Возможность ремонта автомобильной дороги

Содержание автомобильных дорог является непрерывным процессом, выполнение которого осуществляется в течение всего года и предполагает обслуживание дорожного полотна по всей его протяженности, а не отдельными участками. Важность комплексного систематического обслуживания автодорог обусловлена следующими причинами:

  • Своевременная оценка технического состояния дорожных одежд и других элементов.
  • Сохранение потребительских свойств автодорог в полном объеме.
  • Продление срока службы дорожных покрытий и других составных частей автодорог.
  • Обеспечение безопасности автодорожного движения.
  • Эксплуатационная эффективность и возможность беспроблемного использования автотранспорта.
  • Адаптация дорожного покрытия к изменившимся нагрузкам, связанным с увеличением транспортного потока и интенсивности движения.
  • Своевременное устранение любых деформаций и дефектов на начальном этапе их появления и до момента их превращения в серьезную проблему, характеризующуюся высокой сложностью и дороговизной в устранении.

Возможность ремонта автомобильной дороги

  • Создание условий для максимально долговременной эксплуатации дороги.

Ремонт и содержание автомобильных дорог включает следующие категории работ:

  • Содержание автодорог.
  • Реконструкция дороги.
  • Текущий, средний и капитальный ремонт.

Возможность ремонта автомобильной дороги

На протяжении всего года любая дорога нуждается в регулярном уходе и проведении целого перечня работ по обслуживанию самого дорожного полотна и дорожных сооружений, уходу за полосой отвода, проведению профилактических мероприятий для повышения износостойкости и сроков службы инженерных конструкций, выполнению сезонных работ, озеленению и решению целого ряда других задач.

Перечень работ по обслуживанию дорожных одежд определяется техническими характеристиками самой дороги и условиями ее эксплуатации и может включать следующие типы задач:

Возможность ремонта автомобильной дороги

Заделка небольших дефектов (просадок, выбоин, трещин), заполнение швов, обслуживание бордюров.

Возможность ремонта автомобильной дороги

Очистка поверхности дорог от различного рода загрязнений и посторонних предметов.

Возможность ремонта автомобильной дороги

Обустройство слоев износа и других элементов защиты, оберегающих покрытие от выкрашивания

Возможность ремонта автомобильной дороги

Устройство изоляции для предупреждения распространения трещин.

Возможность ремонта автомобильной дороги

Демонтаж и восстановление изношенного асфальтового покрытия на небольших отрезках дороги.

Возможность ремонта автомобильной дороги

Открытие и закрытие воздушных воронок и многое другое.

Состояние ливневых канализаций и водоотвода, земляного полотна и обочин, пролегающих вдоль дороги, имеет огромное значение для целостности всего инженерного сооружения.

Содержание этих систем и участков предполагает уборку и благоустройство полосы отвода, укрепление обочин, устранение мелких неисправностей и повреждений дорожных систем водоотвода.

Также обеспечивается устранение несанкционированных съездов и въездов с дороги.

Кроме того, обслуживание этой части дорожной инфраструктуры включает также проведение ряда мероприятий по обеспечению экологической безопасности как самой автодороги, так и прилегающих к ней территорий.

Возможность ремонта автомобильной дороги

Возможность ремонта автомобильной дороги

Помимо самих дорожных одежд и примыкающих к ним территорий, в общий перечень работ включаются также различные искусственные сооружения и всевозможные дорожные объекты.

К их числу относятся мосты, подземные переходы, дорожные развязки, путепроводы, светофоры и многие другие элементы.

Их ремонт осуществляется по мере необходимости, а на его проведение затрачивается порядка 10-15% от общего бюджета, выделенного на проведение работ в рамках содержания и ремонта автомобильных дорог.

Реконструкция дорожного полотна: методы оценки и выполнения работ

Реконструкция дорожного полотна – работа, связанная с перестройкой дороги отдельного участка, улучшением ее эксплуатационных свойств. Реконструированию предшествуют штатная эксплуатация и ремонт дорожных покрытий. Когда степень разрушения асфальта превышает допустимые нормы, разрабатывается проект по его реконструкции.

