Обслуживание и ремонт системы управления автомобилем

Обслуживание и ремонт системы управления автомобилем

Своевременное и технически грамотное обслуживание механизмов управления имеет особенно важное значение для предупреждения неисправностей в механизмах, а следовательно, и для обеспечения безопасности движения.

Обслуживание механизмов заключается в проверке их действия, подтяжке креплений, смазке подшипников, шарниров и других трущихся пар, в удалении воздуха из гидропровода, конденсата из воздушных баллонов, а также в регулировке шарниров рулевых тяг, рулевого механизма, тормозных механизмов и привода.

Проверка

Действие рулевого механизма проверяют, замеряя люфтоме-ром люфт рулевого колеса и определяя легкость его вращения. Величина допустимого люфта для разных автомобилей указана в приложении 1.

При осмотре механизма, усилителя и тяг проверяют, нет ли подтеков масла, а также шплинтовку гаек крепления сошки, пальцев, поворотных рычагов, пробок на тягах.

Исправность действия тормозов проверяют по величине свободного хода педали, по давлению воздуха в воздушных баллонах, по герметичности магистрали и приборов, а также по замеру величины тормозного пути.

Свободный ход педали определяют обычной или специальной линейкой. Давление воздуха в баллонах ниже 5,5 кг/см2 недопустимо; при неработающем двигателе после одного нажатия на педаль оно не должно снижаться более чем на 1,5 кг/см2.

Недопустима утечка воздуха, ощутимая на слух.

При торможении ножным тормозом на сухой ровной дороге со скорости 30 км/час тормозной путь не должен превышать: для легковых автомобилей-7,2 м; для грузовых автомобилей с полным весом до 9 т — 11,5 ж, с полным весом более 9 т — 13,5 м. Тормозной след от правого и левого колес должен быть одинаковой длины. При плавном торможении ручным тормозом со скорости 15 км/час тормозной путь не должен превышать 6 м.

Автомобиль должен полностью затормаживаться однократным нажатием на педаль.

Смазка

Шарниры рулевых тяг смазывать солидолом через масленки на тягах и пальцах до выхода смазки через зазоры. Картер рулевого механизма заполняют трансмиссионным маслом (на автомобилях КрАЗ и МАЗ — маслом МТ-16п) до уровня заливного отверстия.

Масло из картера рулевого механизма сливают через специальное отверстие или снимая боковую (нижнюю) крышку картера.

Детали механизма промывают из шприца керосином. Направляющую штока усилителя смазывают солидолом (сделать два — три качка солидолонагнетателем), а цилиндр — маслом МТ-16п.

Втулки педали тормоза, промежуточных валиков, валы разжимных кулаков, пальцы колодок и оси колодок ручного тормоза смазывать солидолом из солидолонагнетателя до выхода масла через зазоры, а шарнирные соединения тяг, не имеющие масленок, — маслом для двигателя (по три — четыре капли в каждое соединение).

Червячные пары тормозных рычагов 5 (рис. 107) смазывают графитной смазкой через отверстие в рычаге, закрытое пробкой 1.

Конденсат из воздушных баллонов удаляют через краны 1 (рис. 103) при наличии воздуха в системе. Скопление в баллонах за сутки работы 10 — 15 см3 масла указывает на неисправность уплотнений компрессора.

Из гидравлического привода тормозов воздух удаляют после заполнения тормозной жидкостью главного цилиндра до нормального уровня (на 15 — 20 мм ниже кромки заливного отверстия).

Не допускается смешивание жидкостей разного состава.

Перед заливкой жидкости другого состава промыть цилиндры и гидропроводы спиртом-денатуратом. Затем на головку перепускного клапана надеть шланг (или ввернуть его штуцер в клапан вместо пробки). Другой конец шланга опустить в стеклянную банку емкостью не менее 0,5 л, заполненную на 1/3 тормозной жидкостью.

Отвернуть клапан на 1/2 — 3/4 оборота; резко нажимать и плавно отпускать тормозную педаль до прекращения выхода пузырьков из шланга. Затем клапан завернуть и шланг снять. Прокачивать тормозную систему нужно в такой последовательности: задний правый, передний правый, передний левый и задний левый цилиндры.

Регулировка

Регулировка рулевого управления производится в случае большого люфта рулевого колеса. Перед регулировкой подтянуть болты крепления картера рулевого механизма, гайки крепления рулевого колеса, сошки, пальцев, поворотных рычагов, а также проверить состояние подшипников шкворней и ступиц передних колес.

Если люфт колеса не устраняется после выполнения указанных операций, проверить состояние шарниров тяг, подшипников червяка и зацепление его с роликом (сектором).

Шарниры надо регулировать при наличии люфта, ощущаемого рукой, положенной на тягу 3 (рис. 101) и сошку 2, и при резких поворотах рулевого колеса. Регулируют шарнир, завертывая пробку 16 специальной отверткой до отказа и затем отвертывая ее до совпадения прорези с отверстием под шплинт.

