Ремонт системы пуска двигателя автомобиля

При уходе за пусковым подогревателем типа ПЖБ проверяют надежность соединений трубопроводов, исправность краников, работоспособность электромагнитного клапана, исправность свечи накаливания, исправность огнетушителя.

При техническом обслуживании системы пуска дизельных двигателей особое внимание обращается на уход за пусковым двигателем и его силовой передачей.

Как уже отмечалось, в качестве топлива для двухтактных пусковых двигателей с кривошипно-камерной продувкой используют смесь пятнадцати объемных частей бензина с одной частью моторного масла. Это топливо следует приготавливать в отдельной чистой посуде при точном соблюдении пропорции бензина и масла и тщательном их перемешивании.

Периодически следует выпускать из картера скопившиеся в нем масло и бензин (конденсат). Конденсат выпускают через пробку в картере при проворачивании коленчатого вала пускового двигателя.

Особое внимание следует уделять проверке уплотнения полости картера этого двигателя. При неисправности самоподжимных сальников коленчатого вала и неплотной затяжке спускной пробки картера может происходить утечка горючей смеси и недостаточное наполнение цилиндра свежим зарядом. Это затрудняет пуск и ухудшает показатели работы пускового двигателя.

Основные неисправности силовой передачи пускового устройства дизеля: пробуксовка муфты сцепления и несвоевременное выключение приводной шестерни.

Пробуксовка муфты сцепления происходит из-за износа или замасливания ее дисков. В случае износа дисков муфта подлежит регулировке, в результате которой должна увеличиться сила сжатия дисков при включении. При замасливании дисков их промывают керосином или бензином.

Механизм автоматического выключения приводной шестерни не регулируется. Если приводная шестерня выключается несвоевременно, это свидетельствует об износе грузиков или об их заедании в держателе, о перекосах толкателя в направляющей втулке или ступицы приводной шестерни на шлицах вала редуктора, о поломках или ослаблении пружин толкателя.

Техническое обслуживание систем пуска, производимое при каждом ТО-2, сводится к простейшим операциям. Проверяется крепление стартера к двигателю и при необходимости подтягиваются болты крепления. Кроме этого, проверяется качество присоединения наконечников проводов к стартеру и аккумуляторной батарее.

Через определенный пробег автомобиля, зависящий от типа стартера, производится проверка технического состояния стартера. Например, у стартера CT130A3 рекомендуется выполнять эти работы при каждом восьмом ТО-2, а у стартера 25.3708 — через 150 тыс. км пробега при очередном ТО-2. Для этой цели стартер снимают с автомобиля и очищают его наружные поверхности от масла и грязи.

При проверке технического состояния стартера контролю подвергаются следующие узлы и детали: щеточно-коллекторный узел, привод стартера, реле стартера, электродвигатель стартера.

Сначала производят осмотр щеточно-коллекторного узла, сняв крышку со стороны коллектора или защитную ленту. При этом измеряется высота щеток и усилие их прижатия к коллектору пружинами.

Если высота щетки меньше допустимого для данного стартера значения или обнаруживаются ее механические повреждения, щетку меняют. Шетки должны свободно, без заедания, перемещаться в щеткодержателях.

Направление усилия щеточных пружин должно совпадать с осью щеткодержателя. Усилие пружины проверяют динамометром. Между щеткой и коллектором прокладывают бумажную полосу и оттягивают динамометром пружину в направлении оси щеткодержателя.

Показания динамометра в момент, когда полоску бумаги можно вытащить легким усилием, фиксируют и сравнивают с техническими данными стартера. При обнаружении ослабевшей пружины ее заменяют.

Поверхность коллектора должна быть чистой, ровной и не иметь значительного подгорания. При наличии на коллекторе загрязнения и незначительного подгорания его протирают ветошью, смоченной в бензине. Сильно подгоревший коллектор зачищают шлифовальной шкуркой.

Удобнее выполнять эту операцию при работе стартера в режиме холостого хода, прижимая шкурку к коллектору деревянной колодкой. Абразивные частицы после зачистки удаляют, продувая коллектор воздухом. Если подгорание таким способом не устраняется или имеет место сильный износ коллектора, стартер разбирают и протачивают коллектор на токарном станке.

Диаметр коллектора после проточки не должен быть меньше минимального значения, которое задается в технической документации на каждый тип стартера.

Привод стартера должен свободно, без заеданий, перемещаться по валу и возвращаться в исходное положение возвратной пружиной.

При затрудненном перемещении привода вал якоря очищают от грязи и, если нет специальных указаний в технической документации, смазывают маслом, применяемым для двигателя. Храповой привод стартеров нуждается в смазке.

Для этого вдвигают шестерню в корпус привода и заливают в корпус моторное масло. Затем 5—10 раз повторяют операцию вдвигания шестерни, масло выливают, заливают свежее и так 2—3 раза. Операцию производят на приводе, снятом со стартера.

