампочки в фарах, перекосило капот — и это еще не всё. Автомобиль пришлось отправить на гарантийный ремонт на два месяца. Заодно нашли еще неисправности — их тоже устранили.

Через год опять начались проблемы — и снова ремонт. Но результатом автовладелец всё равно не был доволен и нормально пользоваться дорогой машиной не мог. Когда машина попала на ремонт в другой автосервис, снова обнаружились недостатки. Собственник провел экспертизу и потребовал вернуть все деньги с компенсацией.

Всего он проездил на машине два с половиной года и хотел получить от автосалона 17,5 млн рублей. Посчитал даже удорожание, транспортный налог, проценты банку и моральный ущерб.

Но есть особые условия. Если найдется существенный недостаток, больше 30 дней в течение гарантийного года автомобиль будет в ремонте или работы не выполнят в срок, можно поменять его на новый или вернуть деньги. Даже через три года.

Добровольно расторгать договор купли-продажи и возвращать деньги дилер не захотел. Требовать возмещения пришлось в суде.

Автосалон посчитал, что устранил все недостатки и что они не были существенными. То, что в машине за 6 млн рублей в первый же год приходится менять кресло, регулировать двери, опрессовывать систему охлаждения и на ней всё равно нельзя ездить, не в счет.

Формально машина поступила в ремонт, ее привели в порядок и вернули владельцу. Через год снова отремонтировали — автовладелец опять забрал и ездил.

И другие дефекты автосалон готов устранять: это не существенные недостатки и исправляется за несколько часов. Покупатель отказался передавать автомобиль на диагностику в ремонт — значит, это его проблемы.

  • ???? Районный суд
  • Существенных дефектов нет, машину можно отремонтировать. Компенсация не положена
  • Дело № 2-242/2016
Читайте также:  Совершенствование качества ремонта автомобиля

Машину обследовали два эксперта. Их выводы не совпадают. Один говорит, что недостатки существенные, другой — что нет.

Суд поверил тому, кто не посчитал недостатки существенными. Да, они есть, но их можно устранить за счет автосалона. Условие с недостатками для возврата денег не подходит.

Со сроками тоже проблема. В законе написано, что автомобиль должен быть в ремонте больше 30 дней в течение каждого гарантийного года. Значит, вернуть деньги можно, только если каждый год в общей сложности месяц машину нельзя было использовать.

Но обязательно все три года, а не в каком-то одном — это трактовка районного суда. (И ОНА СТРАННАЯ — Ред.)

А здесь первый год — 59 дней, второй — 8, а на третий машину вообще передали в неавторизованный автосервис. У дилера она не была, значит, и ремонт не считается.

Условия для расторжения договора и возврата денег не соблюдены. В иске отказать.

  1. ???? Областной суд
  2. Автовладелец прав. Ему положена компенсация, но меньше — 11 млн рублей
  3. Дело № 33-1630

Даже если недостатки не существенные, условия по срокам соблюдаются.

Автомобиль должен быть не каждый год в ремонте больше 30 дней, а в течение одного любого года.

По документам из авторизованного автосервиса в первый год машину нельзя было использовать два месяца. Всё сходится.

Вот столько автосервис должен за лэнд-ровер с дефектами через два с половиной года эксплуатации. А решение районного суда надо отменить.

Со сроками всё в порядке. Достаточно не пользоваться машиной больше 30 дней не все три гарантийных года, а хотя бы в одном. И неважно, в каком именно. Можно только в течение первого года.

Но одного только срока мало. В законе есть и другие условия для возврата денег на этом основании:

  • ремонт должен быть неоднократным;
  • недостатки — разными.

Областной суд в этом не разобрался. Но и это еще не всё.

Есть подозрения, что автовладелец затеял этот ход с возвратом денег, чтобы получить выгоду. Он отдал машину в ремонт, потом забрал ее и ездил еще два года. За это время почему-то не просил вернуть деньги, а к концу гарантии решился.

Решение областного суда надо отменить, а дело пересмотреть.

Итог. В деле о возврате денег за трехлетний лэнд-ровер будут разбираться заново. Пока пересмотра не было, но мы будем следить и расскажем. Шансов получить компенсацию почти нет, хотя бывает всякое.

