Ремонт грм легкового автомобиля

Как определить, что газораспределительный механизм (ГРМ) вашего двигателя нуждается в ремонте? Если вы заметили хотя бы один признак из перечисленных ниже, рекомендуем обратиться в сервис:

  • при работе мотора слышен звонкий металлический стук
  • шум (шуршание) со стороны привода ГРМ, выстрелы выхлопных газов
  • сизый цвет отработанных газов
  • потеря мощности мотора
  • неравномерная работа агрегата

Доверяйте ремонт ГРМ только профессионалам! 

  • Элементы ГРМ
  • Причины износа ГРМ 
  • Признаки поломки газораспределительного механизма
  • Диагностика 
  • Ремонт ГРМ
  • Замена цепи ГРМ
  • Замена ремня ГРМ

Ремонт грм легкового автомобиля Ремонт грм легкового автомобиля Ремонт грм легкового автомобиля

Газораспределительный механизм (ГРМ) двигателя предназначен для контроля поступления воздуха в цилиндры и отвода из них выхлопных газов. Любые нарушения в работе этого механизма приведут как к нестабильной работе ДВС (двигателя внутреннего сгорания), так и к его заклиниванию.

ЭЛЕМЕНТЫ ГРМ

Механизм газораспределения состоит из блока клапанов и распределительного вала, каждый из которых имеет свой привод.

  1. Клапаны. Конструктивно клапан можно разделить на тарелку и стержень. Этот элемент предназначен для подачи в цилиндр воздуха (чтобы в нём могла образоваться воздушно-топливная смесь), а также для отвода выхлопных газов, образовавшихся после детонации. Для удержания клапана в закрытом состоянии используется пружина, а для его открытия установлен привод – роликовые рычаги. Для крепления пружины применены сухари и тарелка.
  2. Роликовый рычаг. Этот элемент также называют коромыслом. Одной стороной рычаг крепится к стержню клапана, а другой – к гидрокомпенсаторам. Соединение рычага и распредвала – роликовое, – для уменьшения силы трения.
  3. Гидрокомпенсатор. С помощью этого механизма проводится регулировка нарушения тепловых зазоров клапанов. Кроме того, он необходим для снижения шума от двигателя , а также обеспечения плавности его работы. Основные элементы гидрокомпенсатора: цилиндр, поршень, пружина, обратный клапан, масляный подводной канал.
  4. Распределительный вал. Распредвал находится в ГБЦ (головке блока цилиндров) и предназначен для приведение в действие системы клапанов, обеспечивая своевременное их открытие и закрытие. Его конструкция состоит из стержня (вала) и кулачков, от формы которых зависит фаза распределения. Расположен вал на опорах, которыми служат подшипники скольжения (иногда дополнительно к ним используют вкладыши) в так называемой постели, к каждому подведена магистраль для подачи масла. Чтобы распредвал не перемещался продольно, применён упорный подшипник.
  5. Привод распредвала. Для вращения распределительного вала применён ременной или цепной привод, который передаёт это вращение от коленчатого вала через зубчатую передачу. Замена цепи ГРМ нужна значительно реже, чем ремня. Это обусловлено её надёжностью и долговечностью: в некоторых автомобилях срок эксплуатации совпадает с ресурсом двигателя. Её недостатком является вес и необходимость постоянной смазки. Из-за этого в конструкции ГРМ дополнительно установлены натяжитель и успокоитель. Ременной привод легче по весу и не требует смазки, что значительно упрощает его использование. Единственный недостаток ремня в ограниченном ресурсе – 150 000 км.

Ремонт грм легкового автомобиля Ремонт грм легкового автомобиля

ПРИЧИНЫ ИЗНОСА ГРМ 

Ремонт газораспределительного механизма может потребоваться в двух случаях:

  1. Естественный износ узлов и деталей.
  2. Нарушение норм эксплуатации ДВС (несвоевременное ТО или его отсутствие, использование некачественного топлива или моторного масла).

Если в первом случае автовладелец может быть готов к восстановительным работам элементов ГРМ, то во втором случае поломка детали (например, обрыв привода) станет полной неожиданностью.

ПРИЗНАКИ ПОЛОМОК ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА

В зависимости от неисправного элемента появляются и соответствующие симптомы неисправности.

  1. При нарушении размеров тепловых зазоров, а также износе кулачков и подшипников, на низких, а иногда и средних оборотах ДВС появляется звонкий металлический стук, при этом мощность мотора снижается.
  2. Гидрокомпенсаторы дают о себе знать на холостых оборотах. Их неисправность также сопровождается потерей мощности.
  3. О скором обрыве ремня или цепи, а также износе шкива свидетельствует характерный шум привода и выстрелы из выхлопной системы.
  4. Износ кривошипно-шатунного механизма (КШМ), колпачков, стержней клапанов и втулок сопровождается снижением уровня моторного масла в системе, сизым дымом из выхлопной трубы и уменьшением тяговых характеристик ДВС.
  5. Из-за плохого качества топлива и масла на клапанах появляется нагар, что приводит к неплотному закрытию клапанов ГРМ. Благодаря этому мотор  начинает работать неравномерно, с перебоями, а при разгоне слышен металлический лязг.
  6. Поломка клапанных пружин, соответственно и зависание клапанов, приводят сначала к неравномерной работе ДВС, снижению его мощности и, как итог, перегреву и капитальному ремонту.

Определить, что поломка произошла именно в системе газораспределения , довольно сложно, так как многие признаки сопровождают и другие неисправности двигателя, а также газоотводной системы.

Поэтому чтобы окончательно убедиться в том, что пора приступать к ремонту ГРМ, следует обратиться к специалисту, который изучит симптомы проблемы, проведёт диагностику и, при необходимости, вскроет головку блока.

