Контроль качества ремонта автомобилей и агрегатов

Контроль качества ремонта автомобилей и агрегатовПри поломке машины владелец обычно поручает устранение недостатков работникам СТО. Однако не всегда ремонт оказывается качественным.

Чтобы решить вопросы с автосервисом, водитель может заказать независимую экспертизу. На основании результатов исследования взыскивается неустойка с автомастерской.

Законодательство

Третья глава Закона № 2300-1 отведена правам, связанным с оказанием услуг. Ремонт автомобиля также попадает под это определение. 29 статья нормативного акта устанавливает права, возникающие при ненадлежащем выполнении работ. Владелец автомашины при обнаружении дефектов может требовать:

  • бесплатное устранение найденных недостатков и восстановление машины;
  • уменьшить стоимость работы;
  • повторно провести восстановление;
  • возместить ущерб, нанесенный авто.

Однако прежде чем обращаться в инстанции и привлекать автосервис к ответственности, следует доказать, что недостатки возникли именно в процессе работ. Если этого не сделать, техцентр может заявить, что ущерб возник после передачи ТС владельцу.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя!

Чтобы избежать трудностей, при обнаружении ненадлежащего выполнения услуги следует обратиться к независимому эксперту. Он определит, качественно ли проведены работы и укажет на наличие вины владельца или сотрудников автомобильного сервиса.

Что такое некачественный ремонт машины?

Контроль качества ремонта автомобилей и агрегатовПосле проведения работ по восстановлению водитель рассчитывает, что автомобиль будет вновь пригоден к эксплуатации.

Однако качество ремонта зачастую не позволяет в дальнейшем использовать его по назначению. Чтобы понять, что услуга является некачественной, следует знать основные признаки:

  1. Сбои в работе машины после введения в эксплуатацию.
  2. Снижение стоимости автомашины.
  3. Повышение рисков при езде на отремонтированном ТС.
  4. Возникновение угрозы здоровью и жизни водителя либо пассажиров.
  5. Изменение технических характеристик авто.
  6. Появление внешних изъянов.

При обнаружении недостатков следует их зафиксировать. Сделать это может только эксперт, занимающийся оценкой состояния авто, в ходе специального исследования.

Распространенные нарушения после ремонта в автосервисе

Чаще всего жалобы водителей, машина которых ремонтируется на СТО, связаны с обнаружением следующих недостатков:

  1. Автомобиль плохо работает.
  2. Восстановление не производилось вовсе.
  3. Поставленная автосервисом деталь вызвала другую поломку.
  4. Работники техсервиса обманули:
    • не установили необходимые детали;
    • поставили использованные ранее запчасти;
    • не выполнили все виды работ, установленных в договоре.
  5. Отремонтированная часть авто поломалось вскоре после возврата ТС владельцу.
  6. Покраска.

Помимо этого, водители часто фиксируют нарушение сроков выполнения обязательств, установленных в соглашении о восстановлении. Для устранения проблемы не нужно проводить экспертизу. 28 статья Закона № 2300-1 уже содержит меры наказания для исполнителей работ.

В иных случаях привлечение проверяющего к оценке состояния машины необходимо.

Только на основании официального заключения можно привлечь недобросовестный автосервис к ответственности.

Когда нужна экспертиза качества ремонта автомобиля?

Контроль качества ремонта автомобилей и агрегатовЛюбые подозрения в ненадлежащем исполнении условий договора о восстановлении могут служить основанием для привлечения независимого специалиста к определению текущего состояния авто.

Однако в первую очередь экспертная оценка требуется в следующих случаях:

  • авто плохо работает и нужно определить, хорошо ли выполнено восстановление;
  • требуется установить соответствие вмонтированных деталей модели машины;
  • имеется подозрение, что при восстановлении использовались не новые запчасти;
  • обнаружены повреждения, которые могли появиться только при проведении работ на СТО.

Внимание! Автосервис должен принять обоснованную претензию, даже если с момента возврата автомобиля уже прошло некоторое время.

В какие сроки после ремонта можно заказать?

если обнаружить недостатки удалось во время приемки отремонтированного авто, то сделать пробу качества лучше всего до подписания акта о передаче тс хозяину. иначе оказывающая услугу компания может обвинить владельца в нанесении ущерба тс уже после проведения работ, тем самым исключив собственную вину.

однако достаточно часто обнаружить неисправности удается только в момент эксплуатации тс. закон в подобных случаях оказывается на стороне водителя.

обратиться к независимому эксперту можно в течение срока гарантии работ, обозначенного автосервисом.