В истории с возвратом денег за трехлетний хендай, о которой мы писали раньше, всё закончилось благополучно для автовладельца: ему поменяют машину и выплатят кучу денег. В истории с гарантийным ремонтом для третьего покупателя автосалон пошел на мировую и все довольны. Но там Верховный суд был на стороне автовладельцев, а в этот раз нет.

Правда. И не только машину, а еще смартфон, телевизор, снегоход или яхту. Здесь работает статья 18 закона о защите прав потребителей. И не всегда приходится обращаться в Верховный суд.

Если хотя бы одно условие для возврата соблюдается, можно требовать деньги или обменять товар на новый. Даже если бракованным вы пользовались два года и гарантия скоро кончится.

Если ремонтируете технически сложный товар, требуйте, чтобы в сервисной книжке была отметка о ремонте и подробное описание дефектов. Иначе потом не докажете, что это существенный недостаток.

Следите за датами в документах. Иногда всё решает пара дней.

Если уверены, что недостаток существенный, проводите экспертизу и требуйте вернуть деньги. Если заберете машину или Айфон из ремонта и подпишете акт, что всё в порядке, будет сложно получить компенсацию.

Не ждите, что неисправность устранится сама. Заметили что-то не то — сразу предъявляйте претензии. Все документы только письменно.

Даже если после ремонта опять что-то ломается, пишите претензии. А потом еще и еще. Это поможет доказать, что два года вы терпели и верили продавцу, но больше не хотите. Тогда вас не обвинят в злоупотреблении правом.

Если это хитрая схема, она не пройдет. На самом деле доказать, что товар бракованный, сложно. Особенно с телефонами. Скорее всего, в гарантийном ремонте откажут: сошлются на неправильную эксплуатацию и механические повреждения. Тем более через год.

Закон защищает права потребителя, а не помогает получать незаконную выгоду. Если суд что-то заподозрит, в иске откажут.

В этой истории машину обследовали два эксперта с научными степенями, претензий было на 17 млн рублей, а истец не последний человек в регионе. Даже это не помогло.

Дилер или СТО: кто ответит за некачественный ремонт по гарантии

По закону о защите прав потребителей время гарантийного ремонта — максимум 45 дней. Если срок нарушен, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи. Когда владелец машины столкнулся с такой ситуацией, дилер не признал своей вины. Он сослался на ошибку сотрудников станции техобслуживания. Разрешать спор пришлось в суде.

Иван Тронин* в 2017 году купил у ООО «АвтоПассаж» Ford Kuga за 1,5 млн руб. с двухлетней гарантией. Через год он прошел на станции техобслуживания дилера плановое ТО с заменой масла. Спустя три месяца машина сломалась.

Когда ее привезли на сервис, выяснилось, что во время техобслуживания мастер неплотно закрутил масляный фильтр, из-за чего масло вытекало из двигателя.

Поскольку машина была на гарантии, дилер забрал ее для ремонта. Но машина простояла в сервисе больше предусмотренных законом 45 дней (п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей). Тронин отказался машины и потребовал вернуть деньги, но получил отказ.

В ответе на его претензию ООО «АвтоПассаж» сообщило о готовности передать автомобиль и устранить недостатки. Тогда Тронин пошел в суд, где просил взыскать уплаченные за машину 1,5 млн руб., 280 954 руб. неустойки за превышение срока устранения недостатков, 150 000  руб.

морального вреда и 50% штрафа от присужденной суммы.

При обнаружении недостатков в технически сложном товаре, если срок их устранения нарушен, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы (абз. 10 ч. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей)

Чертановский районный суд Москвы назначил автотехническую экспертизу, которая установила: причина возникновения поломки — недостаток моторного масла в двигателе. Он, в свою очередь, появился после некачественного технического обслуживания автомобиля.

В итоге суд первой инстанции решил: поломку машины нельзя назвать гарантийным случаем, поскольку она произошла по вине сотрудников станции техобслуживания, а не из-за конструктивного недостатка автомобиля.

Суд отметил: причина возникновения недостатков эксплуатационная, а не производственная, что не позволяет провести гарантийное обслуживание. Поэтому в иске было отказано (№ 02-1235/2019).

Московский городской суд с таким выводом не согласился. Он отметил: неисправность автомобиля возникла в результате проведения гарантийного ремонта, а значит, считается гарантийным случаем.

Поэтому суд второй инстанции отменил ранее вынесенный акт и принял по делу новое решение: взыскал с ООО «АвтоПассаж» 1,5 млн руб. за машину, 10 000 руб. морального вреда и 785 429 руб.

