Гигиена труда при ремонте автомобилей

Все проверки, техническое обслуживание и ремонт проводятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве.

Для этого необходимо провести подготовительные операции, исключающие самопроизвольное движение транспорта: установить автомобиль, поставить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упоры (башмаки) под колеса ведущих мостов.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил по охране труда на автомобильном транспорте и Правил пожарной безопасности для предприятия автомобильного транспорта общего пользования РФ.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально отведенных для этого местах (на постах), оснащенных необходимыми для выполнения работ устройствами, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть очищены от грязи, снега, льда и вымыты.

Автомобиль, установленный на напольный пост технического обслуживания или ремонта, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом.

При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива.

На рулевое колесо автомобиля необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Двигатель не пускать. Работают люди».

При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления подъемником необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».

  • В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.
  • В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей должны быть световая и звуковая сигнализация, предупреждающая работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост, кроме того, на каждом посту должны быть установлены сигналы аварийной остановки.
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускаются при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта.

При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекрытие подачи топлива для автомобилей с дизельными двигателями, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.

Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жидкостями, следует только после полного удаления (слива) этих жидкостей. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, создает неудобства в работе, надо применять приспособления (съемники).

Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ.

Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заматывании их тросом и канатами без специальных захватов.

Снимать и устанавливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ в соответствии с требованием государственного стандарта.

Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков на полу и земле запрещается.

  1. поднимать автомобиль за буксирные крюки;
  2. работать и находиться под автомобилем, приподнятым домкратом без установки специальных страхующих подставок (козелков);
  3. работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без упора;
  4. ставить на упоры поднятый груженый кузов автомобиля-самосвала.

  Прибор для диагностики неисправности автомобиля

При ремонте днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль надежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслоналивную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею.

При необходимости продувки системы питания следует пользоваться воздушным насосом, присоединенным к системе раздачи сжатого воздуха, снабженного влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 мПа. Тормозную систему автомобиля необходимо испытывать на стенде. Допускаются испытания на специальной площадке.

При этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.

В полевых условиях при подъеме и установке автомобиля на домкрат последний следует устанавливать только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой вязкой почве под него следует прокладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Мыть автомобили, агрегаты и детали необходимо в специально отведенных местах. Пост ручной мойки расролагают в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением. Источники освещения, проводка и силовые двигатели в зоне мойки должны быть в герметичном исполнении.

При ручной мойке мойщик обеспечивается спецодеждой. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик, должны иметь шероховатую поверхность. При механизированной мойке рабочее место мойщика располагают в водонепроницаемой кабине. Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В).

Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при соблюдении следующих условий: устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов; гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.

Концентрация щелочных растворов, используемых при мойке, должна быть не более 5 %.

Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями.

После окончания мойки щелочным раствором необходимо агрегаты и детали промыть горячей водой. Запрещается использовать для мойки легковоспламеняющиеся жидкости.

При работе с синтетическими моющими средствами для защиты рук и предупреждения попадания брызг раствора на слизистую оболочку глаз работающие должны применять средства индивидуальной защиты: защитные очки, респираторы, перчатки.

Руки до локтя следует предварительно смазывать защитными кремами и пастами (силиконовый, ИЭР-2 и др.). Запрещается использовать для мытья рук препарат AM-15, так как он приводит к обезжириванию кожи.

В зоне постов мойки запрещаются работы с применением открытого огня.

Санитарная обработка автомобилей должна проводиться в помещениях или на специальных площадках, предназначенных для уборки и мойки автомобилей. Уборочно-моечные операции должны выполняться ежедневно.

Химическая обработка автомобилей, перевозящих пищевые продукты, должна производиться по графику, составленному администрацией АТП и согласованному с местными органами санитарного надзора.

Дезинфицировать автомобили, перевозящие мясо и мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, надо не реже 1 раза в неделю.

Ежедневная обработка специализированных автомобилей, занятых на перевозке пищевых продуктов (мясо, субпродукты, рыба), заключается в мойке их теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды или горячим 0,15—0,2%-ным раствором каустической соды, ополаскивании горячей водой и протирке ветошью насухо. Хлебные фургоны предварительно должны быть очищены от крошек.