если пункт в акте передачи тс отсутствует, экспертиза заказывается в течение 2 лет с момента восстановления. временной промежуток может увеличиться до 10 лет.

сколько стоит?

Контроль качества ремонта автомобилей и агрегатовЦена на услугу зависит от технической сложности работ и количества отремонтированных деталей. Прайс-лист экспертов в Москве обычно начинается от 5 тысяч рублей.

За дополнительные услуги, например выезд специалиста в обозначенное место, также придется заплатить.

Кто оплачивает?

Изначально вопросами оплаты занимается заказчик – владелец автомобиля. Однако в дальнейшем СТО выплачивает компенсацию и возвращает потраченные средства. Дополнительные расходы взыскиваются с автосервиса в случае обнаружения вины работников в возникновении неисправностей.

Внимание! Чтобы получить компенсацию, нужно представить доказательства траты денег. Для этого к претензии прикрепляется квитанция об оплате, выданная фирмой, производящей экспертизу.

Какие вопросы решает экспертиза?

Экспертные компании обычно предоставляют три типа услуг по оценке состояния авто после восстановления. От выбора зависит, какие исследования будут проводиться. При необходимости можно заказать комплексную проверку машины, однако услуга стоит достаточно дорого.

Кузов

Кузовной ремонт – наиболее распространенный тип работ. При оценке выполнения проверяющий использует четкие критерии качества:

  • восстановление геометрии;
  • сохранение прочности;
  • состояние скрытых деталей кузовной части;
  • отсутствие дефектов внешних деталей;
  • целостность ЛКП;
  • наличие видимых повреждений.

В некоторых случаях в результате действий работников СТО повреждаются детали, расположенные рядом с ремонтируемыми. Проверить нужно не только восстановленную часть авто, но и другие элементы.

Узлы и агрегаты

Контроль качества ремонта автомобилей и агрегатовИсследование относится к категории наиболее сложных и проводится только крупнейшими экспертными компаниями.

Чтобы проверить работоспособность каждой детали узла, а также оценить ее общее состояние требуется большое количество времени.

Однако именно этот тип экспертизы обычно назначается судом при рассмотрении дел о компенсации ущерба, нанесенного при восстановлении авто. Только тщательное изучение каждой детали позволит установить сумму предполагаемого взыскания. Поэтому процессы длятся долго.

Лакокрасочное покрытие (ЛКП)

Внешний восстановительный ремонт заключается в устранении видимых повреждений и обновлении покрытия авто. При определении качества нанесения грунта и краски проверяющий учитывает следующие показатели:

  • качество используемых средств;
  • тщательность подготовки поверхности к покраске;
  • правильность подбора оттенка;
  • наличие потеков, непокрашенных мест, пузырьков воздуха или инородных предметов на покрытии;
  • равномерность нанесения краски;
  • качество полировки.

Помимо оценки ЛКП, ряд фирм включают в услугу и определение новизны установленных деталей.

Порядок проведения независимой проверки

Процедура проверки состояния авто состоит из нескольких этапов. К основным относят:

  1. Выбор фирмы. Надежные организации не оценивают состояние машины по фото и не требуют внесения предварительной оплаты до заключения договора.
  2. Подписание соглашения. Отдельно обговариваются сроки работ и место их выполнения.
  3. Оповещение сторон о проведении экспертизы. Применяется при оценке состояния авто после аварии.
  4. Определение уровня работ. Вызванный проверяющий устанавливает качество восстановления и делает фотофиксацию производимых с машиной действий.
  5. Установление суммы компенсации. На основании полученных данных оценщик рассчитывает размер ущерба.
  6. Документальное оформление результатов. Итоги проверки вносятся в специальную бумагу, составленную по принятому шаблону.

Выданная бумага станет доказательством проведения некачественного восстановления и послужит основанием для наложения наказания на автомастерскую.

Что делать, если выяснилось, что плохо отремонтировали?

Контроль качества ремонта автомобилей и агрегатовВодитель, имеющий на руках результаты оценки некачественно проведенного восстановления, вправе рассчитывать на предусмотренную статьей 29 Закона 2300-1 компенсацию. Однако для ее получения следует инициировать разбирательство.

Куда и что писать?

В первую очередь следует обратиться непосредственно автосервис и потребовать возмещения ущерба. Однако в большинстве случаев компания не признает вину в содеянном и отказывается устранять недостатки и выплачивать компенсацию.