штрафа (№ 33-1616/2020).

Важно, что апелляционный суд приравнял неисправность, возникшую в ходе ремонтных работ на сертифицированной станции техобслуживания, к неисправностям, возникшим по вине завода-изготовителя.

Алексей Михальчик, адвокат

Юрист Егор Войтаник напомнил позицию Верховного суда, согласно которой превышение максимально допустимого срока для устранения недостатков говорит о наличии в автомобиле существенного недостатка и дает основание требовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы (№ 78-КГ16-79).

По мнению Войтаника, не имеет правового значения, кто именно ремонтировал автомобиль — ведь собственник обратился для гарантийного ремонта в ООО «АвтоПассаж» в рамках гарантийного обслуживания. С ними не согласился юрист Павел Шеляпин: «В этом деле истец выбрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права и ненадлежащего ответчика. Здесь должна идти речь не о недостатке товара (ст.

18 Закона о защите прав потребителей), а о недостатке оказанной услуги (ст. 29 Закона о защите прав потребителей). Поэтому истец не может заявлять отказ от исполнения договора купли-продажи авто, обращаясь к продавцу или производителю, — он должен требовать расторжения договора».

 В аналогичных ситуациях Шаляпин посоветовал подавать иск сразу к двум ответчикам: продавцу машины и автосервису.

* — имя и фамилия изменены редакцией.

Источник: Pravo.ru

Отказ в гарантийном ремонте автомобиля

Обращаем внимание! Мы не консультируем по вопросам защиты прав потребителей и не работаем по этому направлению. Мы работаем только с юридическими лицами. Однако эта информационная статья обязательно будет Вам полезна.

Последнее время участились случаи, когда клиенты получают отказ в гарантийном ремонте автомобиля, что является нарушением прав потребителей. Если в сервисном центре неправомерно не ремонтируют машину по гарантии — это повод для обращения к правовым методам защиты прав.

Гарантийные обязательства у всех автосалонов разные, гарантии предоставляются на различные комплектующие и на различный срок. С условиями гарантии нужно внимательно ознакомиться прежде чем предъявлять претензионные требования или обращаться в суд.

Если спор о гарантийном ремонте возник между двумя организациями, Вам необходим юрист в арбитражный суд.

Отказ от гарантийного ремонта автомобиля

Причины

Наиболее часто обслуживающие центры дают отказ от гарантийного ремонта автомобиля ссылаясь на следующие причины:

  • Обслуживание машины в не сертифицированной мастерской или просто в любом ином сервисном центре, с которым у продавца нет соответствующего соглашения;
  • Несвоевременное проведение технического осмотра;
  • Попадание влаги во внутренние детали по вине автовладельца;
  • Действия третьих лиц (ДТП, иные повреждения), природные явления и иные обстоятельства за которые не отвечает лицо, предоставившее гарантию на транспортное средство; и
  • Ненадлежащее использование (езда по бездорожью, езда на повышенных скоростях и прочее).

Правомерность отказа

Стоит отметить, что некоторые из вышеперечисленных условий действительно могут служить причиной отказа. При этом конкретные основания для такого отказа должны в обязательном порядке содержаться в договоре купли-продажи транспортного средства.

То есть для того, чтобы понять вправе ли отказывать салон по конкретной причине, необходимо для начала изучить гарантийные условия договора купли-продажи.

Однако дело в том, что чаще вовсе не вышеперечисленные условия являются причиной поломки и сервисы (действующие как уполномоченные организации) неправомерно вводят клиентов в заблуждение.

Что делать если не ремонтируют машину по гарантии

При получении отказа или иных нарушениях, потребитель вправе обратиться к юридическим способам защиты прав:

  • Шаг 1.Претензия при отказе в гарантийном ремонте автомобиля;
  • Шаг 2. Независимая экспертиза;
  • Шаг 3. Предъявление иска к нарушителю.

Необходимо требовать документального подтверждения всех действий и позиции сотрудников автосалона или автосервиса в отношении транспортного средства.

Помните, что если сотрудники автосалона указывают, что какие-либо Ваши действия послужили причиной поломки, то они обязаны документально обосновать свое мнение (например, предоставив акты проверки транспортного средства).