Ремонт грм легкового автомобиля Ремонт грм легкового автомобиля Ремонт грм легкового автомобиля

ДИАГНОСТИКА

Для проведения исследования состояния газораспределительного механизма проводят замеры:

  1. Фазы газораспределения определяют с помощью моментоскопа и угломера на неработающем двигателе.
  2. Тепловые зазоры измеряют специальными щупами, представляющими собой металлические пластины. Этот метод достаточно трудоёмкий и не всегда точный. Поэтому, в случае повышенного износ поверхности штока и бойка коромысла, применяют рамку с индикатором.
  3. Зазоры между клапаном и седлом проверяют при закрытых клапанах. В камеру сгорания нагнетают воздух, а затем прибором замеряют степень его утечки.
  4. Определить, нужна ли замена ремня ГРМ можно только визуально. О необходимости этой процедуры будут свидетельствовать трещины на его внутренней поверхности и сколы зубцов.

РЕМОНТ ГРМ

Когда изменения тепловых и клапанных зазоров не критичны, их размеры восстанавливают:

  • углубляют масляные канавки;
  • шлифуют опорные шейки до возможного ремонтного размера;
  • острые кромки кулачков шлифуют бруском, затем шкуркой, а при необходимости используют шлифовальный станок;
  • в случае сильного износа поверхности кулачков и опорных шеек, их восстанавливают наплавкой, а затем шлифуют;
  • изгиб вала подвергают правке.

Замена кулачков  может потребоваться только в том случае, если их износ по высоте превышает полмиллиметра по отношению к валу.

Диаметр втулки наращивают с помощью спиральной деформации металла, но, если на её внутренней поверхности имеются признаки выработки, то деталь подлежит замене.

Только после их осмотра ремонтируют клапана и сёдла: удаляют следы коррозии и нагар шлифовкой на специальном станке или с помощью сменной фрезы. Головки цилиндров после такой процедуры очищают с помощью сжатого воздуха.

Ремонт грм легкового автомобиля Ремонт грм легкового автомобиля

ЗАМЕНА ЦЕПИ ГРМ

Цепной привод ГРМ сообщает о неисправностях металлическим лязгом. Появление этого звука говорит как о том, что цепь растянулась, так и поломке и срочной замене успокоителя цепи. Если успокоитель можно поменять, сняв крышку ГБЦ, то замена привода – довольно трудоёмкий процесс. Только чтобы добраться до цепи необходимо:

  • поэтапно демонтировать компрессор кондиционера, потом генератор и насос гидроусилителя руля;
  • снять датчики валов и шкива;
  • удалить стартер;
  • убрать масляный поддон и подушку двигателя;
  • открутить множество болтов передней крышки цепи.

Чтобы всё это проделать, нужно иметь необходимый инструмент и много свободного времени. Нарушения в точности установки всех снятых и заменённых элементов приведут к появлению ещё больших неисправностей и увеличат стоимость ремонта ГРМ в разы.

При появлении потёков масла из-за износа прокладки натяжителя цепи, стоит обратиться к специалистам, чтобы определить, нужна ли замена натяжителя цепи ГРМ или будет достаточно поменять только прокладку. Демонтаж натяжителя не представляет трудностей, а вот установка новой детали имеет некоторые нюансы, исполнение которых лучше доверить мастеру.

ЗАМЕНА РЕМНЯ ГРМ

Установка нового ременного привода газораспределения требуется через 60 000 км, а в случае приобретения автомобиля с пробегом – сразу после покупки. Известно, что обрыв ремня провоцирует столкновение поршней и клапанов, то есть капремонт ДВС. Ремень может оборваться по нескольким причинам:

  • заклинивание одного из валов, а также роликов или помпы;
  • некачественная деталь, установленная ранее, либо истекший срок эксплуатации;
  • слабое натяжение ролика;
  • некорректная установка ремня: сильное натяжение.

Чтобы предотвратить такую фатальную поломку следует:

  • проводить своевременную замену приводного ремня ;
  • проходить плановое техобслуживание;
  • в случае появления посторонних звуков или отклонений в работе двигателя обратиться в автосервис для проведения диагностики и последующего ремонта;
  • контролировать давление масла, следить за показаниями индикатора о состоянии ремня ГРМ (если таковой имеется);
  • устанавливать оригинальные элементы или качественные аналоги.

Замена ремня проводится гораздо быстрее, чем цепи, так как он расположен в доступном месте и не требует разборки половины моторного отсека. Вместе с ремнём ГРМ рекомендуют проводить замену роликов натяжения, сальников и помпы.

Газораспределительный механизм (ГРМ): устройство, назначение и принцип работы

Основой любых силовых агрегатов и главной составляющей двигателей внутреннего сгорания является сложный газораспределительный механизм (ГРМ).

Назначение газораспределительного механизма состоит в управлении впускными и выпускными клапанами двигателя.

На такте впуска он открывает впускной клапан, смесь, состоящая из воздуха и топлива или воздуха (для дизельных двигателей), попадает в камеру сгорания. На такте выпуска — открытием выпускного клапана из камеры сгорания ГРМ удаляет отработанные газы.