Следующим шагом является составление досудебной претензии. Документ, отражающий требования, направляется непосредственно руководству фирмы, проводившей восстановление машины. Доставку документа лучше доверить «Почте России» или специальной курьерской службе. В этом случае водитель гарантированно получит письменное доказательство передачи претензии адресату.

Если меры не оказали должного воздействия, за восстановлением прав следует обращаться в суд. К иску прикладываются результат проверки, а также бумага, подтверждающая, что водитель пытался урегулировать вопрос мирным путем.

Составление претензии

Единый образец не установлен, поэтому писать его можно в произвольной форме. Претензия обязательно должна отображать следующую информацию:

  1. Сведения о заявителе и организации, производящей работы.
  2. Данные об автомобиле:
    • марка;
    • VIN;
    • номер двигателя и кузова.
  3. Описание ситуации. Указание сроков восстановления, номера акта передачи ТС.
  4. Стоимость услуги.
  5. Обнаруженные при экспертной проверке недостатки с указанием реквизитов подтверждающего акта.
  6. Ссылки на нормативные акты, подтверждающие правоту заявителя.
Читайте также:  Ремонт автомойки высокого давления бош

Внимание! Составитель должен четко обозначить требование, выдвигаемое к сервису.

Наше право на возмещение

Закон «О защите прав потребителей» гарантирует, что при обнаружении факта некачественного оказания услуги исполнитель устраняет неисправности либо компенсирует расходы. В 80% случаев СТО соглашаются на условия клиента после получения досудебной претензии.

Когда возвращают средства?

31 статья Закона № 2300-1 дает автосервису 10 дней на возврат денег владельцу авто. Это касается как оплаты за работу, так и компенсации.

В каких случаях переделывают?

Сделать ремонт заново техцентр должен в случаях, если обнаруженные недостатки попадают в категорию существенных. При этом клиент должен доказать, что ущерб нанесен при проведении работ.

Однако устранение неисправностей не освобождает от выплаты компенсации. Деньги придется уплатить при нарушении срока, обозначенного соглашением на выполнение услуги по восстановлению.

14 Контроль качества то и ремонта автомобилей

Лекция №13

14. контроль   качества   то и ремонта автомобилей

14.1. Технический контроль и его назначение

Контроль и регулирование качества профилактических и ремонт­ных работ является составной частью производственного процесса технической подготовки автомобилей. Технический контроль осу­ществляется до постановки автомобилей на ТО и ремонт, во время выполнения этих работ и после их окончания. При этом применяют методы контроля, которые разделяют на два типа: субъективные и объективные.

На автообслуживающих предприятиях технический контроль делят на три вида: ^ходнрй, операционный и приемочный. В связи с переводом АТП на хозрасчет'по функциональным подразделениям, имеется возможность осуществить эти виды технического контроля и на АТП.

14.2. Анализ информации о качестве профилактических

и  ремонтных  работ

Любая программа работ, направленная на повышение качества ТО, должна обосновываться предварительно проведенными исследо­ваниями, при которых изучают состояние вопроса, выявляют наиболее важные (проблемные) задачи, рассматривают факторы, от которых за­висит решение вопроса, связи между этими факторами. На втором эта­пе формируют конкретные мероприятия, связанные с решением наме­ченного вопроса. Во время выполнения этих мероприятий контро­лируют результаты и корректируют программу.

Рекомендуемые файлы

Перед составлением программы работ по повышению качества ТО и ремонта автомобилей первичную информацию можно собирать в виде контрольных тестов (листков), отчетов, рапортов и других доку­ментов. По сведениям о непрерывных случайных величинах строят гистограммы.

  • 15. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ТО И ТР АВТОМОБИЛЕЙ НА АТП
  • Система управления качеством ТО и ТР — это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодейству­ющих с помощью материально-технических и информацион­ных средств.
  • Система управления качеством должна предусматривать совокупность взаимоувязанных организационных, технических, экономических и социальных мероприятий по обеспечению целей управления качеством технического состояния подвиж­ного состава.

Системный подход к вопросам управления АТП требует рассматривать систему управления качеством ТО и ТР как неотъемлемую (а не автономную) часть управления.