  Субару стук двигатель прогрев

Перед еженедельной дезинфекцией также должны быть выполнены уборочно-моечные работы. Дезинфицируют осветленным 3%-ным раствором хлорной извести (для хлебных фургонов — 2%-ным раствором) или 2%-ным раствором хлорамина.

Кузова, обитые внутри оцинкованным железом, дезинфицируют путем протирания поверхности тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе, а кузова, не обитые железом, дезинфицируют путем обильного увлажнения поверхности дезинфицирующим раствором. Затем выдерживают в течение 2—5 мин, промывают горячей водой из шланга, просушивают и проветривают до полного удаления запаха хлора.

Покрывала, применяемые для укрытия продуктов, промывают с помощью щеток теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды, затем горячей водой и просушивают.

Читайте также:  Способ восстановления деталей при ремонте автомобилей

Инвентарь, использованный при уборочно-моечных операциях, также промывают моющим раствором, ополаскивают и погружают на 30 мин в 2%-ный осветленный раствор хлорной извести или на 1 ч в 2%-ный раствор хлорамина. Затем его промывают горячей водой и просушивают.

Гигиена труда при ремонте автомобилей

Гигиенические требования к посадке водителя на рабочем месте.

Большое влияние на работу водителя оказывает правильная его посадка за рулем автомобиля на сиденье кабины, которое определяет его «спокойное положение в состоянии готовности».

При правильной посадке водитель должен сидеть прямо, а его спина полностью прилегать к спинке сиденья. Кроме того, его ноги должны легко доставать до педалей, а руки, лежащие на рулевом колесе, — быть слегка согнуты в локтях.

Спинка сиденья должна иметь некоторый наклон, чтобы сила тяжести тела наиболее выгодно распределялась на сиденье и спинку, а мышцы бедра были максимально расслаблены. Излишний наклон спинки ухудшает видимость дороги и затрудняет управление автомобилем.

Часть автомобилей, находящихся в эксплуатации, оборудована механизмом, который позволяет регулировать сиденье в соответствии с физическими особенностями водителя.

Порядок подгонки сиденья следующий: сначала выдвигают его так, чтобы легко можно было доставать ногами до педалей, а руками до рулевого колеса, затем изменяют наклон спинки.

Одежда водителя. Основное назначение одежды — поддерживать нормальную температуру тела и защищать его от пыли, грязи и механических повреждений кожи. Ткань одежды должна быть мягкой, эластичной, не вызывать раздражения кожи. Кроме того, одежда должна обеспечивать необходимый теплообмен между телом и окружающей средой.

Одежда не должна стеснять движения водителя при управлении автомобилем и нарушать нормальный теплообмен, а поясной ремень не препятствовать нормальному дыханию.

Обувь водителя должна быть с жесткой нескользящей подошвой и с широким невысоким каблуком (не более 2—3 см). В любое время года необходимо пользоваться хлопчатобумажными носками. Носки из синтетических материалов не впитывают пот и плохо предохраняют ноги от охлаждения.

Непригодна для работы резиновая обувь (кеды и др.), так как в ней нарушается вентиляция стопы, что приводит к повышению потливости, а иногда и к трещинам кожи.

Микроклимат кабины определяется температурой, влажностью и скоростью потоков воздуха. Температура воздуха в кабине определяется температурой наружного воздуха и тепловыделениями двигателя.

Она должна быть в пределах от 15 до 25°С. Наиболее благоприятная температура 18—20°С.

Пониженная температура воздуха отрицательно влияет на работу мышц, снижает быстроту и точность движений, следовательно, водитель допускает больше ошибок.

Работа в условиях повышенной температуры воздуха быстрее утомляет водителя, снижает его внимание, увеличивает время реакции.

Скорость движения потоков воздуха оказывает большое влияние на теплорегулирование организма. Человек начинает ощущать воздушные потоки при скорости движения воздуха 0,25 м/с. Увеличение скорости движения воздуха значительно увеличивает теплоотдачу с поверхности тела.

Гигиена труда при ремонте автомобилей

Рис. 172. Основные размеры, определяющие правильную посадку водителя.