Перед началом работ над проектом оценивается состояние дороги. В зависимости от степени износа применяется тот или иной способ реконструирования. О том, как проектируется и проходит реконструкция дорожного полотна, вы узнаете из нашего материала.

Необходимость реконструкции дорожного полотна

Возможность ремонта автомобильной дороги

Процесс эксплуатации автомобильных дорог и дорожных конструкций представляет собой многолетнее и многократное воздействие, создающееся практически непрерывным потоком автотранспорта. Свою лепту также вносят неблагоприятные климатические факторы.

Из-за этого, в дорожном полотне и элементах сооружений происходит накопление усталостных и остаточных деформаций, приводящих к разрушениям. Возрастающие факторы − интенсивность движения, процент больших грузовиков в общем транспортном потоке и осевая нагрузка – ускоряют этот процесс.

Несмотря на большие объемы ремонтных работ, выполняемых дорожно-эксплуатационными службами, они все же не успевают за быстро растущим износом дорожных конструкций и физическим устареванием автомагистралей.

С другой стороны, присутствует и моральное устаревание, ведь в наше время гораздо быстрее меняются критерии оценки качества, относящиеся к автомобилям в целом и, в частности, к их динамическим свойствам, комфорту водителей и пассажиров в поездке, и поэтому необходимо постоянно совершенствовать геометрические параметры, транспортно-эксплуатационные характеристики автодорог, их обустройство.

К сожалению, сегодня мы наблюдаем, что требования к магистралям и их фактическое состояние абсолютно не соответствуют друг другу. К тому же на обслуживание и ремонтные работы выделяется меньше средств, чем необходимо. Результатом этого является откладывание работ на более поздние сроки, частичный и не очень качественный ремонт дорожного покрытия.

  • Как следствие всех указанных причин, однажды приходит время, когда возросшие требования к транспортным и эксплуатационным характеристикам дорог не могут быть реализованы с помощью обычных мероприятий по обслуживанию автотрасс, выполняемых дорожно-эксплуатационной службой.
  • И здесь уже необходимо значительно улучшать геометрические параметры магистрали, увеличивать прочность и износостойкость многослойного дорожного покрытия, модернизировать искусственные сооружения, инженерные конструкции, оборудование, то есть фактически полностью реконструировать дорогу.
  • Реконструкция дорожного полотна на автотрассах и магистралях – на сегодняшний день это самая актуальная и насущная задача.

Основные методы оценки состояния дорожного полотна

Специалистами разработаны и применяются разные методики, позволяющие оценить состояние дорожного полотна: первый, когда сравнивают технические параметры и характеристики, второй подразумевает сравнение технических параметров и транспортно-эксплуатационных показателей.

  1. Метод сравнения технических параметров и характеристик Возможность ремонта автомобильной дороги

    Согласно этой методике сравнивают технические параметры и физические характеристики, имеющиеся по факту, с теми, что требуются, обозначены в нормативных документах, или в проекте. Если разница между фактическими значениями и нормативными (требуемыми) превышает допустимые пределы, необходимо проводить ремонт или реконструкцию дорожного полотна.

    Этот метод позволяет очень просто оценить состояние дороги и принять решение о проведении мероприятий по реконструкции.

    Впрочем, здесь имеются существенные недостатки. Имеющиеся методические пособия предлагают сравнивать от 10-15 до 40 разных критериев дорожного покрытия, и нет единого подхода к оцениванию полученных данных.

    Также надо сказать о другом, еще более важном недостатке. Если оценивать состояние дорожного полотна только по соответствию различных критериев значениям, указанным в нормативных документах, то по полученным данным трудно судить о реальных потребительских свойствах дороги. Оценка получается косвенной, предположительной.

  2. Комбинированные методы оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог

    Данные технологии позволяют оценить состояние автодороги, опираясь на основные транспортно-эксплуатационные показатели, технические критерии и характеристики.