Из этого, в частности, следует необходимость обеспечения: четкой по­становки целей перед технической службой с указанием сроков их достижения; связи показателей и нормативов эффективнос­ти технической службы с эффективностью работы АТП в це­лом; постепенной детализации и уточнения цели по мере пере­хода от верхних к нижним уровням управления; конкретности и простоты нормативов, их четкого понимания непосредствен­ными исполнителями, увязки систем морального и материаль­ного стимулирования персонала с достижением или перевы­полнением ими нормативов качества; связи любых показате­лей качества ТО и ТР с показателями эксплуатационной на­дежности автомобилей (например, наработкой на отказ и на простои, вероятностью этих событий, продолжительностью простоев в ремонте и др.); наличия объективной и своевремен­ной информации для принятия решений по совершенствова­нию производства ТО и ТР; назначения норматива качества с учетом достигнутого уровня, условий работы АТП, имеющих­ся ресурсов и т. д.

Своевременный документированный учет фактов и причин нарушения работоспособности и исправности автомобилей, а также выполнения операций ремонта и ТО включает в себя: фиксацию наименования операции, исполнителя работ, наиме­нования ремонтируемого агрегата или узла автомобиля, вида обслуживания или ремонта; систематизированное накопление этих данных в специальных картах технического состояния автомобиля. Это позволяет для каждой операции ремонта опре­делить конкретного виновника ь появлении отказа (неисправ­ности).

15.6. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Применение новых информационных технологий является важнейшей пред­посылкой развития и совершенствования систем управления качеством техни­ческой эксплуатации и сервиса.

Станет возможным переход от отдельных фрагментов таких систем (учет наработки на отказ, простоев в ремонте, расхода запасных частей и материалов) или фиксации уровня качества и его несоответствия имеющимся требованиям к предотвращению некачественного выполнения услуг, т.е.

к формированию и применению системы управления качеством предоставления и выполнения сервисных услуг, основанной на международных (МС МСО 9004.2) и российских (ГОСТ 40900) стандартах.

Согласно данным международной организации по стандартизации (ИСО) от­мечается пять уровней (причин) появления несоответствия качества услуг (про­дукции) требованиям потребителей.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта — 17 Статическая устойчивость асинхронного двигателя.

Первый уровень. Уровень управления рабочим местом. Плохое исполнение персоналом своих обязанностей: непрофессионализм, пренебрежение к докумен­тации и т.п. Эффективным методом повышения качества на этом уровне является введение экономически обоснованных мотиваций.

Второй уровень. Уровень управления бригадой, цехом, участком. Плохая ор­ганизация работы в бригаде, цехе, на участке, неоснащенность рабочих мест, отсутствие нужного мерительного инструмента, оснастки, статистических методов управления. Повышение качества на этом уровне осуществляется путем раз­работки и осуществления организационно-технической программы.

Третий уровень. Уровень управления производством и предприятием в целом. Плохое взаимодействие между подразделениями, участками, низкая производ­ственная дисциплина, плохая работа ОТК, нестабильность рабочих процессов, отсутствие в системе применения статистических методов и в целом системы ка­чества.

Эффективным методом повышения качества на этом уровне является пересмотр и переработка системы управления качеством продукции с привле­чением соответствующих квалифицированных специалистов, применение внутрен­него хозрасчета, улучшение или перестройка производственных взаимоотношений между участками, цехами, бригадами.

Четвертый уровень. Уровень конструктор-технолог-ОТК-производственник проявляется в некорректных взаимных требованиях к качеству продукции (услуг) и называется «ложным несоответствием». Решение проблемы должно осу­ществляться за счет делового взаимопонимания.

Пятый уровень. Уровень взаимоотношений с поставщиками. Низкое качество поставок: несоблюдение контрактов, технических условий и другой нормативной документации, отсутствие резервных поставщиков и т.п.

Решение проблемы — по­вышение требований к поставщикам путем совершенствования системы управ­ления качеством поставляемой продукции, использование стандартов на статисти­ческий приемочный контроль и ужесточение экономических санкций.

Контроль качества и учет выполнения технического обслуживания

20 января 2011г.

Контроль осуществляют водитель автомобиля и отдел технического контроля (ОТК) автотранспортного предприятия.

Качество технического обслуживания и текущего ремонта оценивают по результатам проверки автомобиля на контрольно-пропускном пункте, а также непосредственным наблюдением работниками ОТК за выполнением работ в зонах технического обслуживания или ремонта. При этом работники ОТК обязаны следить за соблюдением установленных периодичностей и объемов технического обслуживания (ТО).

Водитель обязательно должен проверить автомобиль перед выездом на линию и следить за его состоянием при работе. На каждый автомобиль, проходящий контрольно-пропускной пункт, заполняют Листок учета технического обслуживания и ремонта автомобиля.

В листке записывают вид технического обслуживания, дату и время выполнения работ, а при текущем ремонте — содержание заявки водителя, наименование агрегата и неисправности, причину последней.