Большая относительная влажность воздуха при высокой температуре может быть причиной перегрева тела человека. В воздухе, насыщенном водяными парами, теплоотдача путем испарения невозможна или затруднена — пот стекает по коже, но охлаждающего эффекта не дает.

Высокая влажность воздуха оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека также и при низкой температуре воздуха из-за повышенной теплоотдачи с поверхности тела. Нормальная влажность воздуха для большинства людей лежит в пределах от 30 до 70%.

Шум и вибрация могут оказывать неблагоприятные влияния на работоспособность человека.

Шумом называют беспорядочное сочетание звуков, состоящих из большого количества тонов различной частоты и силы. При движении автомобиля основным источником шума является: двигатель, силовая передача, шины и кузов.

Шум внутри легковых автомобилей находится в пределах норм на шумы, принятых для производственных рабочих мест. В кабинах грузовых автомобилей, особенно большой грузоподъемности, интенсивность шума превышает эти нормы и может достигать значительных величин.

Допустимым пределом шума в кабине автомобиля принято считать 74—75 дБ при частоте 1000 Гц.

Для снижения шума в кабине автомобиля тщательно подгоняют соприкасающиеся части кабины, изолируют двигатель, обеспечивают звукоизоляцию дверей, амортизируют подвеску различных деталей к днищу кузова, плотно подгоняют стекла окон.

Но водителя нельзя полностью изолировать от звуков, возникающих вне кабины, так как он должен воспринимать сигналы обгоняющих автомобилей, работу двигателя своего автомобиля и другие внешние звуки, необходимые для ориентировки и наиболее полной оценки дорожной обстановки.

Движущийся автомобиль испытывает колебания с различной амплитудой и частотой.

Вибрация — это колебания высокой частоты и малой амплитуды. Источники вибрации в автомобиле те же, что и шума. Ускорения, возникающие при вибрации, растут с увеличением скорости движения автомобиля, с ухудшением дороги, а также с уменьшением полезной нагрузки.

Под воздействием вибраций ухудшается зрительное восприятие, снижается внимание, замедляются реакции, понижается точность действий. Длительное воздействие на человека вибраций вызывает утомление, головную боль.

Для уменьшения колебаний кузова на некоторых автобусах применяют пневматическую подвеску колес, у которой в качестве упругих элементов служат резинокордные воздушные баллоны. Такая подвеска обеспечивает автобусу плавность хода и этим снижает утомляемость пассажиров и водителя.

Профилактика утомления. Проблема усталости в профессиональной работе водителя чрезвычайно важна.

При усталости скорость движений водителя замедляется. Переход от одного движения к другому затруднен и требует больше времени. Это объясняется включающимися в рабочие приемы микропаузами. Действия водителя органами управления автомобилем замедляются. Усталость, особенно чрезмерную, следует предотвращать.

Что же вызывает усталость? Во-первых, повышенная продолжительность рабочего времени и плохая организация режима труда и отдыха.

Управление автомобилем — это работа, предъявляющая большие требования к органам чувств и подвижности психических процессов.

После нескольких часов работы появляются первые признаки усталости, которые, однако, не свидетельствуют еще об увеличении опасности при управлении автомобилем.

Возникновение известной усталости естественно. Но если время работы водителя начинает превышать установленные нормы, то количество дорожно-транспортных происшествий увеличивается.

Профилактика утомления производится по нескольким направлениям.

Основными из них являются: обеспечение оптимальных условий среды обитания в отношении микроклимата (температура, влажность, скорость потока воздуха); снижение шумов и вибраций, вредных химических примесей к воздуху; создание дополнительных удобств на рабочем месте; уменьшение усилий, требуемых в процессе управления автомобилем, упрощения процесса управления; рациональная организация труда и отдыха — все это предупреждает развитие утомления.

Режим труда и отдыха. Согласно советскому трудовому праву рабочее время — это установленное законом время, в течение которого водитель должен выполнять трудовые обязанности с соблюдением внутреннего трудового распорядка автотранспортного предприятия.

Главной задачей рациональной организации режима труда водителя является достижение и поддержание на протяжении всей рабочей смены высокой эффективности труда с сохранением здоровья водителя.

Различные варианты организации труда водителя предусматривают общий месячный баланс рабочего времени в 178 рабочих часов.