Осевой люфт вала якоря не должен превышать 1 мм. Поперечный люфт вала в подшипниках должен быть почти незаметен. При значительном поперечном люфте вала производится замена изношенных втулок в крышках стартера.

Состояние реле стартера проверяют осмотром, для чего снимают крышку реле. В случае подгорания контактов их зачищают напильником, а затем мелкой шлифовальной шкуркой. При большом износе или подгорании контактов болты поворачивают на 180°, а диск переворачивают.

Стартеры, имеющие масленки или другие устройства для смазки подшипников, нуждаются в заполнении их маслом.

На собранном стартере проверяется правильность регулировки привода, которая у стартеров карбюраторных двигателей характеризуется величиной вхождения шестерни привода в зацепление с венцом маховика и исходным положением шестерни привода. Задаются регулировки привода зазором А (рис. 10.1) между приводной шестерней и упорным кольцом при включенном реле стартера и расстоянием Б между торцом шестерни и посадочным пояском на крышке стартера.

Определение зазора А производится при подключении положительного вывода источника питания к выводу 50 обмоток реле, а отрицательного вывода — к корпусу стартера. Напряжение источника питания должно соответствовать номинальному напряжению стартера.

После подачи напряжения и срабатывания реле зазор А замеряется предельными калибрами, толщина которых соответствует максимальному и минимальному значению зазора, или универсальным мерительным инструментом. При измерении зазора А следует выбрать осевой люфт, отжимая привод по направлению к коллектору.

Регулировку зазора А осуществляют поворотом эксцентриковой оси (стартеры типа СТ230) или регулировочным винтом сердечника реле (стартер CT130A3).

Ремонт системы пуска двигателя автомобиля

Расстояние Б, соответствующее исходному положению шестерни привода, регулируется специальным винтом у стартеров типа CT130A3. У стартеров СТ230 расстояние Б регулируется этой же эксцентриковой осью, что и зазор А.

У некоторых стартеров (СТ221, 29.3708) регулировка привода не предусмотрена.

Стартеры дизелей имеют особенности регулировок. У стартеров СТ142 и 25.3708 задается зазор А.

Вместо расстояния Б, соответствующего исходному положению шестерни, для этих стартеров задано расстояние между торцом шестерни и упорной шайбой, при котором замыкание контактов реле стартера не должно происходить.

При проверке между шестерней и упорной шайбой устанавливают прокладку определенной толщины и на обмотки реле подают питание. Замкнулись при этом контакты реле или нет, определяют контрольной лампой или омметром.

У стартера СТ103 между шестерней и упорной шайбой ставят поочередно прокладки толщиной 16 и 11,7 мм. При включении стартера с прокладкой толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться, а при прокладке толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться.

Электродвигатель стартера проверяют в режиме холостого хода и полного торможения. Параметры режима холостого хода (частота вращения и потребляемый ток) позволяют судить о качестве сборки и механических неисправностях. Наличие дефектов (тугое вращение вала в подшипниках и др.

) вызывает увеличение потребляемой мощности при холостом ходе, вследствие чего ток холостого хода увеличивается, а частота вращения якоря упадет ниже нормы. В режиме холостого хода проявляются также и электрические неисправности.

Так, увеличение силы тока и уменьшение частоты вращения якоря может быть следствием межвиткового замыкания обмотки якоря, а межвитковое замыкание обмотки возбуждения приводит к повышению частоты вращения якоря. Выявляются электрические неисправности в режиме полного торможения.

Параметры режима полного торможения (крутящий момент, потребляемый ток) позволяют определить состояние электрической части стартера. При плохом контакте между щетками и коллектором потребляемый ток и крутящий момент уменьшаются ниже нормы. Замыкание обмоток якоря на корпус или замыкание в обмотке возбуждения приводят к снижению крутящего момента при возросшем против нормы потребляемом токе.

Проверка в режиме холостого хода осуществляется при питании стартера от источника постоянного тока. Схема соединений соответствует схеме включения стартера на автомобиле.

Напряжение, приложенное к стартеру между выводом реле стартера и его корпусом, должно быть равно номинальному напряжению стартера. При испытании фиксируются ток стартера и частота вращения якоря. Показания приборов снимают после того, как стартер поработает в режиме холостого хода 20—30 с.

Испытание считается выдержанным, если потребляемый ток не более, а частота вращения не менее нормируемых значений.

У некоторых типов стартеров частота вращения якоря в режиме холостого хода не нормируется (например, СТ142).

Испытание в режиме холостого хода целесообразно проводить при открытом щеточно-коллекторном узле, производя за ним визуальные наблюдения. При наблюдениях не должно наблюдаться заметных перемещений щеток в щеткодержателях, наличие которых свидетельствует о повышенном биении коллектора или выступании изоляции над его поверхностью.