Выполнение работ подтверждается подписью и штампом ответственного за работу.

На каждый автомобиль на автотранспортном предприятии заводят «Лицевую карточку автомобиля». В нее из путевых листов нарастающим итогом записывают ежедневный пробег автомобиля, а условными знаками на основании листков учета ТО отмечают выполнение технического обслуживания (по видам, датам и пробегу), ремонта и замену агрегатов.Учет расхода топлива

На автотранспортном предприятии ведут учетные карточки расхода топлива на каждый автомобиль и лицевые счета водителей.

Читайте также:  Ремонт автомобиля фольксваген самара

В учетную карточку каждый день записывают пробег автомобиля, выполненную транспортную работу, количество ездок, расход топлива (фактический и по норме), его экономию или перерасход.

В лицевую карточку водителя записывают номера путевых листов, номер автфмобиля, расход топлива (фактически и по норме), его экономию или перерасход.

Фактический расход топлива определяют по выданным водителю листов, номер автомобиля, расход топлива (фактически и по норме) ого экономию или перерасход.

Фактический расход топлива определяют по выданным водителю талонам и остатку топлива в баке, замеренному мерной линейкой.

Учетная и лицевая карточки позволяют в конце суток, месяца, квартала, года определить расход топлива по каждому автомобилю и каждым водителем.

Учет работы шин

Основной формой учета работы и ремонта шины является Карточка учета работы автомобильной шины, составляемая на каждую покрышку или бескамерную шину.

В нее записывают размер, модель и серийный номер шины, дату установки и снятия шины с автомобиля, пробег за месяц и с начала эксплуатации, указывают техническое состояние шины и причину снятия ее с автомобиля (сдача в ремонт или на склад, передача на другой автомобиль, списание).

Пробег шины определяется фактическим пробегом автомобиля за месяц. Если водитель заменял шину запасной, он обязан сообщить, когда (дата) и какая шина (номер) заменялась, а также какой фактический пробег за месяц имеет снятая и вновь установленная шина. Записи в карточке учета подтверждаются подписью водителя автомобиля.

«Автомобиль категории «В»,

В.М.Кленников, Н.М.Ильин, Ю.В.Буралев

26.2. Оценка качества ремонта автомобилей и их агрегатов

  • Объективная оценка качества работы ремонтного предприятия Необходима для завоевания определенного рынка ремонтных ус­луг и она должна способствовать решению таких задач, как: про­гнозирование и планирование качества, ценообразование с уче­том качества и эффективности работ, разработка нормативно-тех­нической документации, изучение динамики качества, моральное и материальное стимулирование за повышение качества и др.
  • Качество ремонта автомобиля и его агрегатов может быть оце­нено:
  • единичными показателями качества, которые характеризуют толь­ко одно из свойств автомобиля и его агрегатов. Например, нара­ботка до первого отказа характеризует безотказность, время вос­становления — ремонтопригодность, ресурс после капитального ремонта — долговечность;
  • комплексными показателями качества, которые характеризуют несколько свойств автомобиля или его агрегатов. Примером ком­плексного показателя может служить коэффициент готовности Тг = Т/(Т + ТВ), где Тнаработка на отказ, характеризующая безотказность автомобиля; Тв— среднее время восстановления, характеризующее ремонтопригодность автомобиля;
  • интегральным (или обобщенным) показателем качества, кото­рый является частным случаем комплексных показателей и отра­жает соотношение технических и экономических показателей ав­томобиля.
  • Показатели качества отремонтированного автомобиля и его аг­регатов оценивают обычно сравнением с аналогичными показате­лями новых автомобилей и его агрегатов (с базовыми показателя­ми). Для оценки качества применяют следующие методы:

дифференциальный — использует совокупность единичных и ба­зовых показателей качества. Вычисляются относительные показа­тели качества qi = Pi/Piб или qi = Piб/Pi где Рiединичный показа­тель, являющийся количественной характеристикой i-го свойства; Рiб — такой же базовый показатель. Дифференциальный метод пред­полагает, что все учитываемые свойства одинаково важны;

комплексный — использует для оценки качества комплексный показатель К = f(q1, q2, …, qi,

qn), который является некоторой функцией относительных показателей качества qi.

Комплексный показатель учитывает степень важности каждого свойства в фор­мировании качества всего автомобиля или его агрегатов с помо­щью коэффициентов весомости;

интегральный — оценивает качество продукции как отношение полезного эффекта от ее использования к совокупным затратам на ее создание и использование. Интегральный показатель имеет чет­кий физический смысл — количество полезного эффекта, прихо­дящееся на единицу затрат.