Для проверки подшипников червяка вывесить переднюю ось, повернуть рулевое колесо влево на один оборот и привязать его веревкой к левой стойке ветрового стекла. Раскачивая передние колеса сильными толчками и удерживая правой рукой рулевое колесо, левой рукой проверить осевой люфт рулевого вала.

Регулируют подшипники, удаляя прокладки из-под верхней или нижней крышки картера рулевого механизма.

При правильной затяжке подшипников усилие, необходимое для вращения рулевого колеса за спицу при помощи динамометра, составляет 0,3 — 0,9 кг (ролик должен быть выведен из зацепления с червяком).

Зацепление ролика (сектора) с червяком проверяют по величине люфта сошки при отъединенной продольной тяге и среднем положении рулевого колеса. Люфт не должен ощущаться рукой.

Зацепление червячной пары на автомобилях ГАЗ регулируют, вращая винт в боковой крышке картера рулевого механизма специальным ключом, на автомобилях КрАЗ и МАЗ — изменяя толщину шайбы между боковой крышкой картера рулевого механизма и сектором, а на автомобилях ЗИЛ — толщину прокладок 37 между скобой 31 и крышкой 36.

При правильном зацеплении червячной пары и отъединенной продольной тяге усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, составляет: 1,6 — 2,2 кг для автомобилей ГАЗ, 1,5 — 2,5 кг для автомобилей ЗИЛ и 2,8 кг для автомобилей КрАЗ и МАЗ.

Свободный ход тормозной педали необходим для обеспечения полного растормаживания. На автомобилях ГАЗ он регулируется вращением штока 12 (рис. 104). В рычаг однокамерного тормозного крана автомобилей ЗИЛ для той же цели ввернут болт. Свободный ход тормозной педали автомобилей КрАЗ и МАЗ эксплуатационной регулировки не имеет.

Необходимость регулировки колесного тормозного механизма может быть определена замером выхода штока 4 тормозной камеры или цилиндра 2 (рис. 107) линейкой 3 при нажатии на педаль до отказа. Нормальная величина выхода штока 15 — 35 мм.

Частичная регулировка тормозного механизма автомобилей ГАЗ производится эксцентриками 2 (рис. 108), а автомобилей ЗИЛ — червяками 60 (рис. 103). Червяк закреплен на валике 55, который фиксируется шариком фиксатора 55, и вращает червячную шестерню 57 вместе с валом 58 разжимного кулака.

Обслуживание и ремонт системы управления автомобилемРис. 107. Регулировка колесного тормозного механизма: 1 — пробка; 2 — цилиндр; 3 — линейка; 4 — шток; 5 — рычаг

Для регулировки необходимо вывесить колесо, вынуть полуось и, вращая эксцентрик 2 (рис. 108) или червяк 60 (рис. 103), добиться затормаживания колеса. Затем повернуть эксцентрик (червяк) в обратную сторону до освобождения колеса.

Полная регулировка тормозного механизма производится после его разборки и сборки. Для этого необходимо поджать колодки к барабану легким нажатием на тормозную педаль или на тормозной рычаг 5 (рис. 107), а затем вращением эксцентриковых пальцев 5 (рис.

108) добиться полного прижатия колодок к барабану (щуп 0,1 мм не должен проходить между накладками колодок и барабаном). Положение эксцентриситета определяется метками 4; пальцы 5 крепятся гайками 3.

После регулировки при помощи пальцев 5 регулируют механизм эксцентриками 2 или червяками и проверяют зазор между колодками и барабаном.

Обслуживание и ремонт системы управления автомобилемРис. 108. Точки регулировки тормозов: 1 — ключ; 2 — эксцентрик; 3 — гайка; 4 — гайку на тяге (автомобиль метки; 5 — палец

На автомобилях МАЗ-502 тормозной механизм переднего колеса регулируют перестановкой тормозного рычага на шлицованном конце вала разжимного кулака.

Колодочный тормозной механизм ручного тормоза автомобилей ГАЗ регулируют, вращая наконечник троса 9 (рис.

106) в клине 6 (автомобиль ГАЗ-69) или ГАЗ-63); наконечник (гайку) завертывают до затормаживания барабана 25; а затем отвертывают до его освобождения при вывешенном заднем колесе и переднем положении рычага 10. При значительном износе накладок регулировка дополнительно производится винтом 4.

В ленточном тормозном механизме автомобилей МАЗ зазор (нормально 0,8 мм) между серединой ленты 7 и барабаном 8 регулируют болтом 11, между нижним концом ленты и барабаном — стяжкой 19, между верхним концом ленты и барабаном — гайкой 22 тяги 14 (в обоих случаях устанавливается зазор 1 мм).

Рычаг правильно отрегулированного ручного тормоза при полном торможении должен фиксироваться защелкой в 3 — 4-й впадине сектора. После регулировки тормозных механизмов при первом контрольном осмотре в пути проверяют нагрев тормозных барабанов.

Натяжение ремня компрессора на автомобилях ЗИЛ регулируют перемещением компрессора, а на автомобилях КрАЗ и МАЗ — перемещением шкива вентилятора.