При пятидневной рабочей неделе нормальная продолжительность смены определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утвержденными администрацией по согласованию с фабрично-заводскими комитетами профсоюзов с таким расчетом, чтобы общая продолжительность рабочего времени за неделю не превышала 41 ч.

При шестидневной рабочей неделе нормальная продолжительность смены не может превышать 7 ч в обычные дни и 6 ч в предвыходные и предпраздничные дни.

Для обеспечения безопасности движения после 3 ч работы должен следовать 15-минутный перерыв, и после трех последующих часов непрерывной работы необходимо делать 30-минутный перерыв для отдыха.

Ежедневный межсменный отдых, т. е. перерыв в работе между окончанием одной смены и началом следующей смены, должен быть не менее двойной продолжительности работы в предыдущую смену. Еженедельный непрерывный отдых при пяти- или шестидневной неделе должен составлять не менее 42 ч.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть больше или меньше 42 ч, но не менее 24 ч, однако в среднем за учетный период этот отдых должен быть не менее 42 ч. Общим выходным днем является воскресенье.

Читайте также:  Стекловолокно для автомобильного ремонта

Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается графиком работы автотранспортного предприятия.

Для обеспечения непрерывной работы подвижного состава допускается представление работникам, имеющим непосредственное отношение к эксплуатации автомобилей, выходных дней в различные дни недели в соответствии с графиком сменности.

Питание. Правильно организованное питание имеет для водителя важное значение, так как при нарушении режима и качества питания нарушается психическая деятельность человека и быстро нарастает утомление.

Водитель часто лишен возможности питаться в столовой автотранспортного предприятия и вынужден в обеденное время пользоваться услугами разных предприятий общественного питания, часто изменяя привычное время приема пищи.

Несмотря на расширенную сеть общественного питания в городах, населенных пунктах и на трассах, 30% водителей берут еду с собой.

Организуя свое питание, водитель должен знать основные требования гигиены к рациональному питанию вообще, т. е. правильному соотношению количества, качества пищевого рациона и режима приема пищи.

Количественная сторона питания определяется калорийностью суточного рациона. Калорийность пищи должна изменяться в зависимости от рабочей нагрузки.

Суточная калорийность пищевого рациона водителя (в среднем 3500 ккал) при трехразовом питании ориентировочно должна распределяться следующим образом: в завтрак — 30% суточной калорийности, в обед 45—50 и в ужин 25—20%.

В условиях жаркого климата в летнее время, когда отмечается отсутствие аппетита, калорийность обеда должна быть уменьшена до 35—40% и ужина увеличена до 35—30%. В условиях холодного климата распределение суточного рациона от обычного не отличается.

К наиболее калорийным продуктам относят: животные и растительные жиры, сахар, кондитерские изделия.

Продуктами средней калорийности являются: крупы и макаронные изделия, все хлебобулочные изделия, вареные колбасы, жирные сорта мяса. К группе малокалорийных продуктов относят: овощи, фрукты, ягоды, нежирные сорта рыбы, кефир и др.

Основным показателем правильного питания с учетом количественной его стороны является относительно стабильная масса тела, которая вместе с тем должна соответствовать росту. Нормальный развитый человек должен иметь массу (кг), численно равную росту (см) минус 100.

В качественном отношении пищевой рацион должен содержать питательные вещества, необходимые для организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

Витамины должны обязательно входить в любой рацион питания. Так, при недостатке в пище витамина А снижается способность водителя видеть предметы ночью (в сумерках). Витамин А содержится в печени трески, яйцах, коровьем масле и других продуктах. В последнее время установлено, что витамин С активно влияет на быстроту реакции, что является чрезвычайно важным для водителя.

Большое значение для сохранения высокого уровня работоспособности водителя имеет соблюдение питьевого режима. Суточная потребность человека в воде (около 2,5 л) может изменяться в зависимости от различных условий (времени года, температуры воздуха в кабине, характера работы и др.).

Излишнее употребление водителем в поездках воды ведет к перегрузке организма жидкостью, нарушает водно-солевой баланс, затрудняет работу сердца, снижает работоспособность. Для утоления жажды следует пользоваться термосом с холодной, лучше подкисленной или минеральной водой.