Устройство газораспределительного механизма

Газораспределительный механизм состоит из следующих элементов:

  1. Распределительный вал — изготовляется из чугуна или стали — в задачу которого входит открывание/закрывание клапанов газораспределительного механизма при работе цилиндров. Он монтируется в картере, который перекрывает крышка газораспределительного механизма, или в головке блока цилиндра. При вращении вала на цилиндрических шейках происходит воздействие на клапан. На него воздействуют кулачки, расположенные на распределительном валу. На каждый клапан воздействует свой кулачек.
  2. Толкатели, изготовленные также из чугуна или стали. В их задачу входит передача усилия от кулачков на клапаны.
  3. Клапаны впускные и выпускные. В их задачу входит подача топливно-воздушное смеси в камеру сгорания и удаления отработочных газов. Клапан представляет из себя стержень с плоской головкой. Основным отличием впускных и выпускных клапанов является диаметр головки. Впускной состоит из стали с хромированным покрытием, а выпускной — из жаропрочной стали. Клапанный стержень изготавливается в виде цилиндра с канавкой, необходимой для фиксирования пружины. Клапана двигаются только по направлению ко втулкам. Чтоб масло не попадало в камеру сгорания цилиндра, производят установку уплотнительного колпачка. Его изготавливают из маслостойкой резины. На каждый клапан крепятся внутренняя и наружная пружина, для крепления используют шайбы, тарелки.
  4. Штанги. Они необходимы для передачи усилия от толкателей к коромыслу.
  5. Привод газораспределительного механизма. Он передает вращение коленвала на распредвал и тем самым приводит его в движения, причем движется он со скоростью в 2 раза меньше, чем скорость коленвала. На 2 вращения коленвала распредвал делает 1 вращение — это и называется рабочим циклом, при котором происходит 1 открытие клапанов.
Читайте также:  Рено логан левый и правый шрус

Ремонт грм легкового автомобиля

Таково устройство ГРМ и общая схема газораспределительного механизма. Теперь следует разобраться, каков принцип работы газораспределительного механизма.

Ремонт грм легкового автомобиля

Работа газораспределительного механизма

Работа системы газораспределения поделена на четыре фазы:

  1. Впрыск топлива в камеру сгорания цилиндра.
  2. Сжатие.
  3. Рабочий ход.
  4. Удаления газов из камеры сгорания цилиндра.

Рассмотрим подробнее принцип действия газораспределительного механизма.

  1. Подача топлива в камеру сгорания цилиндра происходит за счет движения коленвала, который передает свое усилие на поршень и он начинает движения из так называемой ВМТ (это точка, выше которой поршень не поднимается) в НМТ (это точка, соответственно, ниже которой поршень не опускается). При этом движении поршня одновременно открывается впускной клапан и топливно-воздушная смесь заполняет камеру сгорания цилиндра. Впрыснув положенное количество топливно-воздушной смеси клапан закрывается. При этом коленвал поворачивается на 180 градусов от своего начального положения.
  2. Сжатие. Дойдя до НМТ поршень продолжает свое движение. Меняя свое направление в ВМТ, в этот момент в цилиндре и происходит сжатие топливно-воздушной смеси. При подходе поршня к высшей точке фаза сжатия заканчивается. Коленчатый вал продолжает свое движения и поворачивается на 360 градусов. И на этом фаза сжатия закончена.
  3. Рабочий ход. Воздушно-топливная смесь воспламеняется свечей зажигания, когда поршень находится в высшей точке цилиндра. При этом достигается максимальный момент сжатия. Затем поршень начинает двигаться к нижней точке цилиндра, так как на поршень оказывают огромное давление газы, образовавшиеся при горении воздушно-топливной смеси. Это движение и есть рабочий ход. При опускании поршня до НМТ фаза рабочего хода считается завершенной.
  4. Удаления газов из камеры сгорания цилиндра. Поршень движется к высшей точке цилиндра, все это происходит при усилии, которое оказывает коленчатый вал газораспределительного механизма двигателя. При этом открывается выпускной клапан и поршень начинает избавлять камеру сгорания цилиндра от газов, которые образовались после сгорания топливно-воздушной смеси в камере сгорания цилиндра. После достижения высшей точки и освобождения ее от газов. Поршень начинает свое движение в низ. Когда поршень доходит да НМТ, то рабочая фаза удаления газов из камеры сгорания цилиндра считается законченной, а коленчатый вал совершает оборот на 720 градусов от своего начального положения.

Для точной работы клапанов газораспределительной системы происходит синхронизация с работой коленчатого вала двигателя.

Неисправности ГРМ

Основные неисправности газораспределительного механизма:

  • Уменьшение компрессии и хлопки в трубопроводах. Как правило, происходит после появления нагара, раковин на поверхности клапана, их прогорания, причиной чего является не плотное прилегания впускных и выпускных клапанов к седлам. Также оказывают влияние такие факторы, как деформации ГБЦ, поломка или износ пружин, заедание клапанного стержня во втулке, полное отсутствие промежутка между коромыслом и клапанами.
  • Уменьшение мощности, троение мотора, а также металлические стуки. Появляются эти признаки, потому что впускные и выпускные клапана не полностью открываются, и часть воздушно-топливной смеси не попадает в камеру сгорания цилиндра. Следствием этого является большой тепловой зазор или поломка гидрокомпенсатора, что и становится причиной неполадки и не штатной работы клапанов.
  • Механический износ деталей, таких как: направляющих втулок коленвала, шестерни распредвала, а также смещение распредвала. Механический износ деталей, как правило, происходи при достаточном сроке работы мотора и работы двигателя в критических пределах.
  • Так же происходит выход из строя двигателя по причине износа зубчатого ремня, который имеет свой гарантийный срок службы, цепи, которая при длительном сроке работы и постоянном на нее воздействии становится менее работоспособной, успокоителя цепи и натяжителя зубчатого ремня.

В данных случаях не редко заменяют газораспределительный механизм, однако возможен и ремонт поврежденной детали газораспределительного механизма.

Ремонт грм легкового автомобиля

Ремонт грм легкового автомобиля

Диагностика ГРМ

Газораспределительный механизм имеет 2 свойственные неполадки — неплотное примыкание клапанов к гнездам и невозможность полностью открыть клапаны.