Для полного закрытия клапанов 31 (рис. 103) разгрузочного устройства между болтами 35 и клапанами должен быть зазор 0,25 — 0,35 мм. Регулируют зазор, вращая болты отверткой и ключом.

Давление воздуха в баллонах, при котором включается компрессор, должно быть 5,6 — 6 кг/см2; чтобы отрегулировать его, изменяют натяжение пружины 24, вращая колпак 40: при завертывании колпака регулятора давление повышается, при отвертывании- понижается. Нормальная величина давления, при котором компрессор выключается, равна 7 — 7,3 кг/см2; регулируют его, изменяя толщину прокладок 19 между корпусами 17 и 20 (при увеличении толщины прокладок давление понижается, при уменьшении — повышается).

Предельное давление воздуха в баллонах регулируют пробкой 37, изменяющей натяжение пружины 38 предохранительного клапана 42.

Читайте также:  Автосервис ремонт форд спб

Для полного торможения автомобиля расстояние от пола кабины до тормозной педали при полном нажатии на нее должно быть 10 — 30 мм. Положение педали на автомобиле ЗИЛ-157К регулируют изменением длины тяги 10.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.

Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
  • первое техническое обслуживание (ТО-1)
  • второе техническое обслуживание (ТО-2)
  • ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)
  • Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.
  • Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.
  • Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.
  • При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.
  • Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.
  • Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.
  • Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.
  • Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.
Категория условий эксплуатации Характеристика условий эксплуатации ТО-1 ТО-2
Периодичность, км
1 (легкие) Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии 1600-1800 8000-9000
2 (средние) Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения 1300-1500 6500-7500
3 (тяжелые) Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках) 1000-1200 5000-6000

Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.

Тип автомобиля Основные агрегаты
Грузовой автомобиль Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, кабина, рама, кузов, подъемный механизм
Легковой автомобиль или автобус Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, рама, кузов

Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.

Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.

Агрегаты Базовая деталь
Двигатель (со сцеплением) Блок цилиндров
Задний мост Картер заднего моста
Передний мост Балка передней оси или поперечина независимой подвески
Коробка передач Картер коробки передач
Рулевой механизм Картер рулевого механизма
Подъемный механизм Головка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбора
Мощности
Кузов Корпус кузова
Рама Продольные балки

Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.

Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.

Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту.

При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют.

При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта.

За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам.

В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.

Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.

Вопросы по теме

(1

Техническое обслуживание и текущий ремонт рулевого управления автомобиля: способы проведения ТО и ТР механизма авто, работы, выполняемые при ремонте

 Auto.TodayAuto.Today

Требования технического регламента о безопасности колесных транспортных средствИнструменты, нужные для ТО рулевого управленияРазновидности технического обслуживания и текущий ремонтПервое техническое обслуживание (ТО-1)Второе техническое обслуживание (ТО-2)Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)Сезонное техническое обслуживание (СО)Настройка электроники рулевого управленияРегулировка рулевого механизмаРекомендации и предостереженияvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0){var contents=index[0].getElementsByClassName('contents');if (contents.length>0){contents=contents[0]; if (localStorage.getItem('hide-contents') === '1'){contents.className+=' hide-text'}}}

Требования технического регламента о безопасности колесных транспортных средств

https://www.youtube.com/watch?v=VU8AhNkWkSw

В Российской Федерации безопасность колёсных средств регулируется государственным техническим регламентом. Требования данного документа разработаны и внедрены в соответствии с правилами Европейской экономической комиссии ООН и предписывают создание единого экономического пространства в Беларуси, Казахстане и РФ.

К объектам, попадающим под упомянутый регламент, относятся:

грузовые и легковые транспортные средства, эксплуатируемые на дорогах общего пользования (технические категории: O, N, M, L), а также шасси автомобилей;весь транспорт, который может перемещаться со скоростью более 25 км/ч.

Регламент не действует на такие колёсные средства и машины:

автомобили указанных выше категорий, с года выпуска которых прошло 30 и более лет;транспорт, который не может развить скорость 25 км/ч и более;дипломатические, консульские автомобили;автомобили под таможенным режимом, ввозимые в страну сроком до 6 месяцев.

Согласно документу, регулярному техническому обслуживанию, ремонту, управлению и регулировке подлежат такие части машины, как рулевой механизм и рулевой привод.

Первый переводит вращательное движение колеса руля в поэтапное передвижение привода руля, чем вызывает поворот вправо или влево.

Второй элемент представляет собой систему рычагов и тяг, благодаря которой между колёсами машины и рулевым механизмом появляется прямая связь.

Рекомендуем для прочтения:

Что делать, если руль начал дёргаться, как это починить

Как сменить жидкость для рулевой рейки

Как правильно снять и установить рулевую рейку

Что делать, если руль начал тяжело крутиться после прогрева двигателя

Ремкомплект рулевой рейки автомобиля

Особенности техобслуживания транспортных средств — это:

сезонность;регулярность;соблюдение технических норм, предписанных ГОСТом и регламентом.