Хорошо утоляет жажду горячий чай, особенно зеленый.

Вредное влияние алкоголя. Этиловый спирт, как и всякий наркотик, действует на центральную нервную систему, и в первую очередь на кору головного мозга, угнетая его деятельность.

Алкоголь парализует тормозные функции коры головного мозга и вызывает состояние возбуждения. Водитель под влиянием алкоголя теряет способность контролировать свои поступки и правильно оценивать окружающую обстановку.

Под влиянием алкоголя нарушается субъективный контроль за утомлением.

В начальной фазе опьянения снижаются внимание и точность восприятия, ослабевает критическое мышление, память. Затем состояние возбуждения сменяется угнетением, которое проявляется в расстройстве речи, затемнении сознания, нарушении двигательной координации, расслабления мышц, угасании рефлексов. Нарушаются и все функции головного мозга.

  • Установлено, например, что при приеме 75 г алкоголя время реакции водителей увеличивается в 2,5 раза, при приеме 100 г — в 2—4 раза, при приеме 140 г — в 3—5 раз и больше, 165 г — в 6—9 раз.
  • В Советском Союзе водители в состоянии алкогольного опьянения независимо от степени опьянения не допускаются к управлению автомобилем.
  • Водители, нарушившие правила движения в нетрезвом состоянии, несут повышенную ответственность.

Физическая культура и работоспособность водителя. Для водителя автомобиля физические упражнения и занятия спортом имеют особое значение. Длительное малоподвижное состояние водителя в период работы может вызвать различные функциональные нарушения.

Специальные исследования показали, что у водителей автомобилей с развитием физических качеств укрепляется здоровье, значительно повышается работоспособность, а следовательно, и мастерство вождения автомобиля. Наилучшим средством улучшения двигательной способности водителей и повышения их психофизиологических возможностей в трудовой деятельности является спорт.

Для водителей рекомендуются многие виды спорта: спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, теннис), лыжи, плавание, легкая атлетика (бег, прыжки, метание) и, конечно, утренняя гигиеническая гимнастика и различные физические разминки в пути следования.

Реферат Реферат на тему: «ОХРАНА ТРУДА НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ И АВТОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

  • Реферат
  • на тему: «ОХРАНА ТРУДА НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ И АВТОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»
  • Общие положения по охране труда
  • Основные понятия в области безопасности труда социальная направленность охраны труда.

Под охраной труда понимают систему законодательных актов и соответствующих им мероприятий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности трудящихся.

Система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих производственный травматизм, носит название техники безопасности.

Производственная санитария предусматривает мероприятия по правильному устройству и содержанию промышленных предприятий и оборудова­ния в санитарном отношении (надежная вентиляция, надлежащее освещение, правильное расположение обо­рудования и др.).

  1. Промышленная гигиена ставит целью соз­дание наиболее здоровых и благоприятных в гигиени­ческом отношении условий труда, предотвращающих профессиональные заболевания работающих.
  2. Обеспечение здоровых санитарно-гигиенических усло­вий труда советских людей и внедрение совершенной техники безопасности, устраняющих производственный травматизм и профессиональные заболевания, — одни из первостепенных задач социальной политики нашего
  3. государства и партии.

Основные положения по охране труда изложены в, Кодексе законов о труде (КЗоТ). Особое внимание уделяется охране труда женщин и подростков. Дети до 15 лет к работе в промышленности не допускаются.

Подростки до 18 лет могут быть приняты на работу только после медицинского освидетельствования. Продолжительность рабочего дня подростков от 15 до 16 лет – 4 ч, от 16 до 18 лет – 6 ч.

Трудовым законодательством запрещен прием женщин или лиц, не достигших 18 лет, на тяжелые и вредные работы.

Для женщин и подростков установлены значительно меньшие нормы тяжести перемещаемых грузов, чем для мужчин.

Работающие в производственном помещении с повы­шенной влажностью, пылью, низкой или высокой темпе­ратурой и вредными веществами бесплатно обеспечива­ются спецодеждой, спецобувью и средствами индиви­дуальной защиты (респираторами, очками, щитками и др.).