Испытание стартера в режиме полного торможения проводится при определенном напряжении питания. Момент, развиваемый стартером, должен быть не менее определенной величины, а ток не превышать заданное значение.

Читайте также:  Ремонт автомашины после аварии

Схема, которая собирается при проверке стартера в режиме полного торможения, такая же, как и при проверке в режиме холостого хода. Дополнительно необходимо нагрузочное устройство, снабженное измерителем крутящего момента.

Наиболее простое устройство (рис. 2), применяемое в стендах

Э211, 532М для испытания стартеров, содержит рычаг, закрепляемый на шестерне стартера, датчик давления и манометр 6. При включении стартера усилие через шестерню и рычаг передается на шток , соединенный с диафрагмой.

Усилие от штока, передаваемое диафрагмой, давит на жидкость (обычно масло) в корпусе датчика. Давление жидкости по трубке передается в манометр, и стрелка его отклоняется. Манометр градуируется в единицах крутящего момента.

Время включения стартера в режиме полного торможения не должно превышать 10 с.

Ремонт системы пуска двигателя автомобиля

Очень часто при проверке в режиме полного торможения невозможно обеспечить необходимое напряжение питания. По рассмотренной схеме можно осуществлять проверку и при меньшем на 30—40% напряжении. Это возможно потому, что стартер в режиме полного торможения является частным случаем электродвигателя постоянного тока с насыщенной магнитной цепью.

Оценка результатов испытания производится следующим образом. Полученное при испытании значение тока подставляют в формулу и вычисляют момент. Если величина момента, полученная при испытании, не меньше значения, полученного расчетом, стартер считается исправным.

Устройство, которым снабжен стенд Э240, позволяет проверять стартер в режиме полного торможения при напряжении большем задаваемого техническими условиями на стартер. Стенд снабжен шестерней, которая имитирует маховик двигателя, и тормозным устройством, которое обеспечивает плавное торможение имитационной шестерни.

Проверку осуществляют следующим образом. Подают питание на стартер, и он начинает вращать имитационную шестерню без нагрузки. Затем тормозом постепенно затормаживают имитационную шестерню, а вместе с ней и якорь стартера и внимательно следят по прибору на стенде за током стартера.

Торможение увеличивают до тех пор, пока ток не достигнет значения, заданного для режима полного торможения. В этот момент также по прибору на стенде фиксируют величину крутящего момента. Так как напряжение питания больше необходимого значения, полного торможения стартера в этом случае не будет.

Величину крутящего момента, полученную при испытании, сравнивают с заданным значением, и если оно не меньше заданного, то стартер исправен.

Однако при такой проверке невозможно определить повышенное падение напряжения на щетках стартера. Для обнаружения этой неисправности после небольшого перерыва (20—30 с) снова подают питание на стартер и затормаживают его полностью.

Электрические неисправности обмотки якоря стартера определяют при помощи прибора Э236 или другого аналогичного ему. Прибор снабжен трансформатором, обмотку которого включают в сеть напряжением 220В.

Уложенный на призмы сердечника трансформатора якорь находится в переменном магнитном поле, благодаря чему в секциях обмотки индуктируется э. д. с.

Присоединив к двум смежным пластинам коллектора щупы и замкнув с их помощью проверяемую секцию обмотки якоря, поворотом ручки реостата устанавливают стрелку индикатора (миллиамперметра) на середину шкалы. Миллиамперметром измеряют ток, создаваемый э. д. с. в одной секции.

Затем якорь повертывают таким образом, чтобы щупы замыкали следующую секцию обмотки якоря и т. д., проверяя таким образом последовательно все секции обмотки.

При отсутствии короткозамкнутых секций и замыканий пластин коллектора ток, измеренный индикатором, для каждой отдельной секции не должен отличаться более чем на ± 1 деления шкалы. Проверку выполняют при одном выбранном положении пластин коллектора для всех секций. При этом щупы индикатора должны оставаться неподвижными, а якорь необходимо поворачивать, так как при несоблюдении этого условия миллиамперметр может регистрировать неодинаковый ток при исправных секциях в отсутствии замыканий пластин коллектора.

Ремонт системы пуска двигателя автомобиля Ремонт системы пуска двигателя автомобиля

Если стрелка индикатора не отклоняется, то в проверяемой секции имеется обрыв. При замыкании щупами короткозамк-нутой секции показания миллиамперметра будут значительно ниже, чем на исправных секциях, а в случае замыкания пластин коллектора между собой стрелка будет оставаться на нулевом делении шкалы.

Короткозамкнутую секцию обмотки якоря на приборе Э236 можно определить с помощью стальной пластины, слегка касаясь поверхности железа, укладывая ее последовательно на каждый паз сердечника. В короткозамкнутых секциях индуктируемая э. д. с. образует ток, который, создав свое переменное магнитное поле, вызовет притяжение и дребезжание стальной пластины.