Автомобиль, соответствующий всем технормам, должен иметь:

исправную тормозную систему;качественное рулевое управление;возможность эвакуации пассажиров после аварийной ситуации;хороший обзор для водителя;пожарную безопасность;безопасный уровень вредных веществ в салоне при сгорании топлива;исправные сигнальные и световые устройства;соответствие габаритным размерам и весу для каждой категории;функциональность всех прицепных частей.

Инструменты, нужные для ТО рулевого управления

Для проведения ТО рулевого управления используют такие инструменты:

съёмники и фиксаторы гидроусилителя руля (ГУР);съёмники рулевого колеса;головки ГУР;съёмники рулевой сошки;ключи сервисные;щипцы для ленточных хомутов;наборы ключей для регулировки тяги.

Разновидности технического обслуживания и текущий ремонт

Существует несколько видов техобслуживания ТС:

осмотр в пути (текущее ТО — при возникновении внештатных или аварийных ситуаций, а также при подозрении на неисправность);осмотр перед выездом из автопарка или гаража;ежедневное ТО после завершения рейса;ТО-1, или первое;ТО-2, или второе;сезонное.

Читайте также:  Нариман воронеж ремонт авто

Текущий ремонт, или ТР, выполняется по мере необходимости, вне зависимости от остальных манипуляций или контрольных осмотров техники.

Важно! Если рулевое колесо снимается, на валу и ступице ставят метки, чтобы установить его после диагностики в положение посередине.

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Во время ТО-1 машину проверяют на исправность всех ключевых узлов, выполняют заправку топливного бака, а также внешний осмотр на предмет неисправностей или подозрительных моментов.

Водитель уточняет наличие смазочных материалов, тестирует рабочее состояние и, при необходимости, выполняет настройку электроники автомобиля, осуществляет проведение проверки мотора, тормозов и прочих компонентов ТС.

На этом этапе проще всего выявить сомнительные моменты и устранить их.

Второе техническое обслуживание (ТО-2)

Обычно производится после прохождения машиной определённого расстояния. Например, после 50 или 100 км пробега. В этот период владелец автомобиля производит те же технические действия, что и при ТО-1, но с учётом того, что машина уже была на ходу, подвергалась нагрузкам. Выполняются также смазочные работы и дозаправка топливом при необходимости.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

ЕО позволяет поддерживать транспортное средство в рабочем состоянии. Проводится обычно в вечернее время, после того, как машина достигла конечного пункта назначения или автопарка, гаража.

Во время осмотра водитель проверяет исправность систем освещения, убирает в салоне пыль, при необходимости выполняет мойку авто, осматривает грузовую платформу или кузов грузовых транспортных средств, шины, проверяет уровень масла и других технических жидкостей.

Знаете ли вы? До 1893 года в автомобилях использовался румпель (специальный рычаг), а не руль. Круглое рулевое колесо в машину установил автогонщик Альфред Вашерон.

Сезонное техническое обслуживание (СО)

Этот вид диагностики состояния машины принято разделять на летний и зимний. Летнее СО актуально для транспорта, разработанного для работы в суровых климатических условиях, например, в таёжных регионах. Если необходимо, заменяются шины, меняется оснащение кабины и т. д. Таким же способом ТС готовят к зиме: тестируют отопительную систему, меняют шины на зимние, устраняют мелкие неполадки.

Настройка электроники рулевого управления

В основе рулевого управления современных ТС лежит быстродействующая электроника. Нередко она требует настройки или регулировки. Все современные электронные системы автоматизированы, а для отладки водители обращаются в сервисные центры.

В основе действия таких систем — работа микропроцессора. Самостоятельно вмешиваться в неё и пытаться что-то исправить не стоит, лучше доверить это специалистам. Примеры электронных рулевых систем: Fenix, Digifant, Jetronic, Motronic и пр.

Регулировка рулевого механизма

Чтобы выполнить регулировку рулевого механизма, следует устранить зазоры между ключевыми составляющими. Признаком того, что механизм нуждается в регулировке, является более свободный, чем обычно, ход руля. Обычно для проведения такой манипуляции всю конструкцию руля разбирают, регулируют и собирают снова.

Выполняются такие действия:

устранение зазоров в шарнирах тяг руля;поворот червяка на половину оборота в любую сторону;подтяжка регулировочной гайки;затяжка стопорной гайки;установка рулевого колеса.

Важно! Компании Bosh и ZF создали Active Front Steering, известную также, как систему активного управления автомобилем. Она устанавливается на всех новых BMW и является «визитной карточкой» этих авто.

Рекомендации и предостережения

Все работы по регулировке рулевого управления или по ремонту данной технической части машины должны выполняться квалифицированными специалистами при наличии необходимых инструментов. Починка кустарным способом приводит к возникновению неисправностей и аварийных ситуаций на дороге.

Рекомендуется соблюдать следующие правила:

регулярно проверять состояние приводного насосного ремня;следить за уровнем жидкости в бачке ГУРа;промывать бачок и использовать технические жидкости высокого качества и хорошей степени очистки;диагностировать автомобиль на наличие посторонних шумов, стука;не пренебрегать сезонной диагностикой дважды в год.