26.3. Контроль качества ремонта автомобилей и их агрегатов

Технический контроль — это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установ­ленным требованиям. Сущность технического контроля сводится к двум этапам, т.е. к получению первичной и вторичной информа­ции.

Первичная информация отражает фактическое состояние объекта контроля, а вторичная — степень соответствия (несоот­ветствия) фактических данных требуемым. Допускается практичес­кое совмещение обоих этапов или отсутствие первого этапа.

Вто­ричная информация используется для выработки (автоматической или через человека) регулирующих воздействий на объект. Объек­тами технического контроля являются предметы труда (продукция в виде изделий, материалов, технической документации и т.п.

) и средства труда (оборудование и технологические процессы), кото­рые подвергаются контролю. Каждый объект контроля имеет кон­тролируемые признаки.

Контролируемый признак — это количественная или качест­венная характеристика свойств объекта, подвергаемая контролю.

Качественные характеристики — это форма изделия, наличие (отсутствие) дефектов в изделии, наличие стука, вибра­ции, а количественные — это численные значения геомет­рических параметров, а также контролируемые параметры, опре­деляющие физические, химические свойства объекта контроля. Место получения первичной информации о контролируемом при­знаке называют контрольной точкой.

Контроль, при котором первичная информация о контролиру­емых признаках воспринимается посредством органов чувств, без учета их численных значений, называется органолептическим.

Раз­новидностью органолептического контроля является визуальный контроль и технический осмотр. Визуальный контроль осуществ­ляется только органами зрения, технический осмотр — органами чувств.

Если при контроле обязательно используют средства конт­роля, то его называют измерительным.

Основными элементами системы контроля являются метод, средство, исполнитель и документация. Метод контроля — это со­вокупность правил применения определенных принципов и средств контроля. Различают разрушающий и неразрушающий методы кон­троля.

Разрушающий (неразрушающий) контроль — это метод, при котором может быть нарушена (не должна быть нарушена) при­годность объекта к использованию по назначению. Изделия (тех­нические устройства, измерительные приборы, приспособления и т.д.

) и (или) материалы, используемые для получения первич­ной информации, называют средством контроля.

В зависимости от объекта контроля различают контроль каче­ства продукции, технологического процесса, технологической до­кументации и средств технологического оснащения, которые яв­ляются частными случаями производственного процесса. Произ­водственный контроль осуществляют на стадии ремонта продукции.

Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных свойств продукции.

Контроль технологического про­цесса заключается в проверке режимов, характеристик, парамет­ров технологического процесса, а средств технологического осна­щения — в проверке состояния технологического оборудования, оснастки, инструмента, контрольно-измерительных стендов, транспортно-загрузочных устройств и т. п.

  1. Установлены следующие виды технического контроля:
  2. по этапу процесса ремонта — входной, операционный, при­емочный;
  3. по полноте охвата контролем — сплошной, выборочный, не­прерывный, периодический, летучий;
  4. по месту проведения — стационарный или скользящий.

Сплошной контроль — это контроль каждой единицы продук­ции. Если при контроле решение о контролируемой совокупности или процесса принимают по результатам проверки одной или не­скольких выборок, то его называют выборочным. Непрерывный контроль — контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно.

Контроль, который проводится в случайные моменты времени, называют летучим. Входной контроль — это контроль продукции поставщи­ка, поступившей к потребителю (заказчику) и предназначаемой для использования при изготовлении или ремонте.

Операционный контроль представляет собой проверку продукции или процесса во время выполнения или завершения технологической операции. В процессе приемочного контроля продукции принимают реше­ние о ее пригодности к поставкам (использованию).

Стационар­ный контроль — это приемочный, операционный или входной контроль, выполняемый на специально оборудованном рабочем месте, куда доставляются объекты контроля. Если средства конт­роля доставляются на рабочее место, то это скользящий контроль.

В зависимости от формы организации технический контроль бывает пассивным и активным. Контроль, фиксирующий данные о качестве объекта, проверяющий его годность, называется пассив­ным. Технический контроль, не только оценивающий качество объекта, но активно воздействующий на технологический процесс с целью управления, называется активным.

Дефект — это каждое отдельное несоответствие продукции ус­тановленным требованиям. Дефектное изделие — изделие, имею­щее хотя бы один дефект. Браком называют продукцию, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.

Особыми видами контроля качества продукции являются ис­пытание и диагностирование.