Приборы Э236 имеют контактное устройство и контрольную лампу для определения замыкания обмотки якоря на корпус. Коснувшись одной-двух пластин коллектора, проверяют отсутствие замыканий обмотки и коллектора на корпус. Горение лампы указывает на наличие замыкания.

Аналогичным способом можно проверить замыкание на корпус любых изолированных деталей генератора.

При определении исправности дополнительного реле стартера собирают схему с использованием аккумуляторной батареи или другого источника постоянного тока с напряжением питания, равным номинальному напряжению испытываемого реле и подаваемым на его вывод Б.

При испытании определяют напряжение, при котором контакты реле замыкаются, и напряжение, при котором они размыкаются. У различных реле эти параметры могут отличаться. Так у реле РС507Б напряжение замыкания равно 6—9 В, а напряжение размыкания— 2—4 В.

Для определения этих параметров сначала реостатом при замкнутом выключателе увеличивают напряжение, подаваемое на выводы К реле. Напряжение замыкания определяют в момент, когда загорятся лампочки, подключенные к выводам С и КЗ реле.

Затем, уменьшая напряжение, определяют напряжение размыкания. При необходимости проверяют регулировки и устанавливают зазоры между контактами (подгибанием стоек) и между якорем и сердечником (подгибанием ограничителя).

Натяжение пружины регулируют отгибанием кронштейна.

Ремонт системы пуска двигателя автомобиля

  • При наличии в системе пуска карбюраторного двигателя периодически промывают топливный фильтр-отстойник, карбюратор и топливный бак.
  • У двигателей П-46, П-23 проверяют уровень, доливают и своевременно заменяют масло в картере, а также контролируют и при необходимости регулируют зазоры между клапанами и толкателями распределительного механизма; проводят уход за воздухоочистителем.
  • В силовой передаче проверяют и регулируют муфту сцепления и автомат отключения приводной шестерни; в редукторы доливают масло и периодически заменяют его.
  • Через каждые 960 моточасов работы дизеля в регулятор пускового двигателя типа ПД-10М заливают 50 г дизельного масла.
  • Постоянно следят за чистотой, устраняют подтекания топлива, масла и воды, подтягивают крепления, обслуживают систему зажигания и электропуска.

Устройство автомобилей



Приборы системы пуска, особенно стартеры, во время эксплуатации испытывают большие нагрузки.

Электродвигатели стартеров потребляют ток большой силы, поэтому неумелое обращение стартером приводит к его преждевременному отказу.

Следует также учитывать, что стартер расположен в таком месте, где он подвергается воздействию пыли, влаги, грязи и смазочных материалов, а это способствует разрушению изоляции электродвигателя и поломкам механизма привода.

Тем не менее, современные автомобильные стартеры обладают достаточно высокой эксплуатационной надежностью и поэтому не требуют частого технического обслуживания и регулировок.

Техническое обслуживание систем пуска двигателя, производимое при каждом ТО-2, сводится к простым операциям. Проверяется крепление стартера к двигателю и соединение наконечников проводов к стартеру и аккумуляторной батарее.

При определенном нормируемом пробеге автомобиля, величина которого зависит от типа стартера, производится более углубленная проверка его технического состояния для предотвращения внезапных отказов.

Так, например, такая проверка выполняется для стартеров автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 – через 45 тыс. км пробега, для СТ130АЗ – при каждом восьмом ТО-2, а для стартера 25.3708 – через 150 тыс. км пробега автомобиля.

Для выполнения углубленной проверки стартер снимают с двигателя, и его наружные поверхности очищают от загрязнений.

Ремонт системы пуска двигателя автомобиля

При техническом обслуживании особенно тщательному осмотру и контролю подвергаются следующие элементы конструкции стартера: щеточно-коллекторный узел, привод, реле, электродвигатель, опоры якоря (втулки или подшипники). После очистки поверхностей стартера от загрязнений выполняются следующие операции:

  • внешний осмотр корпуса стартера, крышек, втягивающего реле;
  • проверка осевого зазора вала якоря и наличие радиального люфта, а также оценка сопротивления вращению якоря во втулках (вращением рукой или лопаткой за шестерню привода);
  • снятие крышек стартера, щеточного узла, демонтаж якоря с элементами привода;
  • проверка состояния рабочей поверхности коллектора – не допускаются глубокие царапины, риски, прогары и другие повреждения, способные нарушить нормальный контакт щеток с коллектором или вызвать быстрый износ щеток; визуально оценивается состояние изоляции между секторами коллектора;
  • проверка состояния щеток: степень и равномерность износа, отсутствие механических повреждений (сколов, раковин, глубоких царапин и трещин) на рабочих поверхностях, а также наличие продуктов износа щеток на поверхностях крышки и щеточного узла;
  • проверка подвижности щеток в щеткодержателе и прижимного усилия пружин; в случае недостаточного давления пружины на щетку, осуществляют контроль силы давления пружины динамометром;
  • проверка механизма привода: подвижность привода на валу якоря и работа обгонной муфты, состояние зубьев шестерни привода и втулки шестерни;
  • проверка состояния зубчатых колес и элементов планетарного редуктора (если имеется);
  • визуальная проверка общего состояния сердечника якоря – на внешней поверхности трансформаторных пластин не должно быть повреждений и следов контакта с обмоткой возбуждения; пластины не должны смещаться друг относительно друга, оказывая давление на обмотку якоря;
  • визуальная проверка обмотки возбуждения, состояния изоляции обмотки, и крепление полюсных наконечников (башмаков) к корпусу.
  • В случае если до поступления стартера на техническое обслуживание замечаний по его работе не было, стартер собирают и устанавливают на двигатель с последующей проверкой работоспособности.
  • Если в работе стартера отслеживались неполадки или отказы, он подвергается углубленному диагностированию, регулировкам и ремонту.
  • ***
Читайте также:  Ремонт автомобиля как основного средства

Поиск неисправностей и регулировки стартера

Поиск неисправностей в стартере производят после его разборки. Проверяют состояние обмоток возбуждения и якоря, коллектора, подшипников, а также исправность тягового реле.

Первоначально производят осмотр щеточно-коллекторного узла, сняв крышку со стороны коллектора или защитную ленту.

При этом измеряется высота щеток и сила, с которой они прижимаются к коллектору пружинами.

Если высота щетки меньше допустимого для данного стартера значения, или обнаруживается ее механические повреждения, щетку меняют. Щетки должны свободно, без заеданий, перемещаться в щеткодержателях.

Направление силы давления щеточных пружин должно совпадать с осью щеткодержателя. Силу давления пружины проверяют динамометром.

Между щеткой и коллектором прокладывают бумажную полосу и оттягивают динамометром пружину в направлении оси щеткодержателя.

Показания динамометра в момент, когда полоску бумаги можно легко вытащить, фиксируют и сравнивают с техническими данными стартера. При обнаружении ослабленной пружины ее меняют.

Коллектор должен быть чистым, его поверхность ровной, без царапин, рисок и подгораний. При наличии грязи или незначительного подгорания коллектор протирают.

Сильно подгоревший коллектор зачищают шлифовальной шкуркой. Выполнять эту операцию следует при работе стартера в режиме холостого хода, прижимая шкурку к коллектору деревянной колодкой.

Абразивные частицы после зачистки удаляют, продувая коллектор воздухом.

Если подгорание таким способом не устраняется или имеет место сильный износ коллектора, стартер разбирают, и коллектор протачивают на токарном станке с последующей шлифовкой. При этом остаточный диаметр или толщина секторов коллектора после проточки не должна быть менее нормируемой техническими условиями.

Привод стартера должен свободно, без заеданий, перемещаться по валу и возвращаться в исходное положение возвратной пружиной.

При затрудненном перемещении привода вал якоря очищают от грязи и, если нет специальных указаний в технической документации, смазывают маслом, применяемым для двигателя. Храповой привод стартеров нуждается в смазывании.

Для этого выдвигают шестерню в корпус привода и заливают в корпус моторное масло. Это повторяют 5…10 раз, затем масло выливают, заливают свежее и так повторяют 2..3 раза. Операцию проводят на самом приводе, снятом со стартера.

Осевой зазор вала якоря не должен превышать 1 мм. Поперечный зазор вала в подшипниках должен быть почти незаметен. При значительном поперечном зазоре вала изношенные втулки в крышках стартера меняются.

Состояние втягивающего реле стартера проверяют визуально, для чего снимают крышку реле. В случае подгорания контактов их зачищают напильником, а затем мелкой шлифовальной шкуркой. При большом износе или подгорании контактов болты поворачивают на 180˚, а диск (контактную пластину) переворачивают.

На собранном стартере проверяется правильность регулировки привода, которая у стартеров карбюраторных двигателей характеризуется величиной вхождения шестерни привода в зацепление с венцом маховика и исходным положением шестерни привода. Задаются регулировки привода зазором А (рис. 1) между приводной шестерней и упорным кольцом при включенном реле стартера и расстоянием Б между торцом шестерни и посадочным пояском на крышке стартера.

Ремонт системы пуска двигателя автомобиля

Определение зазора А производится при подключении положительного вывода источника питания к выводу «50» обмоток реле, а отрицательного вывода – к корпусу стартера. Напряжение источника питания должно соответствовать номинальному напряжению стартера.

После подачи напряжения и срабатывания реле зазор А измеряется предельными калибрами, толщина которых соответствует максимальному и минимальному значению зазора, или универсальным измерительным инструментом. При измерении зазора А следует выбрать осевой зазор, отжимая привод по направлению к коллектору.