Правильная настройка, ремонт и диагностика рулевого управления автомобиля являются гарантией безопасности водителя и других участников дорожного движения.

Техобслуживание автомобиля: как выполняется и особенности проведения ТО

В случае с автомобилем техническое обслуживание – это проведение целого комплекса плановых мероприятий, в рамках которых осуществляется диагностика, проверка, регулировка и обслуживание, которое предписывает изготовитель автомобиля.

Основной задачей технического обслуживания (ТО) является предотвращение возможных неполадок, которые могут возникать на определенных пробегах. Далее мы рассмотрим, какие бывают виды технического обслуживания автомобилей, а также когда и почему необходимо выполнять ТО автомобиля.

Где и как проходить ТО

Перед тем, как рассматривать, что такое техническое обслуживание, важно понимать, для чего нужна данная процедура. Начнем с того, что для новых авто отсутствие отметки о прохождении ТО на авторизованной станции является основанием для потери права на гарантийное обслуживание (вопрос спорный, однако в странах СНГ далеко не всегда его удается решить в пользу автовладельца).

Также регулярное ТО позволяет контролировать состояние автомобиля, его узлов и агрегатов, что напрямую влияет на безопасность и ресурс автомобилям с пробегом. Однако, если машина уже не на гарантии, на прохождении конкретного ТО можно сэкономить. Давайте разбираться.

  • Прежде всего, ТО в авторизованных дилерских центрах  получается достаточно дорогим. Также нередко перечень операций у дилера сильно расширен без явной необходимости (добавлены операции, не указанные в сервисной книжке).

Получается, если автомобиль не гарантийный, ТО все равно нужно проходить регулярно, однако делать это на авторизованных станциях совсем не обязательно. Именно такая возможность позволяет автолюбителю самостоятельно закупать технические жидкости и расходники, запчасти и детали, а также обслуживать машину на станциях, которые предлагают лучшие условия.

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Итак, как уже было сказано, тех обслуживание направлено на то, чтобы избежать возможных неисправностей и преждевременного выхода из строя или значительного сокращения ресурса узлов и агрегатов. По этой причине ТО на автомобиль включает в себя как набор обязательных операций, так и внеплановых ремонтных работ.  

Другими словами, техническое обслуживание и ремонт автомобиля или ТОИР — это ТО и ремонт, причем техобслуживание является набором обязательных процедур, а ремонт выполняется при такой необходимости. Например, замена масла в двигателе является обязательной каждые 10-15 тыс. км, тогда как необходимость замены тормозных колодок определяется после проведения диагностических процедур.

При этом различные неполадки могут быть выявлены в ходе диагностических операций с использованием спецоборудования или путем визуального контроля. Если рассматривать список обязательных операций в рамках ТО, принято выделять:

  • работы по регулировке, смазке и заправке;
  • работы по электротехнике;
  • контрольно-диагностические процедуры;

Начальным этапом становятся контрольно-диагностические операции, на основании чего далее принимается решение о проведении дополнительных работ. В рамках допработ осуществляется долив технических жидкостей, замена изношенных или вышедших из строя деталей и элементов и т.д.

Общий объем работ, которые выполняются в рамках ТО, определяется целым рядом факторов:

  • марка и модель автомобиля;
  • пробег и срок эксплуатации;
  • время года, когда проводится обслуживание;

При этом ТО авто плановое зачастую определяется  именно пробегом, то есть определенные работы должны выполняться каждые 10-15, 30, 50, 60, 80, 100 тыс. км. и т.д. Это необходимо для того, чтобы в процессе эксплуатации транспортных средств, свести к минимуму возможные отказы и поломки, а также максимально продлить срок службы всех узлов, агрегатов и механизмов.

Если рассматривать грузовые авто, автобусы и другой  похожий транспорт, требования к таким машинам более жесткие. По этой причине существует планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей. В рамках такого обслуживания проводится ежедневное ТО, а также ТО-1, ТО-2 и сезонное техобслуживание автомобиля.

Легковые авто и техническое обслуживание автомобилей

В случае с легковыми автомобилями, в отличие от грузовых машин, система облуживания упрощена, исключены ежедневные ТО. Другими словами, обслуживание выполняется через равные промежутки времени или по пробегу (ТО-0, ТO-1, ТО-2 и т.д.).

Указанные межсервисные интервалы по каждому ТО определяет производитель автомобиля и отдельно указывает в сервисной книжке. Например, ТО-0 проводится на пробегах 2-3 тыс. км, между следующими ТО интервал составляет от 10 до 20 тыс. км.

В свою очередь, ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) легковых автомобилей представляет собой  осмотр перед поездкой основных узлов и агрегатов (течи тормозной системы, ГУР, моторного и трансмиссионного масла и т.д.).  Также оценивается исправность электрооборудования, проводится проверка шин. Еще водитель должен убедиться в исправной работе агрегатов и тормозной системы в начале движения.