Неплотное примыкание клапанов к гнездам обнаруживается по таким показателям: хлопки, возникающие иногда во впускной либо выпускной трубе, уменьшение мощности мотора. Факторами неплотного закрытия клапанов могут быть:

  • возникновение нагара на поверхности клапанов и гнезд;
  • формирование раковин на рабочих фасках и искривление головки клапана;
  • неисправность пружин клапанов.

Неполное открытие клапанов сопровождается стуком в троящем моторе и уменьшением его мощности. Данная поломка возникает в следствии значительного промежутка меж стержнем клапана и носком коромысла. К характерным поломкам для ГРМ нужно причислить кроме того изнашивание шестерен распредвала, толкателей, направляющих клапана, смещение распредвала и изнашивание втулок и осей коромысел.

Ремонт грм легкового автомобиля

Практика демонстрирует, что на газораспределительный механизм приходится примерно четвертая часть всех отказов мотора, а уже на предотвращение этих отказов и восстановление ГРМ уходит 50% трудоёмкости обслуживания и ремонтных работ. Для диагностирования поломок применяют следующие параметры:

  1. определяют фазы газораспределительного механизма автомобиля;
  2. измеряют тепловой зазор между клапаном и коромыслом;
  3. измеряют промежуток между клапаном и седлом.

Измерение фаз газораспределения

Подобное диагностирование ГРМ двигателя выполняется на заглушенном моторе с помощью особого набора устройств, среди которых имеются указатель, моментоскоп, малка-угломер и прочие дополнительные приборы.

Для того, чтобы фиксировать период раскрытия впускного клапана на 1-ом цилиндре, необходимо покачивать вокруг своей оси коромысло, а далее направить коленвал мотора до момента появления зазора меж клапаном и коромыслом.

Малка-угломер для замера разыскиваемого зазора ставится прямо на шкив коленвала.

Измерение теплового промежутка между клапаном и коромыслом

Тепловой зазор измеряют при помощи набора щупов либо иного особого устройства. Это набор из металлических пластинок длиной в 100мм, толщина которых обязана быть не больше 0,5мм.

Коленвал мотора поворачивают вплоть до верхней предельной точки, в период такта сжатия подобранного для контроля цилиндра.

Непосредственно благодаря щупам разной толщины, поочередно вставляемым в сформировавшееся отверстие, и измеряется зазор.

Данный метод не может дать результата при диагностировании ГРМ, когда неравномерен износ торца штока и бойка коромысла, а трудоемкость этого метода весьма значительная. Увеличить точность замеров позволяет особое устройство, которое состоит из корпуса и индикатора по типу часов.

Подпружиненная подвижная рама содержит персональное соединение с ножкой этого индикатора. Раму фиксируют между коромыслом и клапанной пружиной. Когда открывается клапан, в период поворота коленвала, на индикаторе ставят 0.

Распознает тепловой зазор последующее показание прибора, снимаемое в период поворота коленвала.

Определение промежутка между клапаном и седлом

Его можно оценить по объему воздуха, который будет выходить через уплотнитель перекрытых клапанов. Эта процедура прекрасно объединяется с чисткой форсунок. Когда они уже сняты, убирают валики коромысел и прикрывают все клапаны.

Затем в камеру сгорания под большим давлением происходит подача сжатого воздуха. Поочередно на любом из контролируемых клапанов ставят устройство, которое позволяет измерить расход воздуха.

Если потеря воздуха превысит разрешенную, выполняется ремонт газораспределительного механизма.

Ремонт грм легкового автомобиля

Процесс ремонта ГРМ

Частенько необходимо производить техническое обслуживание газораспределительного механизма. Основной проблемой являются износ шеек, кулачков вала и увеличение зазоров в подшипниках.

Для того, чтобы устранить зазор в подшипниках коленчатого вала, производят его ремонт путем шлифовки опорных шеек и углубления канавок для подачи масла. Шейки нужно отшлифовать под ремонтный размер.

После завершения ремонтных работ по восстановлению коленвала, нужно произвести проверку высоты кулачков.

Ремонт грм легкового автомобиля

На опорных поверхностях под шейки коленвала не должно быть никаких даже самых незначительных повреждений, а корпуса подшипников обязаны быть без трещин. После чистки и промывки распредвала обязательно нужно проверить зазор между его шейками и отверстием опоры головки цилиндра.

Для определения точного зазора требуется знать диаметр шейки распредвала, это позволит произвести установку соответствующего ей подшипника. Установив его на корпус, замерьте внутренний диаметр подшипника, затем отнимите его от диаметра шейки и таким образом найдете величину зазора. Он не может превышать 0,2мм.

Цепь не должна иметь никаких механических повреждений, быть растянутой более чем на 4мм. Цепь газораспределительного механизма можно регулировать: отверните стопорный болт на пол оборота, поверните коленвал на 2 оборота, затем стопорный болт нужно повернуть до упора.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Ремонт компонентов ГРМ

Ремонт грм легкового автомобиля

Механизм газораспределения (принятое сокращение ГРМ) включает в себя впускные и выпускные клапана, сёдла, пружины, втулки клапанов, маслоотражательные колпачки, газовые каналы в головке блока цилиндров, толкатели, рычаги (при их наличии), гидрокомпенсаторы тепловых зазоров (также при наличии), распределительный вал (возможно – с системой изменения фаз газораспределения) со звёздочкой и приводной ремень с натяжителем и роликами.

Клапанный механизм, система газораспределения (хотя правильнее всё-таки относить ГРМ к механизму, а не системе).

ГРМ участвует в организации газообмена в двигателе: впускает рабочую смесь (в бензиновом моторе) или чистый воздух (в бензиновом двигателе с непосредственным впрыском, а также дизеле) в цилиндры и выпускает отработавшие газы.