Регулировку зазора А осуществляют поворотом эксцентриковой оси (стартеры типа СТ230) или регулировочным винтом 1 сердечника реле (стартер СТ130А3).

У стартеров типа СТ130А3 расстояние Б, соответствующее исходному положению шестерни привода, регулируется специальным винтом 2, у стартеров СТ230 – той же эксцентриковой осью, что и зазор А.

У некоторых стартеров (СТ221, 29.3708 и других современных легковых автомобилей) регулировка привода стартера не предусмотрена.

***



Стартеры дизелей имеют особенности регулировок. У стартеров СТ142 и 25.3708 задается зазор А, вместо расстояния Б, соответствующего исходному положению шестерни.

Для этих стартеров задано расстояние между торцом шестерни и упорной шайбой, при котором замыкание контактов реле стартера не должно происходить.

При проверке между шестерней и упорной шайбой устанавливают прокладку определенной толщины и на обмотки реле подают питание. Замкнулись при этом контакты реле или нет, определяют контрольной лампой или омметром.

У стартеров СТ103 между шестерней и упорной шайбой ставят поочередно прокладки толщиной 16 и 11,7 мм. При включении стартера с прокладкой толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться, а при прокладке толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться.

***

Диагностирование электродвигателя стартера

Электродвигатель стартера проверяют в режиме холостого хода и полного торможения.

Параметры режима холостого хода (частота вращения и сила потребляемого тока) позволяют судить о качестве сборки и механических неисправностях. Наличие дефектов (тугое вращение вала в подшипниках и др.

) вызывает увеличение потребляемой мощности при холостом ходе, вследствие чего ток холостого хода увеличивается, а частота вращения якоря снижается ниже нормы.

В режиме холостого хода проявляются также и электрические неисправности. Так, увеличение силы тока и уменьшение частоты вращения якоря могут свидетельствовать о межвитковом замыкании обмотки якоря, а увеличение частоты вращения якоря может сигнализировать о межвитковом замыкании обмотки возбуждения.

Выявляются электрические неисправности в режиме полного торможения. Параметры режима полного торможения (крутящий момент, сила потребляемого тока) позволяют определить состояние электрической части стартера.

При плохом контакте между щетками и коллектором сила потребляемого тока и крутящий момент снижаются ниже нормы.

Замыкание обмоток якоря на корпус или замыкание в обмотке возбуждения приводят к уменьшению крутящего момента при возросшем против нормы потребляемом токе.

Проверка в режиме холостого хода осуществляется при питании стартера от источника постоянного тока. Схема соединения соответствует схеме включения стартера на автомобиле. Напряжение, приложенное к стартеру между выводами реле стартера и его корпусом, должно быть равно номинальному напряжению стартера. При испытании фиксируется сила тока стартера и частота вращения якоря.

Показания приборов снимают после того, как стартер поработает в режиме холостого хода 20…30 с. Испытание считается выдержанным, если сила потребляемого тока не более, а частота вращения якоря не менее установленных для данного стартера значений.

После ремонта стартера производится регулировка тягового реле и проверка стартера в режимах холостого хода и полного торможения на специальных стендах.

Испытание стартера в режиме полного торможения выполняется при определенном значении напряжения питания (определяют по таблицам).

Момент, развиваемый стартером, должен быть не менее установленной величины, а сила тока не превышать заданное значение.

Схема, которая собирается при проверке стартера в режиме полного торможения, аналогична схеме при проверке в режиме холостого хода. Дополнительно необходимо нагрузочное устройство, снабженное измерителем крутящего момента.

Часто при проверке в режиме полного торможения трудно обеспечить необходимое напряжение питания. Осуществить проверку можно и с меньшим напряжением. В принципе стартер является частным случаем электродвигателя постоянного тока с насыщенной магнитной цепью в режиме полного торможения. Крутящий момент в этом случае связан с током линейной зависимостью:

Мст = aI – b,

где a и b – постоянные коэффициенты, зависящие от типа стартера и определяемые зависимостью Мст = f(I), которая задается в технических условиях (обычно в виде графика).

Оценка результатов испытаний производится следующим образом. Полученное при испытании значение силы тока подставляют в формулу и вычисляют момент. если величина момента, полученная при испытании не меньше значения, полученного расчетом, стартер считается исправным.

У некоторых стартеров, например СТ142, частота вращения якоря в режиме холостого хода не нормируется.

Испытание в режиме холостого хода целесообразно выполнять при открытом щеточно-коллекторном узле, наблюдая за ним визуально. При этом не должно наблюдаться заметных перемещений щеток в щеткодержателях, наличие которых свидетельствует о повышенном биении коллектора или выступании изоляции над его поверхностью.

Ремонт системы пуска двигателя автомобиля

Устройство, которым снабжены стенды Э240, Э242, Э250 и аналогичные, позволяет проверять стартер в режиме полного торможения при напряжении больше задаваемого техническими условиями на стартер.