Первое ТО напоминает ежедневное, однако дополнительно выполняется комплексная проверка:

  • эффективности торможения и работа ручного тормоза;
  • хода рулевого колеса, зазоров механизма рулевого управления;
  • пыльников, сайлентблоков ходовой части;
  • пружин, рычагов, стоек и других деталей подвески;
  • хода педалей сцепления и тормоза;
  • натяжения приводных ремней;
  • крепежей ДВС, КПП, других деталей, механизмов, узлов и систем;

При необходимости выполняется регулировка, протяжка. Также на ТО-1 проводится обязательная замена масла в двигателе и масляного фильтра. В рамках ТО-2 или на 40-50 тыс. км. проводятся все операции, включенные  в ЕТО и ТО-1, а также основные системы и агрегаты проходят углубленную диагностику.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как слить антифриз из блока двигателя. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах слива ТОСОЛа или антифриза из блока цилиндров, что необходимо при полной замене ОЖ.

Также проводится контроль, долив или замена охлаждающей жидкости, тормозной жидкости, масла в КПП, мостах и т.д. Еще на втором ТО для легковых автомобилей меняются фильтры (топливный, воздушный, фильтр салона, фильтр КПП для АКПП), свечи зажигания, ремень и ролики ГРМ, дополнительного навесного оборудования.

Читайте также:  Замена масла в ладе ларгус

Еще на ТО-2 выполняют проверку затяжки болтов ГБЦ, клапанной крышки, радиатора, поддона картера двигателя, впускного и выпускного коллектора. Также может потребоваться выполнить регулировочные работы (регулировка клапанов), натяжения привода ГРМ и т.д. (в зависимости от марки, модели, а также межсервисного интервала, который определил автопроизводитель).

  • Сезонное техническое обслуживание (СО) предполагает подготовку автомобиля к эксплуатации летом или зимой. В рамках такого ТО заливаются жидкости по сезону (масло моторное и трансмиссионное, масло КПП, проверяется АКБ, устанавливается зимняя или летняя резина).

Обратите внимание, с учетом того, что большинство современных жидкостей являются всесезонными, как правило, это исключает необходимость замены масел, а также антифриза по сезону. Однако, рекомендуется учитывать климатические особенности того или иного региона, подбирая оптимальные решения.  

В рамках последующих ТО выполняется как ряд плановых регламентных операций  (например, замена ремня ГРМ, помпы, термостата по пробегу), так и ремонт автомобиля в том случае, если выявлены различные неполадки. Параллельно делается сход-развал, выполняются другие регулировки и настройки.

Подведем итоги

Как видно, техобслуживание авто, а также технический ремонт автомобилей является  не просто рекомендацией, а острой необходимостью. Дело в том, что важно поддерживать работоспособность узлов и агрегатов, грамотно обслуживая и вовремя  устраняя даже малейшие неполадки.

Рекомендуем также прочитать статью о том, каким должен быть цвет масла в АКПП. Из этой статьи вы узнаете, какие признаки указывают на то, что коробка автомат неисправна или масло в автомате следует заменить.
Только такой подход означает безопасную езду и максимальный срок службы транспортного средства. Фактически, ТО представляет собой целый комплекс  профилактических мер, чтобы избежать непредвиденных серьезных поломок.

Напоследок отметим, что основными являются рекомендации,  прописанные в сервисной книжке автомобиля, где определен перечень обязательных плановых работ и процедур.  

Однако, в процессе проверки и диагностирования  двигателя и других систем авто изношенные или вышедшие из строя детали необходимо также заменять на новые элементы, что может не входить в ТО и является внеплановым ремонтом и обслуживанием автомобиля. 

Обслуживание и ремонт систем автомобилей с компьютерным управлением рабочими процессами

    Повышение надежности элементов компьютерной системы, а также предупреждение отказов и неисправностей достигается 
использованием функций электронного обеспечения работы двигателя, которое 
позволяет не только оптимально управлять 
рабочими процессами впрыска, но также 
осуществлять диагностирование технического состояния как подключением внешнего диагностического оборудования, так 
и использованием встроенных функций 
самодиагностики.

    При встроенной диагностике ЭБУ фиксирует 
отклонения рабочих параметров в 
управлении работой двигателя и 
регистрирует их в виде кодов неисправностей, сигнализируя при движении автомобиля или при ТО и ремонте об отклонении параметров технического состояния 
от установленных норм.

    Предупреждения 
о неисправностях в компьютерной системе отображаются загоранием специальной 
лампы диагностики 24 (см. рис. 23.2) с 
рисунком двигателя или надписью «проверь двигатель» («check engine»).

При использовании специальной технологии контроля, разрабатываемой производителем автомобилей, коды неисправностей считываются с помощью диагностической лампы или специального диагностического сканера (тестера), подсоединяемого к диагностическому разъему 23.

    Результаты 
диагностирования системы впрыска 
являются основными при определении комплекса операций ТО и ТР топливной системы, что связано с высокой технологической сложностью и стоимостью монтажно-демонтажных, разборочно-сборочных и регулировочных работ системы впрыска, а также с нецелесообразностью частых разборок сопряженных соединений.