Испытание — это эксперименталь­ное определение количественных и качественных характеристик свойств объекта при воспроизведении определенных воздействий на продукцию по заданной программе.

Читайте также:  Акт сдачи авто с ремонта

Диагностирование пред­ставляет собой процесс определения технического состояния объек­та безразборными методами с определенной точностью.

Контроль на авторемонтном предприятии — это система про­верки технической документации, орудий и процесса производ­ства, состоящая из комплекса методов и форм. Контроль качества продукции является составной частью системы управления качеством ремонта автомобилей, охватывающей все элементы и ста­дии производственного процесса.

Объектом контроля являются все составные элементы производ­ственного процесса ремонта, а именно: предмет труда — ремонт­ный фонд, поступающий от потребителей; материалы, запасные части и изделия, получаемые от внешних поставщиков; отремон­тированные или изготовленные детали, сборочные единицы и аг­регаты; технологическая документация; средства труда — разборочно-очистные работы; технологические процессы ремонта; сбор­ка; испытание и окраска; технологическое оборудование и оснастка.

Контроль качества продукции на предприятии осуществляется отделом технического контроля (ОТК). Главная задача ОТК — это предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требо­ваниям стандартов и техническим условиям, проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров или некомплектной продукции.

Технология ремонта определяет вид, методы и средства контроля. На ремонтном предприятии используют следующие виды техни­ческого контроля: входной, операционный и приемочный; сплош­ной, выборочный и непрерывный; стационарный и скользящий.

Процессы технического контроля разрабатываются по прави­лам, установленным в стандартах, и должны обеспечивать реше­ние задач входного, операционного и приемочного контроля.

Для выполнения контроля изделий необходимо определить: наимено­вание технологических переходов, подлежащих контролю; пара­метры, подлежащие контролю; требования, предъявляемые к па­раметрам изделий; контрольно-измерительные средства; вид кон­троля, выборочность контроля; трудоемкость контрольных операций; квалификационный разряд контрольной операции и т.д.

Требования к качеству отремонтированных автомобилей

Нормативные документы на ремонт автомобилей ориентируют специалистов на достижение 80 %-ной послеремонтной их наработки от наработки новых машин.

В качестве основного критерия надежности выступает долговечность отремонтированного автомобиля или товарного агрегата.

Указанная наработка будет достигнута в том случае, когда состояние деталей, поступающих на сборку агрегатов, значения замыкающих размеров в соединениях и другие параметры будут соответствовать нормативным значениям.

Восстановленные детали входят составными частями в отремонтированные агрегаты, из которых состоит автомобиль, поэтому ресурс автомобиля зависит от ресурсов его частей, входящих друг в друга. В идеальном случае ресурсы частей (деталей и агрегатов) и целого (автомобиля) должны быть равны друг другу. Однако в реальных случаях это условие чаще не выполняется.

Если ресурс агрегата превышает нормативный ресурс автомобиля, а ресурсы деталей — ресурс агрегата, то излишние ресурсы составных частей оказываются невостребованными. Чаще ресурсы составных частей автомобиля оказываются недостаточными, что обусловливает их трудоемкую замену в эксплуатации на новые, отремонтированные или восстановленные.

Если наработка детали меньше нормативной и отстает от наработки остальных деталей агрегата, то возникает потребность в повышении долговечности элементов этой детали (упрочнении) за счет повышения износостойкости, твердости, усталостной прочности и других свойств.

В общем случае под упрочнением деталей понимают повышение значений их физико-механических и геометрических свойств, которые являются определяющими для обеспечения надежности ремонтируемого агрегата.

Обеспечение нормативной надежности. Работа по обеспечению нормативной надежности автомобиля начинается с обеспечения долговечности его деталей. Эта работа включает:

  • входной контроль поступающих на предприятие материалов, полуфабрикатов, деталей (запасных частей) и агрегатов. Это мероприятие допускает в производство только те материалы и изделия, состояние которых соответствует договорным требованиям
  • использование в производстве аттестованной технологической документации, которая учитывает все требования нормативной и конструкторской документации, обеспечивающей нормативный уровень качества продукции
  • наличие на предприятии всех средств технологического оснащения, указанных в технологических документах
  • содержание средств технологического оснащения в исправном состоянии;
  • привлечение к работе исполнителей той квалификации, которой требует технологическая документация
  • обеспечение всех требований технологической документации в части выдерживания необходимых условий производства, установленных технологических режимов, состава, давления и температуры технологических сред и других параметров
  • действие на предприятии системы качества, направленной на непрерывное его улучшение
  • постоянное ужесточение требований к товарной продукции, совершенствование технологических процессов и средств технологического оснащения, повышение квалификации работников

Входной контроль поступивших на авторемонтный завод материалов и полуфабрикатов с предприятий-изготовителей, запасных частей с автозаводов, отремонтированных агрегатов, поступивших по кооперации с других ремонтных предприятий, выполняют контролеры ОТК. Объем выборочного контроля зависит от репутации поставщика.