Читайте также:  Евроавто ремонт санкт петербург телефон

Испытательный стенд снабжен зубчатым колесом, которое имитирует маховик двигателя, и тормозным устройством, которое обеспечивает плавное торможение данного зубчатого колеса. Проверку осуществляют следующим образом. Подают напряжение, стартер начинает вращать зубчатое колесо без нагрузки.

Затем тормозным механизмом постепенно затормаживают зубчатое колесо, а вместе с ним и якорь стартера, и внимательно следят по прибору на стенде за силой тока стартера. Торможение увеличивают до тех пор, пока сила тока не достигнет значения, заданного для режима полного торможения. В этом момент также по прибору на стенде фиксируют величину крутящего момента.

Так как напряжение питания больше необходимого значения, полного торможения стартера в этом случае не будет.

Величину крутящего момента, полученную при испытании, сравнивают с заданным значением, и если оно не меньше расчетного, то стартер считается исправным.

Однако при такой проверке невозможно определить повышенное падение напряжения на щетках стартера. Для обнаружения этой неисправности после небольшого перерыва (20…30 с) снова подают напряжение на стартер и затормаживают его полностью. Быстро фиксируют по приборам на стенде напряжение питания Uст/I и силу тока стартера Iт, затем отключают питание.

Далее вычисляют отношение Uст/Iт, и отношение этих величин, установленное для данного типа стартера. Если отношение измеренных величин не больше отношения установленных значений, электродвигатель стартера исправен.

В противном случае это указывает на повышенное сопротивление на щетках, что может быть связано с плохим контактом между щетками и коллектором, загрязнением и т. п.

***

Характерные неисправности системы пуска, их признаки и причины возникновения



Главная страница

Дистанционное образование

  • Группа ТО-81
  • Группа М-81
  • Группа ТО-71

Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты

Как выявить и устранить неисправность в стартере и системе пуска? — Иксора — Автозапчасти для иномарок

Система пуска двигателя – сложная электрическая схема, и чем больше в ней элементов, тем труднее найти неисправность. В данной статье мы разберем главные нарушения в работе системы пуска и подробно остановимся на ее «локомотиве» – стартере. 

Главная задача стартера – запуск двигателя машины. По сути это электродвигатель постоянного тока, берущий энергию от батареи аккумулятора. При этом цикл работы стартера очень краткий: после того, как мотор запущен, потребность в нем пропадает, и все функции по обеспечению движения берет на себя двигатель внутреннего сгорания.

Тем не менее, именно стартер дает «толчок», необходимый для первоначальной раскрутки. А потому нельзя недооценивать его роли во всей системе пуска автомобиля.

  • Устройство стартера
  • В зависимости от модификации стартер может иметь различные конструктивные особенности, однако главные составляющие всегда остаются неизменными.
  • Внешне он представляет собой цилиндрический корпус (статор) с обмотками, внутри которого располагается якорь (ротор) с коллекторными пластинами, щетки с щеткодержателем, втягивающее реле и механизм привода («вилка», обгонная муфта и шестерня).

Втягивающее реле выполняет две важнейшие функции: принимает энергию от замка зажигания и запускает механизм привода, а именно приводит в действие бендикс (обгонную муфту) – роликовый механизм для передачи энергии с электродвигателя на коленчатый вал. При этом соединение бендикса с маховиком происходит с помощью специальной шестерни, обеспечивающей оптимальный переход крутящего момента.

Принцип действия

Принцип работы стартера можно условно разбить на следующие этапы:

  • при повороте ключа зажигания энергия от АКБ поступает на втягивающее реле;
  • якорь втягивается внутрь и приводит в действие рычаг, который выталкивает обгонную муфту, шестерня зацепляется с маховиком;
  • одновременно с этим втянувшийся якорь замыкает контакты, и напряжение от аккумулятора переходит в обмотку стартера;
  • электродвигатель начинает вращение и передает его на двигатель внутреннего сгорания;
  • как только обороты мотора «догонят» электродвигатель, бендикс отцепляет шестерню.
  1. Таким образом, стартер не является обособленным механизмом, а работает в единой пусковой системе, поэтому малейшая неполадка на любом участке цепи приводит к последовательному выходу из строя других узлов и элементов.
  2. Неисправности системы пуска и их последствия
  3. Все неисправности, связанные с работой стартера, можно разделить на три обобщенные группы в зависимости от участка системы пуска, на котором они возникли.
  1. Стартер не включается
  2. Стартер крутит, но не схватывает
  3. Стартер крутит, схватывает, но не заводится

Каждая из этих ситуаций в итоге приводит к одной проблеме – невозможности запустить машину. Однако в том, что автомобиль не заводится, стартер виноват далеко не всегда.