На производствах, связанных с опасностью про­фессионального заболевания или отравления, рабочим и служащим бесплатно выдают специальное питание, жиры или нейтрализующие вещества.

Для определенных категорий работающих во вредных производственных условиях увеличена продолжительность ежегодного от­пуска, установлены сокращенная продолжительность рабочего дня и надбавки к заработной плате.

Читайте также:  Технические характеристики дастера с двигателем 2.0

Порядок проведения инструктажа. На автотранспорт­ных и авторемонтных предприятиях организация работ по технике безопасности и производственной санитарии

возлагается на главного инженера. В цехах и на производственных участках ответственность за безопасное и труда несут начальники цехов и мастера.

Осуществление мероприятий по технике безопасности и производствен ной санитарии контролируют старший инженер (инженер) по технике безопасности и профсоюзные организации.

Указания старшего инженера (инженера) ни технике безопасности может отменить только руководитель предприятия или главный инженер.

Одними из основных мероприятий по обеспечению безопасности труда являются обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периодический инструктаж всех работников предприятия. Инструктаж проводит главный инженер предприятия или старший инженер (инженер) по технике безопасности.

Вновь принимаемых на работу знакомя! с основными положениями по охране труда, правилами внутреннего распорядка, требованиями пожарной безопасности, особенностями работы предприятия, обязанностями работников по соблюдению правил безопасности труда и производственной санитарии, порядком передвижения по территории предприятия, средствами защиты работающих и способами оказания доврачебной помощи пострадавшим. Особое значение имеет инструктаж на рабочем месте с показом безопасных приемов работы.

Все работники независимо от производственного стажа и квалификации должны 1 раз в 6 мес. проходить повторный инструктаж, а лица, выполняющие работы повышенной опасности (сварщики, вулканизаторщики и др.), — 1 раз в 3 мес. При повторном инструктаже подробно разбирают допущенные нарушения. Каждый инструктаж регистрируют в журнале.

  • Требования безопасности,
  • производственной санитарии и промышленной
  • гигиены при техническом обслуживании
  • и ремонте автомобилей

Требования безопасности. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения. Запре­щаются техническое обслуживание и ремонт автомоби­лей с работающим двигателем, за исключением случаев его регулирования.

Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудо­ванием допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и инструктаж.

Во время работы не следует оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. При сборочных работах запрещается проверять совпадение отверстий в соединяемых де­талях пальцами; для этого необходимо пользоваться специальными ломиками, бородками или монтажными крючками.

Во время разборки и сборки узлов и агрегатов сле­дует применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Отвертывать гайки зубилом и молотком не разрешается.

  1. Запрещается загромождать проходы между рабочими местами деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.
  2. Повышенную опасность представляют операции снятия и установки пружин, поскольку и них накоплена значительная энергия.
  3. Эти операции необходимо выполнять на стендах или с помощью приспособлений, обеспечивающих безопасную работу.

Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными и перепускными клапанами. Рабочий инструмент следует содержать в исправном состоянии.

Требования производственной санитарии и промыш­ленной гигиены. Помещения, в которых рабочие, выпол­няя техническое обслуживание или ремонт автомобиля, должны находиться под ним, необходимо оборудовать осмотровыми каминами, эстакадами с направляющими предохранительными ребордами или подъемниками.

Приточно-вытяжная вентиляция должна обеспечи­вать удаление выделяемых паров и газов и приток свежего воздуха. Естественное и искусственное освещение рабочих мест должно быть достаточным для безо­пасного выполнения работ.

  • На территории предприятия необходимо наличие санитарно-бытовых помещений – гардеробных, душевых, умывальных (работающие с этилированным бензином обязательно должны быть обеспечены горячей водой).
  • Меры пожарной безопасности
  • на автотранспортных и авторемонтных
  • предприятиях
  • Основными причинами возникновения пожаром и автотранспортных предприятиях являются следующие: неисправность отопительных приборов, электрооборудования и освещения, неправильная их эксплуатация, самовозгорание горючесмазочных и обтирочных материалов при неправильном их хранении; неосторожное обращение с огнем.
  • Во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие противопожарные требования: курить только в специально отведенных для этого месте; не пользоваться открытым огнем; хранить топливо керосин в количествах, не превышающих сменную потребность; не хранить порожнюю тару из-под топливных и смазочных материалов; проводить тщательную уборку в конце каждой смены; разлитое масло и топливо убирать с помощью песка; собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и по окончании смены выносить их в специально отведенное для этого место.