При обнаружении брака объем выборки увеличивают, к поставщику предъявляют санкции, предусмотренные договорами. В исключительных случаях отношения с поставщиками расторгаются. Рабочие места входного контроля оснащают измерительными и испытательными средствами и обеспечивают необходимой технологической документацией.

На рабочие места производственных участков выдают только утвержденную технологическую документацию, прошедшую нормализационный и технологический контроль на предмет учета требований нормативной и конструкторской документации.

Определяющее влияние на послеремонтную надежность продукции оказывают технологическое оборудование и оснастка. Состав этих средств должен обеспечить выполнение всех технологических воздействий, указанных в технологических документах, с нормативной точностью.

При ремонте автомобилей применяют следующее технологическое оборудование: диагностическое; разборочное; очистное; для определения технического состояния деталей; для нанесения покрытий; прессовое; для механической обработки (металлорежущее); для термической обработки; изме-рительное; балансировочное; сборочное; окрасочное; обкаточное; испытательное; для перемещения ремонтируемых изделий; для переработки отходов.

Ремонт и обслуживание технологического оборудования с целью содержания его в исправном состоянии обеспечивает планово-предупредительная система.

Осмотры и ремонты оборудования завершают контролем его технологической точности. Для выполнения контрольных работ в ОГМ имеется комплект соот-ветствующей оснастки.

Сведения об осмотрах и ремонтах, а также результаты контроля точности вносят в паспорта оборудования.

Формуляры приспособлений хранятся на инструментальном участке. Приспособления проходят проверку технологической точности согласно графику. По результатам этой проверки может быть назначен их ремонт.

На рабочих местах используют только те средства измерений, которые приведены в технологической документации. Цена деления средств измерений согласована с допуском измеряемой величины и погрешностью измерений.

Используют только средства измерений, прошедшие государственную, ведомственную или заводскую лабораторную поверку (в зависимости от ее необходимого статуса). Факт поверки и срок использования прибора удостоверяет штамп контролирующего органа на нем.

Не допускается наличие на рабочих местах средств измерений, не указанных в технологических документах. Измерения ряда деталей (поршней, вкладышей коленчатого вала, гильз цилиндров и др.

), обрабатываемых с точностью 5—6-го квалитетов, выполняют в термоконстантных помещениях. Температура воздуха в них поддерживается в пределах 20 + 3 °С.

К работе привлекают исполнителей той квалификации, которой требует технологическая документация. Более высокая ква-лификация работников необходима на операциях, связанных с чистовой и отделочной обработкой, балансировкой, сборкой и испытанием изделий.

На предприятии соблюдается технологическая дисциплина, под которой понимают соблюдение точного соответствия технологических процессов требованиям технической документации. Технология — закон производства. Соблюдаются технологические режимы в виде совокупности значений параметров процессов в определенном отрезке времени.

Восстановление износостойкости деталей требует обеспечения структуры поверхностных слоев, которая определяется составом материала и содержанием механической и термической обработки. Для контроля состава, структуры и свойств поверхностных слоев деталей с отработкой технологических режимов создают заводскую лабораторию.

Заводские технологи проверяют соблюдение технологической дисциплины, а ее результаты оформляют актом. К нарушителям дисциплины применяют меры административного и дисциплинарного характера.

Ресурс агрегатов и автомобиля в целом дополнительно обеспечивают соблюдением требований к точности замыкающих размеров в соединениях деталей и обкаткой изделий, а также относительным расположением частей при сборке автомобиля.

Для завоевания места на рынке продукции коллектив предприятия должен учитывать возрастающие требования заказчика к качеству и цене этой продукции.

На предприятии создают систему качества, цель которой — непрерывное улучшение качества отремонтированных автомобилей или товарных агрегатов.

Для этого непрерывно обновляют материальную базу предприятия, совершенствуют технологические процессы и организацию производства и повышают квалификацию работников.

Приведенные требования к качеству отремонтированных автомобилей в части обеспечения нормативной послеремонтной наработки обеспечивают теми средствами, процессами и организацией.

Ссылка на основную публикацию