Кроме того, ГРМ определяет момент открытия и закрытия впускных/выпускных клапанов, тем самым устанавливая фазы газораспределения – ключевую характеристику для обеспечения эффективности рабочего процесса.

В современных двигателях всё большее распространение получает система регулировки фаз – этим достигается повышение крутящего момента (особенно на низких оборотах двигателя) и улучшение топливной экономичности и экологичности двигателя.

Дефекты элементов ГРМ бывает достаточно сложно установить, поскольку схожие «симптомы» могут проявляться из-за неисправностей других агрегатов. Тем не менее, признаками дефектов, которые можно определить «на ощупь», являются:

  • частые металлические постукивания под клапанной крышкой (особенно ярко прослушиваются на небольших оборотах двигателя) – появляются при износе сёдел, стержней клапанов, втулок или увеличении тепловых зазоров;
  • характерный шум или «шелест» спереди двигателя – явный износ ремня (цепи) ГРМ;
  • сизый дым в отработавших газах/повышение расхода масла на угар – износ маслоотражательных колпачков (в простонародье «сальников клапанов»);
  • детонация, стуки в двигателе при средних и высоких нагрузках – явный признак отложений, нагара на клапанах;
  • «провалы» мощности двигателя (особенно непрогретого) – «зависание» клапанов, покрытых нагаром либо потеря упругости/поломка клапанных пружин.
Читайте также:  Ремонт автомобилей ваз екатеринбург

Кроме перечисленных «симптомов» и их последствий, вышеописанные неисправности узлов и деталей ГРМ всегда приводят к снижению мощности двигателя, ухудшению его экономичности и повышению токсичности отработавших газов.

Поскольку газораспределительный механизм является одним из важнейших элементов двигателя, ремонт узлов ГРМ (или замена отдельных деталей) приравнивается к капитальному ремонту мотора. Хотя в принципе, для капитальной переборки механизма газораспределения и полного восстановления его функций достаточно снять только головку цилиндров двигателя.

Тем не менее, подобный ремонт проводится сравнительно редко – в отличие от такой распространённой процедуры, как замена ремня ГРМ. Цена подобной операции весьма незначительна, а вот последствия обрыва ремня весьма плачевны (см. ниже).

В профессиональном автосервисе замена ремня ГРМ проводится быстро и качественно. Алгоритм работ выглядит следующим образом:

  • автомобиль устанавливается на подъёмник (операцию также можно проводить на смотровой яме или эстакаде);
  • затягивается ручной тормоз, коробка передач устанавливается в нейтральную позицию;
  • аккуратно снимается приводной ремень вспомогательных агрегатов;
  • демонтируется заглушка контактов генератора – отсоединяется «плюсовой» провод;
  • ослабляется крепёж и генератор снимается полностью;
  • для доступа к крышке ремня ГРМ нужно снять и отодвинуть в сторону бачок системы охлаждения (но без отсоединения подводящий трубок – чтобы не разгерметизироваться систему охлаждения);
  • под кузов двигателя ставится надёжный упор, поскольку для некоторых моделей автомобилей может потребоваться снятие одной из опор  передней подвески;
  • выкручиваются четыре крепёжных болта шкива жидкостного насоса («помпы») – шкив полностью снимается (этот пункт опускается для двигателей, в которых помпа приводится во вращение непосредственно ремнём ГРМ – см. ниже);
  • демонтируется пластиковая крышка механизма привода ГРМ;
  • перед снятием ремня нужно специальным ключом повернуть коленвал за торцевой болт, чтобы совместить метки системы изменения фаз распределительных валов с рисками на головке цилиндров;
  • выкручивается технологическая заглушка блока цилиндров и в неё устанавливается приспособление для стопорения коленчатого вала – вал слегка проворачивается до надёжной фиксации стержнем;
  • выкручивается торцевой болт коленвала и снимается его шкив (часто болт коленчатого вала должен быть заменён новым – не допускается его повторное закручивание!);
  • далее, при помощи специального приспособления фиксируются шкивы распределительных валов (чтобы исключить сбои в работе системы изменения фаз);
  • чтобы дополнительно застраховать коленчатый вал от проворота при замене ремня, необходимо включить четвёртую передачу (либо перевести селектор «автомата» в положение «парковка»);
  • после снятие шкива коленчатого вала следует ослабить три крепёжных болта нижней части крышки ремня ГРМ – и демонтировать крышку;
  • чтобы ослабить натяжение ремня следует перевести натяжной ролик в направлении от ведущей ветви (ролик фиксируется металлическим стержнем);
  • зубчатый ремень снимается со шкивов распределительных валов, затем со звёздочки коленвала и с натяжного ролика;
  • новый ремень одевается сперва на выпускной распредвал, затем (следуя по направлению нормального вращения) на впускной, далее на звёздочку коленвала и затем заводится на натяжной ролик;
  • убедившись, что ремень сел плотно на всё зубцы шкивов, можно удалить стержень-фиксатор натяжного ролика – пружина ролика сама установит нужное натяжение;
  • возвращается на место нижняя часть крышки механизма ГРМ и фиксируется болтами;
  • устанавливается шкив коленвала, затем в два этапа (соблюдая рекомендуемый момент) затягивается его торцевой болт;
  • убираются фиксаторы коленчатого и распределительных валов (технологическое отверстие в блоке для установки фиксатора закрывается заглушкой);
  • коробка передач устанавливается в «нейтраль» и коленчатый вал проворачивается на пару оборотов – метки на шкивах распредвалов должны точно совпасть с рисками на головке цилиндров;
  • остальные детали возвращаются на свои места в порядке, обратном снятию.

Нюансы замены ремня ГРМ могут отличаться при ремонте двигателя определённой конструкции, однако принцип работ всё-таки соответствует общему алгоритму, приведённому выше.