    В этом случае дорожное полотно обследуют не как обычное инженерное, а как инженерно-транспортное сооружение, предназначенное для того, чтобы обеспечивать безопасное и комфортное передвижение транспорта на высоких скоростях и с установленной нагрузкой.

    Эти методы используют два термина: ТЭС АД – транспортно-эксплуатационное состояние автодороги – это система, объединяющая технические и эксплуатационные параметры и характеристики общего направления, а также, относящиеся к инженерному оборудованию и обустройству; ТЭП АД – транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги, определяющие состояние объекта, как транспортной магистрали, и характеризующие ее в соответствии с назначением.

    Показатели непрерывности, скорости, комфорта, безопасности участников движения, пропускной способности, уровня нагрузки, допустимых габаритов, осевой нагрузки и общей массы транспорта считаются транспортно-эксплуатационными (ТЭП АД). К этой же группе относят критерии, характеризующие экологический и эстетический уровень дороги.

Читайте также:  Ремонт и обслуживание газобаллонного оборудования автомобилей

Возможность ремонта автомобильной дороги

Суть этой простой методики состоит в определении фактических значений (в абсолютном или относительном выражении) транспортно-эксплуатационных параметров и технических показателей и сравнении их с цифрами, указанными в нормативной документации. Полученные данные позволяют оценить состояние дорожного полотна и составить план ремонтных работ. Комбинированный метод работает со следующими показателями:

  • скоростной режим дороги − оценка дается в соответствии с полученным значением коэффициента обеспеченности расчетной скорости в осенние и весенние месяцы;
  • пропускная способность и степень загрузки автодороги транспортным потоком;
  • безопасность движения − для этого рассчитывают значения коэффициента ДТП, коэффициента аварийности и коэффициента безопасности;
  • соответствие фактической геометрии дороги с нормативными параметрами, принятыми для данных категорий автотрасс − оценивается с помощью прямого сравнения;
  • прочность дорожного покрытия − для этого рассчитывают коэффициент прочности;
  • ровность дороги − для ее оценки есть свой коэффициент;
  • сцепные качества полотна и шероховатость − здесь определяют показатель скользкости и коэффициент сцепления по ширине покрытия.

Кроме этих основных критериев предусмотрена оценка технических параметров и физических характеристик состояния дополнительных сооружений и элементов дороги (откосы, обочины, водоотводы).

Мосты проверяют на соответствие грузоподъёмности.

Преимуществом данного способа является то, что для оценки применяют технические параметры и характеристики, а также транспортно-эксплуатационные показатели или потребительские свойства.

Основной проблемой метода можно считать то, что все показатели и параметры нужно проверять отдельно в соответствии с нормативными требованиями.

Поэтому итоговый документ может содержать от 20-ти до 80-ти значений в абсолютном или относительном выражении, демонстрирующих совпадение или отклонение от нормы.

Все это приводит к затруднениям при анализе и формулировке выводов о соответствии автомагистрали принятым нормам и, как следствие, при выборе и назначении мер по реконструкции дорожного полотна.

Проектирование реконструкции дороги

Возможность ремонта автомобильной дороги

Любое строительство начинается с создания проекта. Привлеченная проектная организация получает техническое задание от Министерства, ведомства или подведомственной организации, действующей по согласованию с ними. Разработке проекта предшествует изучение данных экономического исследования, технической документации, материалов дорожно-эксплуатационной службы с характеристиками существующей дороги. Проект соотносят с имеющимися планами развития дорог в данном регионе.