    Современные системы впрыска оснащены встроенной диагностической системой с функциями 
самодиагностики.

Распознавание неисправности 
происходит путем непрерывного циклового 
процесса сравнения показателей 
датчиков и систем на любых режимах 
работы с заложенными в блоке 
управления матрицами рабочих значений данных параметров (частота цикла 
на автомобилях различных производителей может отличаться).

Несоответствие полученного рабочего значения требуемому для заданного режима работы распознается как неисправность, о чем водитель информируется характерным сигналом на рабочей панели автомобиля.

    Появление сигнала (сигналов) говорит о необходимости 
оперативного считывания и распознавания 
характера неисправности или 
отказа элемента автомобиля с использованием средств внутреннего диагностирования (если они предусмотрены в конструкции 
автомобиля), либо через подключение 
внешнего диагностического оборудования.

    Доступ 
к диагностической системе осуществляется через гнездо (разъем) на диагностическом 
блоке при включенном зажигании.

    Самодиагностика предназначена для оперативного считывания информации о неисправностях и отказах, накопленных в процессе текущей эксплуатации автомобиля.

Для 
накопления информации о неисправностях используется встроенный диагностический 
блок управления, который способен запоминать 3-4 неисправности одновременно (общее число неисправностей, которые могут быть обнаружены, составляет 13-15).

    Функция самодиагностики заложена в электронный 
блок управления работой двигателя, через который посредством внутрисистемного информационного обмена она может 
быть применена и для других систем штатного электронного контроля работы автомобиля (автоматическая коробка 
передач, антиблокировочная система 
тормозов, противобуксовочная система 
ведущих колес и система стабилизации движения автомобиля, климат-контроль и т. д.).

    Коды 
неисправностей запоминаются при обнаружении 
сигнала неисправности. Сигнал может 
незамедлительно отображаться при 
нажатии испытательной кнопки на диагностическом блоке. Блок управления снабжен памятью для запоминания кода неисправности и адаптивной программой, которая способна сохранять информацию в течение по меньшей мере 10 мин после прекращения подачи электроэнергии.

  •     Функциональное 
    испытание предназначено для 
    диагностирования системы в режиме имитирования последовательного выхода из строя функциональных элементов, обеспечивающих правильную работу системы 
    впрыска (например, датчика положения 
    дроссельной заслонки, после того, как он выйдет из положения холостого 
    хода или из положения «работы 
    при полной нагрузке»; блока электронного управления системой зажигания; блока 
    управления автоматической коробкой передач).
  •     Контрольное испытание позволяет проверить 
    работоспособность элементов системы 
    впрыска как до, так и после 
    функционального испытания средствами внутреннего диагностирования.
  •     Режим функционального и контрольного испытания включается после комбинации кратковременных нажатий испытательной 
    кнопки диагностического блока внутри автомобиля.

    Для поиска неисправностей в системах впрыска 
топлива в ряде случаев требуется 
подсоединение специального измерительного блока — диагностического ключа, позволяющего определить место (в проводке, разъемах или самих компонентах, на которых замеры на разъемах блока 
управления невозможно сделать) и характер неисправности (рис.2.1.).

    Диагностический ключ подсоединяется к диагностическому блоку.

Считывание и запись кодов 
неисправностей, обнаруженных в топливной 
системе, производится при включенном зажигании и с соблюдением 
необходимых мер, определяющих технологию диагностирования с использованием диагностического ключа.

Распознавание 
и устранение неисправностей производится в соответствии с таблицей кодов 
неисправностей. Для каждой серии 
автомобилей производителями автомобилей 
могут предлагаться принципиально 
отличающиеся таблицы.

    Использование диагностического ключа не требует 
высокой квалификации оператора, так 
как основным его назначением 
является распознавание и запись неисправностей, возникших в процессе текущей эксплуатации автомобиля. Поэтому 
в роли оператора может выступать 
водитель или владелец транспортного 
средства.

  1.     Для проведения диагностирования необходимо выполнить ряд подготовительных операций, целью которых является привести систему в требуемое 
    для начала диагностирования техническое состояние. Для этого необходимо проверить следующие элементы:
  2.     • систему подачи воздуха (рекомендуется 
    снять регулятор холостого хода, промыть его составом для прочистки 
    карбюраторов и смазать);
  3.     • датчик положения дроссельной заслонки (необходимо убедиться в том, что 
    диск потенциометра чистый);
  4.     • ограничитель хода дроссельной заслонки (возможно, его положение было нарушено, в результате чего выходное напряжение
  5.     датчика положения дроссельной заслонки вышло за пределы нормы);
  6.     • трос привода дроссельной заслонки (необходимо удостовериться, что привод правильно отрегулирован и имеет требуемый свободный ход);
  7.     • ход рычагов и тяг привода 
    дроссельной заслонки (они должны двигаться свободно и без заедания);
  8.     • ряд других элементов в зависимости 
    от сложности системы.
  9.     Далее производится диагностирование путем 
    проверки работоспособности элементов 
    системы и считывания данных из диагностической 
    системы о неисправностях, отказах 
    и другой информации.