Следует отметить, что решение о замене ремня ГРМ принимается не только исходя их количества пройденных автомобилем километров, но и по фактическому состоянию ремня.

Так, если при визуальном осмотре заметен износ зубцов, трещины, расслоения резиновой части, масляные потёки и прочие явные дефекты, менять ремень следует немедленно! Несмотря на возможный «недобранный» ресурс по километрам пробега.

Во многих двигателях ремень ГРМ, наряду с распределительными валами, приводит во вращение жидкостный насос. В этом случае замена ремня и «помпы» может быть проведена одновременно. Для этого после снятия изношенного ремня отворачиваются болты возле шкива помпы – после чего корпус насоса (с крыльчаткой с одной стороны и приводным шкивом с другой) может быть вынут.

Следует отметить, что цена совместной замены ремня ГРМ и помпы будет ниже, чем при выполнении этих операций по отдельности. Однако вопреки расхожему мнению, обязательная замена ремня при ремонте/обслуживании помпы вовсе не требуется (если, конечно, сам ремень ГРМ не имеет видимых повреждений).

Точно так же и помпа (которую правильней всё-таки называть жидкостным насосом) не требует замены каждый раз, когда устанавливается новый ремень ГРМ – эти узлы никак не связаны между собой (хотя в некоторых случаях их ресурс сопоставим – поэтому очередная замена и может планироваться совместно).

Ресурс многих деталей ГРМ сравним с ресурсом самого двигателя (продолжительностью работы до первого капитального ремонта). Так клапана (как и сёдла, втулки, пружины) «ходят» 100-200 тыс. км пробега. А вот маслоотражательные колпачки бывает, требуют замены чуть раньше – их ресурс максимум 120-140 тыс. км.

Для несколько устаревших ГРМ ресурс приводных рычагов (их иногда называют «рокерами») составляет 50-100 тыс. км. В этом смысле современные механизмы с гидрокомпенсаторами гораздо надёжнее – их «живучесть» (как и ресурс распределительного вала) опять-таки соизмерима со сроком службы всего мотора (100-200 тыс. км).

Выходит что самым «капризным» звеном в ГРМ является ремень или цепь привода клапанов. Замена ремня ГРМ и роликов привода требуется каждые 60 тыс. км пробега (а на некоторых моделях автомобилей и раньше!).

Нужно отметить, что стоимость замены ремня ГРМ в профессиональном автосервисе сравнительно небольшая – экономить на этом, затягивая замену на лишние два-три десятка тысяч километров явно не следует! Особенно учитывая неприятные последствия обрыва ремня (см. ниже).

Практически любое повреждение деталей ГРМ приводит к немедленной остановке двигателя. Однако, как указывалось выше, многие детали механизма работают вплоть до капитального ремонта двигателя. Получается, что в любом случае их отказ ведёт лишь к одному – ремонту!

А вот чтобы не приближать этот момент, рекомендуется строго соблюдать периодичность работ по замене ремня ГРМ. Цена игнорирования этой процедуры – «встреча» поршня с клапанами внутри цилиндров двигателя. В результате погнутые клапана уж точно потребуют дорогостоящего ремонта ГРМ и основательной «перетряски» головки цилиндров.

Но даже если не дойдёт до катастрофических последствий, износ ремня (и особенно вытягивание металлической цепи – если в двигателе цепной привод) сбивает фазы газораспределения. А это в свою очередь приводит к падению мощности и ухудшению экономичности двигателя.

Для двигателей без гидрокомпенсаторов клапанов рекомендуется внимательно следить и своевременно выполнять регулировку тепловых зазоров. Это значительно повышает крутящий момент – особенно на низких оборотах двигателя.

А значит каждое троганье из мучительной игры газом и сцеплением превратиться в лёгкую и приятную процедуру.

В результате и трансмиссия будет изнашиваться меньше, и лишний раз остановиться и пропустить пешехода станет не лень!

В 2007 году королевский класс шоссейно-кольцевых мотогонок MotoGP перешёл на новый технический регламент – теперь рабочий объём двигателей мотопрототипов уменьшился с литра до 800 куб. см. Это нововведение очень больно ударило по Валентино Росси – легендарный чемпион мастерски укрощал прежних литровых монстров, а восмисоткубовые мотоциклы оказались по силам и менее талантливым мотогонщикам…

А вот кто выиграл от нового регламента, так это Кейси Стоунер. Его команда Ducati подготовила мотоцикл, значительно превосходящий по мощности конкурентов.

Это особенно чувствовалось на длинных прямых – на трассах вроде португальского Эшторила Стоунеру не было равных! Немалый вклад в DucatiPower – так «окрестили» превосходство итальянских мотоциклов по мощности – внесли десмодромные клапана.

Прототип, на котором Кейси Стоунер досрочно завоевал титул Чемпиона мира 2007 года, так и назывался – DucatiDesmosedici.

Десмодромный клапанный механизм предполагает не только открытие клапана нажатием кулачка распределительного вала (как и на большинстве 4-х тактный двигателей – в том числе и автомобильных), но и принудительное закрытие клапана этим же кулачком.

Для работы десмодромного механизма толкатель клапана и кулачок распредвала имеют хитрую конструкцию – и неразрывную кинематическую связь между собой.

За счёт этого отпадает надобность в клапанных пружинах, механизм получается проще и может эффективно работать на высоких оборотах – что и продемонстрировала команда Ducati, обставив конкурентов в боевых условиях спортивных трасс!

Почему же десмодромные механизмы не находят широкого применения в обычных двигателях? Ответ прост – такой привод клапанов эффективен лишь при очень высокой частоте вращения двигателя.

К тому же требует филигранной точности в обработке деталей. А значит, он либо неприменим для серийного производства автомобилей, либо имеет слишком большую стоимость.