  1. Изучив и проанализировав собранные документы, специалисты проектного бюро могут сделать выводы о том, целесообразно ли провести реконструкцию старой автотрассы или выгоднее строить новую.
  2. В задании должны быть пункты с указанием направления дороги, начальной, конечной и промежуточных точек, условий пересечения или обхода городов/населенных пунктов, необходимых подъездов, съездов, категории проектируемой автодороги, очередности выполнения работ на разных участках.
  3. ТЗ выдает и утверждает та же инстанция, которая будет принимать проект.
  4. Проектировщики, в свою очередь, выполнив экономические изыскания, могут провести корректировку задания и изменить рекомендуемое направление дороги по всей длине и/или на отдельных участках, категорию реконструируемой трассы, тип дорожного покрытия.
  5. Применение норм и технических условий при создании проекта согласуется с категорией, определенной в задании для реконструируемого объекта, учитывая так же допуски.

Проект реконструкции дорожного полотна обычно выполняется в 2 этапа. Если в задании определены два варианта изысканий – на участке, где проходит дорога, и на целинной земле (бывают также другие, очень сложные ситуации), разработка проектной документации выполняется в 3 этапа.

  • Число стадий указывается в техническом задании, если реконструируемая дорога имеет большую протяженность, оно может отличаться для разных участков.
  • В случае использования при проектировании данных, собранных для прошлых инженерных исследований, их необходимо внимательно проверить и привести в соответствие с изменившимся состоянием трассы, применяемыми строительными материалами и другими обстоятельствами, например, изменением ранее принятой категории.
  • Если условия существенно изменились плюс срок давности документации превышает пять лет, проводят новую серию изысканий.

При проектировании реконструкции автодороги необходимо предусмотреть возможности для сохранения передвижения по ней в период строительных работ местных, транзитных автомобилей и спецтехники любого типа. От решения этой проблемы зависит, какой вариант выберут проектировщики, реконструировать существующую дорогу или, если движение слишком интенсивное, закладывать строительство новой магистрали.

Виды реконструкции дорожного полотна

Возможность ремонта автомобильной дороги

Частичная реконструкция – это модернизация сооружения и увеличение показателей автодороги с тем, чтобы улучшить ее транспортно-эксплуатационные характеристики в рамках определенных нормативов для этой категории дорог, не увеличивая при этом ширину насыпи и дорожного полотна в целом.

Применение частичной реконструкции оправдано, если:

  • уровень интенсивности движения равен или немного больше расчетного для дорог этой категории, однако отдельные участки уже не соответствуют новым требованиям в отношении скорости, безопасности и допустимой осевой нагрузки;
  • нет возможности обеспечить финансирование масштабной перестройки автотрассы или реконструкция невыгодна с экономической точки зрения.

Полная реконструкция – это коренная перестройка магистрали с целью перевода ее на более высокий уровень и обеспечение соответствия современным и будущим требованиям, предъявляемым к дорожному полотну.

Реконструкцию такого типа, предусматривающую расширение земляного полотна или устройство дополнительного, проводят, когда существующая дорога не справляется с интенсивностью движения, выросшей на 50 и более процентов относительно заданных показателей. Причем эти цифры постоянно растут.

Итак, реконструкцией называют частичную или полную перестройку автотрассы с целью улучшить ее транспортно-эксплуатационные показатели.

Важно понимать, что проведение реконструкции не увеличивает, а даже немного сокращает протяженность дороги.

Однако качество полотна, инженерных сооружений и техническое оснащение дороги заметно улучшается, следовательно, можно говорить о повышении транспортно-эксплуатационных показателей.

Способы реконструкции дорожного полотна

Возможность ремонта автомобильной дороги

В том случае, когда оси реконструируемой автодороги и той, что будет реализована после реконструкции совпадают, а также изменения не коснутся красных отметок, выбор оптимального варианта перестройки из предлагаемых осуществляется после технико-экономического анализа ситуации.