    Чаще 
всего выявление неисправности 
в конкретном элементе современной 
системы впрыска с полностью 
электронным управлением говорит 
о необходимости дорогостоящего ремонта этого элемента или его 
замены. Однако прежде чем принимать 
решение о замене дорогостоящей 
запасной части, следует уточнить диагноз.

    Одной из наиболее частых неполадок может 
быть понижение оборотов двигателя 
на холостом ходу, сопровождающееся загоранием контрольной лампы на панели самодиагностики 
и высвечиванием кода неисправности, который указывает на неисправность потенциометра дроссельной заслонки. Обычно в этом случае потенциометр рекомендуется заменить.

    Потенциометр 
является устройством, напряжение которого находится в прямой зависимости от угла открытия дроссельной заслонки и изменяется от 0,5 до 4,5 В. При перемещении дроссельной заслонки напряжение должно возрастать плавно. Важно удостовериться, что выходное напряжение находится в требуемых пределах.

Потенциометр проверяют при включенном зажигании с помощью очень чувствительного вольтметра, поскольку достаточно малейшего отклонения выходного напряжения потенциометра от нормы, чтобы произошли нарушения в работе системы впрыска. Поэтому обычные тестеры в данном случае непригодны.

Лучше всего использовать для этого осциллограф, так как он уверенно воспринимает любые электрические сигналы, включая наведенные. Наведенные электрические сигналы могут имитировать неисправности, даже в том случае, если выходное напряжение соответствует требуемому значению.

Шумовой сигнал воспринимается ЭБУ как сигнал потенциометра, что может приводить к нарушению работы регулятора холостого хода. Побочным эффектом этого может стать увеличение расхода топлива.

    В большинстве современных систем впрыска выходное напряжение потенциометра 
дроссельной заслонки используется в качестве сигнала о предстоящем 
ускорении автомобиля. Поэтому еще 
одним признаком неисправности 
потенциометра является избыточная подача топлива.

    Особенностью 
отказа потенциометра является то, что его невозможно вернуть в 
рабочее состояние путем очистки 
или ремонта. Почти всегда это 
герметичное неразборное устройство, поэтому, если оно действительно 
неисправно, его можно только заменить.

    Другой 
неисправностью современной системы 
впрыска, является неустойчивая работа двигателя при холодном пуске, иногда сопровождающаяся обратными хлопками во впускной коллектор.

Чаще всего это 
является следствием обеднения смеси, вызванным ошибками в программном 
обеспечении ЭБУ. Это может означать как его выход из строя, так и неисправность одной или нескольких форсунок.

Чтобы проверить форсунки необходимо их снять, очистить и убедиться в их исправности. Для такой проверки требуется специальное оборудование.

    Если 
проверка показывает, что форсунки исправны, следует проверить программу 
ЭБУ, так как его ремонт обходится 
чаще всего дешевле, чем покупка 
нового. Вместе с проверкой ЭБУ 
необходимо проверить отсутствие подсоса 
воздуха в систему впрыска, что 
может вызвать обеднение смеси.

    Обычно 
подобные неисправности проявляются 
при значительном суммарном пробеге 
автомобиля, когда двигатель начинает «стареть». Этому способствуют образование 
нагара на клапанах и общий износ 
двигателя.

    Современные автомобили чаще всего оснащены каталитическими 
нейтрализаторами и имеют систему 
ограничения вредных выбросов с 
обратной связью от λ-зонда. Если состав выхлопных газов не соответствует 
норме (топливная смесь слишком 
бедная или богатая), то прежде чем 
проверять на работоспособность 
λ-зонд, необходимо проверить выходное напряжение датчика абсолютного 
давления.

    Считывание 
может осуществляться с помощью 
тестера (мотора-тестера, автотестера, сканера), подключенного к диагностическому разъему (расположение диагностического разъема различными производителями 
определяется по-разному, например перед 
селектором коробки передач в 
салоне водителя, рис.2.2.).

    При подключении диагностического сканера (тестера) более полно определяется техническое состояние компьютерной системы (коды и их описание), при 
этом имеется возможность выполнить 
корректировки по составу топливно-воздушной 
смеси, углу опережения зажигания и 
др.

    Система управления двигателем может иметь 65-135 кодов неисправностей для диагностики. Каждый код неисправности может дать информацию о том, вызвана ли неисправность обрывом, коротким замыканием на электропитание (+) или коротким замыканием на «массу». Это дает в общей сложности 195-405 различных кодов неисправностей.

    Применение 
внешнего диагностического оборудования позволяет на более высоком качественном уровне выполнять в штатном режиме функциональные и контрольные испытания 
при диагностировании. 

    2.2.Система 
зажигания.

    Система зажигания за последние 15-20 лет претерпела заметную эволюцию: от классической контактной до полностью бесконтактной системы с электронным управлением всеми функциями. Развитие системы зажигания определено стремлением добиться оптимизации ряда показателей и характеристик, таких как:

Ссылка на основную публикацию