Любой пожар, своевременно замеченный и не получивший значительного распространения, может быть быстро ликвидирован. Успех ликвидации пожара зависит и от быстроты оповещения о его начале и введения в действие эффективных средств пожаротушения.

Для оповещения о пожаре служат телефон и пожарная сигнализация. В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщать об этом по телефону 01. Пожарная сигнализация бывает двух видов – электрическая и автоматическая.

Приемную станцию электрической сигнализации устанавливают в помещении пожарной охраны, а извещатели – в производственных помещениях и на территории предприятия. Сигнал о пожаре подается нажатием кнопки извещателя.

В автоматической пожарной сигнализации используются термостаты, которые при повышении температуры до заданного предела включают извещатели.

Эффективным и наиболее распространенным средством тушения пожаров является вода, однако в некоторых случаях использовать ее нельзя. Не поддаются тушению водой легковоспламеняющиеся жидкости, которые легче воды.

Например, бензин, керосин, всплывая на поверхность воды, продолжает гореть. Ацетилен и метан вступают с водой в химическую реакцию, образуя огне- и взрывоопасные газы.

При невозможности тушения во­дой горящую поверхность засыпают песком, покрывают специальными асбестовыми одеялами, используют пен­ные либо углекислотные огнетушители.

Для приведения в действие пенного огнетушителя ОП-2 необходимо повернуть рукоятку на 180°. При этом поднимается клапан, закрывающий кислотный стакан. Перевернув огнетушитель вверх дном и слегка встряхнув, струю пены направляют на го­рящий предмет, а при тушении легковоспламеняющихся жидкостей в открытых сосудах — в противоположный борт над уровнем жидкости, чтобы она не разбрызгива­лась.

Для приведения в действие углекислотного огнетуши­теля ОУ-2 нужно взяться левой рукой за ру­коятку, направить раструб на горящий предмет и, поворачивая маховичок против часовой стрелки, открыть вентиль до отказа. При выходе из баллона жидкая углекислота мгновенно превращается в газ, горение в котором невозможно.

  1. В особо опасных в пожарном отношении производствах могут использоваться стационарные автоматичес­кие установки различной конструкции, срабатывающие при заданной температуре и подающие воду, пену или специальные огнегасительные составы.
  2. Меры электробезопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
  3. Опасность поражения электрическим током возникает при использовании неисправных ручных электрифици­рованных инструментов, при работе с неисправными ру­бильниками и предохранителями, при соприкосновении с воздушными и настенными электропроводками, а также-случайно оказавшимися под напряжением металлически ми конструкциями.

Электрифицированный инструмент (дрели, гайковерты, шлифовальные машины и др.) включают в сеть напряжением 220 В. Разрешается работать только инструментами, имеющими защитное заземление.

Штепсельные соедине­ния для включения инструмента должны иметь заземляю­щий контакт, который длиннее рабочих контактов и от­личается от них по форме.

При включении инструмента в сеть заземляющий контакт входит в соединение со штеп­сельной розеткой первым, а при выключении выходит последним.

При переходе с электрифицированным инструментом с одного места работы на другое нельзя натягивать про­вод. Не следует протягивать провод через проходы, проез­ды и места складирования деталей. Нельзя держать эле­ктрифицированный инструмент, взявшись одной рукой за провод.

Работать с электрифицированным инструментом при рабочем напряжении, превышающем 42 В, можно только в резиновых перчатках и калошах либо стоя на изолирован­ной поверхности (резиновом коврике, сухом деревянном щитке).

Во избежание поражения электрическим током необ­ходимо пользоваться переносными электролампами с пре­дохранительными сетками. В помещении без повышенной опасности (сухом, с нетокопроводящими полами) можно использовать переносные лампы напряжением до 42 В, а в особо опасных помещениях (сырых, с токопроводящими полами или токопроводящей пылью) напряжение не должно превышать 12 В.

Ссылка на основную публикацию