Шаг 1. Претензия при отказе в гарантийном ремонте автомобиля

Если потребитель получил отказ гарантийного ремонта автомобиля, то свои интересы возможно отстоять следующими внесудебными способами, подав соответствующую претензию:

1) Претензия к автосервису (претензия к СТО)

Иногда данный способ действительно работает, но чаще в ответ предлагают скидку на последующую работу по устранению дефекта за счет клиента (до 70% от стоимости работы). Не стоит соглашаться на подобные уловки, так как именно такое сильное снижение стоимости работы и подчеркивает понимание другой стороной своей неправоты.

Читайте также:  Оплата ремонта автомобиля после дтп

3) Претензия к производителю

Данный метод также редко оказывает влияние на сложившуюся ситуацию, так как обычно производитель отсылает обратно к автодилеру, указывая, что он (производитель) не является стороной в отношениях между автодилером и приобретателем ТС. 

Данный ответ не является верным с правовой точки зрения, так как производитель отвечает за надлежащее качество товара непосредственно перед покупателем, что можно указать в последующем письме производителю.

4) Обращение с требованием произвести независимую экспертизу

Автосалоны и автодилеры должны соглашаться на подобное требование, так как они обязаны проводить независимую экспертизу в случае наличия спора о недостатках товара, на основании Закона о защите прав потребителя. Однако экспертную организацию будет выбирать именно автодилер, что естественно сказывается и на результатах такой экспертизы.

Стоит учитывать, что несмотря на относительную урегулированность процедуры проведения экспертизы, экспертизу можно провести очень по-разному, опираясь на различные методы оценки и подходы к проведению экспертизы.

Как и когда предъявлять претензию

О том в какие сроки следует предъявлять свои требования о защите прав потребителей читайте на нашем сайте: Как написать претензию.

Если на претензию не ответили или отказали в ее удовлетворении

В случае отказа в удовлетворении претензии можно переходить к дальнейшим шагам защиты прав и прежде всего сделать независимую экспертизу недостатка, который отказались.

Обратите внимание!

  • Начиная с момента, когда нарушителю предъявлены требования — инициирован досудебный процесс разрешения спора.
  • Претензия должна быть правильно оформлена и подана нарушителю, с правильным указанием причин обращения, иначе в случае последующего спора ответчик (автосалон или автодилер) могут обратить внимание суда на то, что досудебная стадия спора была пройдена потребителем некорректно, что может существенно снизить шансы на удовлетворение иска.
  • Если поломка автомобиля повторяется или имеет существенный и неустранимый характер, то покупатель вправе осуществить возврат автомобиля и потребовать заменить автомобиль на новый (или аналогичный) или потребовать вернуть деньги за автомобиль. Подробнее читайте на нашем сайте: Возврат автомобиля в автосалон.

Шаг 2. Независимая экспертиза

  • Мы рекомендуем до начала судебного производства провести независимую экспертизу неисправности ТС для того, чтобы было доказательство, что дефект, который отказываются ремонтировать является заводским (или, в любом случае, возникшим ранее передачи автомобиля потребителю и не по его вине).
  • Обращаем внимание, что помощь специалиста, который будет вести судебное дело необходима уже на этапе проведения экспертизы.
  • Юристы ответчика могут оспорить результаты экспертизы и добиться от суда признания ее недействительной по многим основаниям и формальным признакам.

Мы постоянно сотрудничаем с несколькими независимыми экспертными организациями, которые знают наши требования и могут составить абсолютно правильное заключение. Такое заключение будет невозможно оспорить по формальным признакам и основаниям.

С основными аспектами экспертизы можно ознакомится на сайте википедии.

Шаг 3. Подать в суд на автосалон

Если претензии не принесли результата, то после проведения экспертизы следует подать на автосалон в суд.

Для этого необходимо прежде всего составить исковое заявление, подать его в суд и ответчику, следуя нормам, указанным в гражданском процессуальном кодексе, после чего появиться в двух-трех судебных заседаниях, озвучивая свою позицию. По итогу рассмотрения дела, судья выносит решение, которое ответчик обязан исполнить. 

Что можно взыскать в суде

В суде возможно взыскать следующие суммы:

  • Стоимость ремонта автомобиля, который должен был быть проведен на основании гарантийного обязательства (стоимость рассчитывается на основании независимой экспертизы);
  • Неустойку в размере 3% от стоимости необходимого ремонта за каждый день просрочки (неосуществления) исполнения обязательств;
  • Сумму понесенных расходов на юридические услуги, почтовые и иные расходы (таким образом, все Ваши расходы, связанные с ведением дела будут взысканы с ответчика);
  • Моральный вред; и
  • 50% от всей суммы, присужденной в пользу клиента (то есть от суммы всех требований, указанных выше).