А жаль, ведь каждому водителю хочется чувствовать под собой настоящую DucatiPower!

Ремонт и замена двигателя цены

Двигатель
Замена воздушного фильтра от 200 руб.
Замена гидрокомпенсаторов от 4 000 руб.
Замена головки блока цилиндров от 8 000 руб.
Замена заглушек блока цилиндров от 500 руб.
Замена заднего сальника от 3 000 руб.
Замена клапанной прокладки от 500 руб.
Замена коллекторных прокладок от 500 руб.
Замена масла от 500 руб.
Замена масла в АКПП от 500 руб.
Замена масла в КПП от 500 руб.
Замена масла в мосту от 500 руб.
Замена маслосъемных колпачков от 2 000 руб.
Замена масляного насоса от 1 000 руб.
Замена натяжителя цепи от 1 000 руб.
Замена опоры двигателя от 500 руб.
Замена опоры двигателя кпп от 500 руб.
Замена переднего сальника от 500 руб.
Замена помпы от 1 000 руб.
Замена поршневых колец от 10 000 руб.
Замена прокладки головки блока от 4 000 руб.
Замена прокладки передней крышки от 1 000 руб.
Замена прокладки поддона от 1 000 руб.
Замена распредвала от 3 000 руб.
Замена ремня генератора от 200 руб.
Замена ремня гидроусилителя от 200 руб.
Замена ремня ГРМ от 3 000 руб.
Замена ролика-натяжителя от 500 руб.
Замена салонного фильтра от 200 руб.
Замена сальника распредвала от 2 000 руб.
Замена свечей от 400 руб.
Замена термомуфты от 800 руб.
Замена успокоителя от 2 000 руб.
Замена цепи от 3 000 руб.
Замер компрессии от 700 руб.
Капитальный ремонт 16 клапанов от 25 000 руб.
Капитальный ремонт 8 клапанов от 20 000 руб.
Промывка двигателя и замена масла от 500 руб.
Регулировка клапанов от 1 500 руб.
Снятие и установка двигателя от 8 000 руб.
Установка защиты картера от 500 руб.
Устранение неисправностей от 200 руб.
Капитальный ремонт 16 клапанов от 25 000 руб.
Капитальный ремонт 8 клапанов от 20 000 руб.
ремонт головки блока цилиндров от 3 000 руб.
ремонт заглушек блока цилиндров от 500 руб.
диагностика двигателя от 800 руб.
диагностика инжектора от 800 руб.
замена бензиновых и дизельных двигателей от 8 000 руб.
замена воздушного фильтра от 200 руб.
замена гбц от 8 000 руб.
замена двигателя от 8 000 руб.
замена дизельных двигателей от 8 000 руб.
замена масла в двигателе от 500 руб.
замена масла в двс от 500 руб.
замена ремней грм (цепей грм) от 2 500 руб.
замена цепей от 3 000 руб.
капитальный ремонт двигателя от 25 000 руб.
переборка двигателя от 25 000 руб.
ремонт бензиновых и дизельных двигателей от 25 000 руб.
ремонт гбц от 3 000 руб.
ремонт двигателя от 20 000 руб.
ремонт дизельных двигателей от 25 000 руб.
Читайте также:  Молоток для ремонта кузова автомобиля

Замена ремня ГРМ легкового автомобиля. Общие принципы

Любой автомобиль, газо-распределительный механизм(ГРМ) которого приводится в действие зубчатым ремнем, периодически нуждается в замене ремня. В этой статье рассмотрены общие принципы замены ремня, одинаковые для любого дизельного или бензинового мотора с ремнем ГРМ.

1)    Устройство ременного привода ГРМ. На картинке показана схема работы ремня ГРМ с четырьмя клапанами на один цилиндр.

Звездочка(шестерня) коленчатого вала двигает зубчатый ремень ГРМ. Ролики натяжителей обеспечивают нужное натяжение ремня. Ремень вращает звездочки(шестерни) распределительного вала ГРМ.

Скорость вращения звездочки коленчатого вала всегда в два раза больше, чем звездочки распределительного вала. Отличие ГРМ с двумя клапанами на один цилиндр лишь в том, что распределительных валов не два, а один.

Поэтому нет нужды во второй звездочке и втором натяжном ролике.

2)    Снятие ремня ГРМ. Нередко перед снятием ремня ГРМ приходится снимать ремни гидроусилителя руля, генератора и помпы системы охлаждения. Это зависит от модели двигателя. На некоторых моторах приходится снимать клапанную крышку.

Обычно это двигатели с четырьмя клапанами на цилиндр, в которых ради упрощения конструкции ремень вращает лишь один распределительный вал, второй вал связан с первым с помощью цепи.

Перед снятием ремня необходимо выставить все шестеренки в положение верхней мертвой точки(ВМТ) поршня первого цилиндра. Для этого на переднеприводных автомобилях приподнимите переднюю левую сторону автомобиля, чтобы колесо не касалось земли, а на заднеприводных заднюю левую сторону.

Не заводя двигатель, включите четвертую передачу и, вращая колесо, добейтесь совпадения меток на шестерне распределительного или коленчатого валов.

Важно

Выставляйте метки до снятия ремня ГРМ. Это избавит вас от тяжелой процедуры выставления меток отдельно на каждом валу.

После этого открутите фиксирующие гайки натяжных роликов и ослабьте натяжение ремня. Затем снимите ремень. 3)    Установка ремня ГРМ. При установке ремня самое сложное – добиться совпадения меток после натяжения ремня.

Для этого в двигателях с одним распределительным валом одевайте ремень сначала на звездочку коленчатого вала, потом со стороны, противоположной натяжному ролику на звездочку распределительного вала, затем натягивайте роликом.