  • Стартер не включается
  • Вы поворачиваете ключ зажигания, а в ответ – жалобные щелчки втягивающего реле, якорь не вращается.
  • Причины могут быть разными: разряженный или вышедший из строя АКБ, окисление на клеммах, плохой контакт в системе зажигания, обрыв или замыкание обмоток, заедание якоря.

В первую очередь исключите варианты, не связанные с работой стартера. Если дело все-таки в нем, полностью разберите агрегат и поочередно проверьте каждую из возможных причин, почему не крутит стартер.

Исправность реле можно установить с помощью вольтметра или амперметра, помещенных в питание обмотки: сила тока и напряжение не должны превышать соответственно 23А и 9В.

Для выявления замыкания обмоток существует специальный тестер, лампочка на котором загорается при обнаружении напряжения.

Стартер крутит, но не схватывает

При включении стартера якорь крутится, но коленвал не вращается. При этом может появиться скрежет от шестерни, которой не удается войти в зацепление.

Причины: поломка или заедание бендикса, недостаток смазки, износ подшипников, разрушение шестерни или зубьев венца маховика, неверный ход шестерни, ослабление крепления стартера.

Чтобы определить, отчего именно не схватывает стартер, внимательно осмотрите все элементы на предмет дефектов, предварительно вымыв и высушив запчасти (и при необходимости смазав). Обнаруженные царапины и зацепки можно устранить шлифовкой (или зачистить наждачной бумагой), однако мы советуем все же заменить изношенную деталь на новую.

  1. Стартер крутит, схватывает, но машина не заводится
  2. Скорее всего, причина кроется в нарушении работы других систем и узлов. Но возможны и такие варианты:
  3. — коленвал крутится слишком медленно;
  4. — стартер просто не отключается вовремя, тем самым не давая автомобилю до конца завестись.

Спровоцировать первое состояние могут все те же неполадки в обмотке, замыкания в коллекторе, износ щеток, поломка, разрядка или окисление выводов АКБ и т.д.

Ситуация, когда после пуска двигателя стартер не отключается, вероятнее всего, свидетельствует о заедании реле, неисправности возвратной пружины обгонной муфты или нарушениях замка зажигания.

Для надлежащей работы всей системы пуска и в частности – стартера, необходимо регулярно проводить полную диагностику технического состояния деталей и элементов. Так Вы сможете не только продлить «жизнь» агрегату, но и избежать «радости» так называемых «лавинных поломок», увы, нередко приводящих к незапланированному и дорогостоящему ремонту.

Купить стартер и все сопутствующие компоненты Вы всегда можете в сети магазинов IXORA. У нас представлен широкий ассортимент исключительно надежных и качественных брендов, в том числе стартеры WAI от мирового лидера в сфере деталей системы пуска.

Наши специалисты проконсультируют и помогут с выбором!

Производитель Артикул Наименование Применяемость*

* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

WAI 22137DR Стартер 1kW (a68, b19,o20) Nexia,Lanos,Astra Daewoo Nexia, Chevrolet Lanos, Opel Astra
WAI 17897N Стартер JEEP Cherokee III (KJ) 2001-2007
WAI 231102W Стартер Isuzu Elf 1985-2003
WAI 231642W Стартер Citroen JUMPER 2.8HDi 00, Fiat DUCATO 2.6JTD, Peugeot BOXER 2.8HDi 02
WAI 32648N Стартер Opel Astra 1991-1998, Opel Omega 1994-2000, Opel Vectra 1996-2002
WAI 33223N Стартер 12v, 2.5kw Citroen JUMPER 2.8HDi 00, Fiat DUCATO 2.6JTD, Peugeot BOXER 2.8HDi 02
WAI 232652W Стартер Citroen Berlingo 1996-2008, Peugeot Partner 1996-
WAI 21952MI Стартер Mitsubishi Lancer 2003- нв, Mitsubishi Pajero 1999-2007
WAI 21975BO Стартер VOLKSWAGEN Passat 1993 — 1996, VOLKSWAGEN Polo 1997-2001
WAI 17146N Стартер Nissan Almera 1995-2000, Nissan Primera 1990-2007
WAI 21144MI Стартер Mazda 626 1983-1987
WAI 21377BO Стартер Audi 100 1993-1992
WAI 22460FD Стартер Ford Transit 1987-2000
WAI 22870VA Стартер Renault Megane 1996-2001
WAI 231992W Стартер VOLKSWAGEN Caddy 1996-2000
WAI 21269BO Стартер BMW 3 1994-1998
WAI 22770NK Стартер Mercedes Vario 1996-нв
WAI 30177N Стартер Renault Megane 1996-2001
WAI 6655N Стартер Ford FALCON 2005-2008
  • Полезная информация:
  • Получить профессиональную консультацию при подборе товара можно, позвонив по телефону 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Нужна помощь в подборе запчастей?

Нужна помощь в выборе запчасти? У вас есть вопросы о покупке? Наши сотрудники помогут вам.

Ссылка на основную публикацию