Как видно выше, в суде возможно взыскать сумму, которая в несколько раз превышает стоимость необходимого ремонта.

Судебная практика при отказе гарантийного ремонта автомобиля

Судебная практика по данным вопросам уже сложилась и при юридически правильном подходе у потребителя есть очень высокие шансы на то, что суд удовлетворит все его требования.

Смотрите нашу подборку судебных решений:

Nota Bene!

  • Право подать в суд по одному предмету спора существует только один раз, поэтому в случае, если Вами будут предприняты неверные действия, неправильно пройдена досудебная процедура, составлен неверно иск, и т. д., то подать иск в суд по соответствующему вопросу повторно будет невозможно.
  • Не пропустите сроки исковой давности

Наша компания предлагает юридическим лицам квалифицированное абонентское юридическое обслуживание.

Выводы

Если получен отказ от гарантийного ремонта автомобиля, прежде всего необходимо проверить в гарантийных условиях обязан ли салон проводить гарантийный ремонт. Если не ремонтируют по гарантии машину безосновательно — это противозаконно и можно защитить свои права в претензионном или судебном порядке.

Отказ в гарантийном ремонте: мифы и реальность

Покупая новый автомобиль, мы рассчитываем на бесплатный ремонт по гарантии. Давайте рассмотрим случаи, когда дилер может отказать в гарантийном ремонте, а когда нет.

Для начала разберемся, что такое гарантия. Закон «О защите прав потребителей» говорит о том, что изготовитель (продавец) вправе установить гарантийный срок, в течение которого недостатки автомобиля будут устранены за счет того же изготовителя (продавца).

При одной оговорке. Неисправность должна носить именно производственный характер. Другими словами, если поломка вызвана действиями самого автовладельца, бесплатного ремонта не видать.

Рассмотрим возможные варианты отказов в гарантийном ремонте подробней.

Отсутствие отметок в сервисной книжке о прохождении техобслуживания у официальных дилеров

Это одна из самых распространенных причин отказа в гарантийном ремонте. Дело в том, что на продаже автомобиля дилеры зарабатывают не так уж и много. А вот на периодическом обслуживании, благодаря высоким ценникам, сервисным центрам удается неплохо наварить.

Оснащенность сервисных станций официальных дилеров на самом высоком уровне. Вот только и ценник на работы соответствующий. В последнее время все больше автовладельцев стараются сэкономить на обслуживании.

Оснащенность сервисных станций официальных дилеров на самом высоком уровне. Вот только и ценник на работы соответствующий. В последнее время все больше автовладельцев стараются сэкономить на обслуживании.

Многие автовладельцы, не желая переплачивать, везут машину к неофициалам, где качество обслуживания нисколько не хуже, а может даже и выше. Там, как и у официальных дилеров, выполняют работы, положенные регламентом изготовителя.

Материалы по теме

Вот только, если в машине что-то сломается, рассчитывать на бесплатный ремонт у неофициалов не приходится. Дело в том, что гарантия предоставляется изготовителем, но чинить машины на заводе просто невозможно. Поэтому изготовитель дает такое право своим партнёрам — дилерам. Те устраняют поломки и выставляют счет изготовителю. Поэтому мы и обращаемся за гарантийным ремонтом именно к дилерам.

А вот здесь дилеры начинают показывать свое недовольство. Ведь обслуживаясь в других автосервисах, вы фактически лишили дилера денег! На что ссылаются в таком случае официалы?

В законе «О защите прав потребителей» есть ссылка, по которой изготовитель отвечает за недостатки, если не докажет, что возникли они из-за нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Именно на это и давят дилеры. Дескать, в условиях гарантийного обслуживания написано, что технические работы должны проходить исключительно в определенных СТО. В противном случае автовладелец теряет право гарантийного обслуживания.

Отказ в гарантийном ремонте будет обоснован и законен только в одном случае: если экспертизой будет установлено, что поломка машины возникла именно из-за проведенных работ в «левом» автосервисе. Во всех остальных случаях отказ незаконен.

Ремонт не у официальных станций обслуживания, как правило, ничем не хуже, чем в рекомендованных изготовителем.