В двигателях с двумя распределительными валами надевайте ремень сначала на звездочки распределительных валов, начиная с той стороны, где расположена звездочка коленчатого вала. Потом надевайте на звездочку масляного насоса, и в последнюю очередь на звездочку коленчатого вала. Натягивайте ремень одновременно двумя натяжными роликами.

Степень натяжения на двигателях с одной звездочкой распределительного вала проверяйте между звездочкой распределительного вала и звездочкой коленчатого вала. Правильно натянутый ремень должен двумя пальцами с трудом поворачиваться на 90 градусов, как видно на фотографии:

  • На двигателях с двумя звездочками распределительных валов при верном натяжении ремня, с большим трудом одним пальцем удается продавить ремень на полсантиметра, нажав между шестернями распределительных валов. Точное место показано на рисунке:

Важно

   Не перетягивайте ремень. Это приведет к быстрому выходу из строя подшипников масляного насоса и роликов автоматического натяжения.

4)    Проверка. Вращая колесо, сделайте два полных оборота распределительного вала, выставьте его шестерню по меткам, и проверьте совпадение на коленчатом валу. Если метки не совпадают, ослабьте ремень, и натяните заново.

Замена ремня ГРМ достаточно проста на любом автомобиле, отличаясь только в мелочах. Терпение и внимательность помогут вам произвести замену, обезопасив двигатель своего автомобиля от неожиданного обрыва ремня ГРМ.

http://auto-garazh.com/zamena/zamena-remnya-grm-legkovogo-av…

Ремонт и техническое обслуживание механизма газораспределения

Проверка технического состояния механизма газораспределения заключается в оценке состояния его деталей. Состояние деталей оценивают по уровню шума и стукам, расходу сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры, падению компрессии, по упругости клапанных пружин, а также по измерению изменений разряжения во впускном трубопроводе.

По шуму и стуку определяют износ и растяжение цепи и звездочек привода газораспределительного механизма.

Кроме того, шумы свидетельствуют об износе подшипников и опорных шеек распределительного вала, об увеличенном зазоре в клапанном механизме, который является следствием нарушения регулировки или износа деталей газораспределительного механизма.

На основании увеличенного расхода сжатого воздуха и падения компрессии устанавливают нарушение герметичности клапанов вследствие износа посадочных поверхностей их седел и головок. Расход сжатого воздуха определяется при помощи прибора К-69М.

По причине того, что расход сжатого воздуха свидетельствует не только о неисправностях в газораспределительном механизме, но и о неисправности в кривошипно-шатунном механизме, для уточнения причин повышенного расхода воздуха проводят дополнительное измерение расхода сжатого воздуха после заливки в цилиндр небольшого количества моторного масла. Если при повторном измерении расход сжатого воздуха восстанавливается до требуемой величины, то это свидетельствует о том, что детали клапанного механизма находятся в удовлетворительном состоянии, если расход не восстанавливается, то необходимо произвести ремонт клапанного механизма.

По результатам измерений делается вывод о необходимости разборки и ремонта механизма газораспределения.Проверку упругости пружин клапанов осуществляют без снятия их с двигателя.

Для проверки пружин на двигателе нужно снять клапанную крышку, затем установить поршень цилиндра в ВМТ. После этого при помощи прибора КИ-723 измеряют усилие, которое необходимо для сжатия пружины. Если усилие окажется меньше допустимого, то необходимо произвести замену пружин.

Кроме замены пружины в некоторых случаях под нижнюю опорную тарелку подкладывают дополнительную шайбу.

Для обеспечения эффективной работы двигателя необходимо проводить проверку и регулировку тепловых зазоров в приводе клапанов. При увеличенном тепловом зазоре появляется частый металлический стук клапанов, который отчетливо слышится при работе двигателя на холостом ходу.

В результате этого происходит интенсивное изнашивание торцов стержней клапанов, наконечников стержней или регулировочных шайб. Кроме этого увеличенный тепловой зазор приводит к уменьшению мощности двигателя, так как уменьшается время нахождения клапанов в открытом положении, в результате этого ухудшается наполнение горючей смесью и очистка цилиндров от отработанных газов.

При небольшом зазоре или при его отсутствии у выпускных клапанов появляются хлопки из глушителя, а у впускных клапанов — из карбюратора.

Для предотвращения перечисленных выше неисправностей необходимо периодически проверять и регулировать тепловые зазоры. Проверку и регулировку зазоров в приводе клапанов осуществляются на холодном двигателе, температура которого составляет 15-20 °С.

Кроме вышеперечисленных мероприятий необходимо ежедневно при контрольном осмотре автомобиля после прогрева двигателя обращать внимание на отсутствии стуков при различной частоте вращения коленчатого вала.

После первых 2000 км пробега автомобиля, а в дальнейшем через 30 000 км нужно подтягивать гайки крепления крышки подшипников распределительного вала в установленной последовательности.

После каждых 15 000 км пробега нужно проверять степень натяжения и состояние ремня привода распределительного вала и при необходимости натягивать его.

Если на ремне обнаруживаются различные складки, трещины, расслоения, замасливания, а также разлохмачивания, то такой ремень может разорваться при работе двигателя, и он должен быть заменен до этого срока. При замасливании ремень тщательно протирают ветошью, которую предварительно смачивают бензином.

После каждых 30 000 км пробега необходимо проверять и при необходимости регулировать величину теплового зазора клапанов.

При необходимости (при появлении частого металлического стука) проверку и регулировку величины теплового зазора клапана проводят раньше 30 000 км пробега.

Кроме этого каждые 60 000 км пробега следует производить замену зубчатого ремня привода распределительного вала и маслоотражательных колпачков.

Ссылка на основную публикацию