Ремонт не у официальных станций обслуживания, как правило, ничем не хуже, чем в рекомендованных изготовителем.

Установка дополнительного оборудования на стороне

В этом случае основание у официалов такое. Раз вы поставили себе в машину, к примеру, сигнализацию или музыкальный центр не у дилера, то устранять недостатки автомобиля должен тот автосервис, который поставил это оборудование.

Причина, к слову, тут та же, что и в первом случае. Это потеря возможного заработка. Ведь как на техобслуживание, так и на установку дополнительного оборудования официальные дилеры ставят совсем не детские ценники.

Но и в этом случае отказ без экспертного заключения незаконен. Только если установка той же сигнализации привела к поломке какого-нибудь электронного блока в машине, придется чинить за свой счет. Но если это заводской брак, то неисправность должна быть устранена для вас бесплатно!

Материалы по теме

Заправка плохим топливом

Еще один распространенный вариант отказа в гарантийном ремонте. Это, как правило, поломка двигателя или топливной системы. У официальных дилеров в подобных случаях всегда готов ответ: ремонтировать по гарантии не будем, так как поломка возникла из-за плохого бензина.

Формально, с точки зрения закона, такой отказ возможен. Вот только это нужно так же, как в уже перечисленных случаях, доказать. Лишь серьезное экспертное исследование может показать причину поломки.

Так как велика вероятность подтасовки данных исследования специалистами дилерской станции (их задача сделать все, чтобы не ремонтировать машину бесплатно), при подобных поломках, обращаясь на СТО, рекомендую сразу требовать отобрать топливо для проведения экспертизы из бака в несколько емкостей (можно использовать пластиковые бутылки), а бак опечатать. Одну из проб, конечно, оставьте у себя. Это позволит исключить возможность подмены отобранного топлива, и вы всегда сможете провести независимое исследование качества топлива.

За защитой своих прав желательно обратиться к квалифицированному специалисту. Например, в общество защиты прав потребителей.

За защитой своих прав желательно обратиться к квалифицированному специалисту. Например, в общество защиты прав потребителей.

Материалы по теме

Если качество топлива в пределах нормы, то ремонт обязан будет провести именно дилер. При проблемах с качеством топлива (при условии, что эксперт свяжет поломку машины именно с плохой заправкой) предъявлять претензии уже нужно к АЗС, но об этом мы поговорим отдельно в ближайшее время.

Использование автомобиля не по назначению

Этот вариант отказа в ремонте по гарантии связан с нарушениями правил использования автомобиля. К примеру, вы решили поучаствовать на своей машине в спортивных гонках.

В результате повышенной нагрузки ваш гражданский автомобиль не сдюжил и у него что-то сломалось. В этом случае никакого гарантийного ремонта вам не видать. Ведь машина не предназначена для подобных мероприятий.

Но важно отметить, что и тут должно быть заключение технического специалиста.

Не пойдут вам навстречу с бесплатным ремонтом и в том случае, если причиной поломки является авария, повреждение машины из-за стихийных бедствий (град, ураган и пр.).

Рекомендации автовладельцам

Итак, причин отказа в гарантийном ремонте не так уж и много. Если вам отказывают в гарантийном ремонте, а вы уверены в отсутствии вашей вины, смело требуйте письменного отказа. Он должен быть обоснован и подкреплен экспертным заключением. Не согласны с выводом экспертизы? У вас есть право провести независимое исследование. Для этого обратитесь к независимому эксперту.

Хоть закон «О защите прав потребителей» и стоит на стороне автовладельцев, при обращении в суд следует оценить перспективы своего дела.

Хоть закон «О защите прав потребителей» и стоит на стороне автовладельцев, при обращении в суд следует оценить перспективы своего дела.

Если заключение стороннего эксперта будет в вашу пользу, есть смысл бороться дальше. Закон требует до суда направить автосервису претензию. Как правило, уже на этой стадии дилеры предлагают договориться мирно. Ведь если дело дойдет до суда, судебные издержки могут быть весьма серьезными.

Не удалось договориться? Тогда нужно обратиться в суд. Если ваше требование обоснованно и подкреплено неоспоримыми доказательствами, вы сможете добиться полного возмещения ущерба.

Александр Рюмин, Валерий Матыцин, Вячеслав Прокофьев, Дмитрий Рогулин, Сергей Плотников/ТАСС.

Ссылка на основную публикацию