Читайте также:  Ремонт восстановление амортизаторов автомобиля

Обычно реконструкция подразумевает выполнение:

  1. Полного демонтажа существующего покрытия и повторного использования этих материалов для того, чтобы уложить новые слои дорожной одежды, укрепить обочины, обустроить подъезды, объездные дороги и т.п. (решение о реконструкции принято на основании неспособности дренирующего слоя отводить воду из-за разрушений и заиливания, частых проломов дорожной одежды, занимающих до 3-х процентов площади, резкого снижения коэффициента прочности Кпр существующего дорожного полотна). Полную разборку существующего полотна также проводят, если запланировано увеличение высоты насыпи или углубление выемки;
  2. Разрушения дорожной одежды с последующим использованием материалов для формирования новой «подушки» (это препятствует образованию отражённых трещин, появляющихся на том же месте старого полотна), которое применимо для цементобетонных слоев разного типа или покрытий, достаточно прочных и монолитных за счет значительных добавок цемента. В этом случае для снятия асфальтобетона используют холодное фрезерование, полученный материал отправляют на асфальтобетонный завод и добавляют в новую асфальтобетонную смесь. Кроме того, он идет на укрепление обочин.
  3. Разрушения существующего дорожного полотна с дальнейшим уширением, укреплением основания новыми материалами и созданием свежего верхнего слоя;
  4. Ямочного ремонта, а также горячей, холодной и комбинированной регенерации асфальтобетона при сохранении старого покрытия, поверх которого укладывают слой усиления. Чтобы предотвратить появление отражённых трещин, применяют синтетическую сетку. Использование этой технологии целесообразно, если коэффициент прочности существующей дорожной одежды больше 0,8 и состояние полотна допускает возможность проведения таких работ;
  5. Мероприятий по сохранению существующего покрытия, его уширения, ямочного ремонта, горячей, холодной или комбинированной регенерации и других мер, указанных в 4-м пункте, только здесь проезжая часть имеет недостаточную ширину.

Реконструкция существующего переходного покрытия из гравия и щебня состоит из следующих этапов: рыхление до уровня дна имеющихся ям и выбоин, выравнивание, уплотнение. Использование более современных материалов для укладки верхнего слоя позволяет добиться отличных результатов.

Рыхление и профилирование выполняют с помощью грейдерной техники, оснащенной кирковщиком, уплотнение – с помощью катков.

Если планируется уширение дороги, то необходимо предусмотреть обустройство с обеих сторон дорожного полотна таких элементов, как краевые полосы (по 0,75 м на дорожных полотнах I и II категории, 0,5 м, если III категория).

Зачастую реконструкция дорожного полотна выполняется по упрощенной схеме, когда новое покрытие укладывают поверх старого. При неблагоприятных климатических и геологических условиях (резкие перепады температур, болотистая местность и т.д.) слой старой дорожной одежды будет выполнять защитную функцию.

3.3. Особенности получения разрешительной документации и проведения работ по созданию внутриквартальных и межквартальных дорог

Возможность ремонта автомобильной дороги

Автомобильные дороги как объект капитального строительства

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с ГрК РФ, законом от 29.12.

2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 443-ФЗ), законом от 10.12.

1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – закон № 196-ФЗ) и требованиями закона № 257-ФЗ.

Признание автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) объектом капитального строительства влечёт ряд важных последствий:

  1. Для выполнения работ по строительству или реконструкции объектов капитального строительства по общему правилу необходимо получать разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ).

Отметим, что понятие реконструкции линейного объекта по ГрК РФ шире, чем данный вид работ в отношении автомобильных дорог согласно закону № 257-ФЗ. Так, в соответствии со ст.

 1 ГрК РФ реконструкция линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечёт за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъёмности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Согласно ст. 3 закона № 257-ФЗ реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, её участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги. Об изменении показателей функционирования в данном случае речи не идёт.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» установлено, что параметрами отнесения дороги к определённому классу или категории являются:

  • общее число полос движения;
  • ширина полос, обочины и разделительной полосы (при наличии);
  • пересечение с другими автомобильными и железными дорогами;
  • доступ с примыкающей дороги в одном уровне (допускается или нет);
  • максимальный уровень загрузки движением.

Таким образом, например, замена асфальтового покрытия на бетонное будет отнесена к реконструкции по нормам ГрК РФ (т. к. это влияет на грузоподъёмность), но не будет считаться аналогичными работами по законодательству о дорогах. Подтверждением тому является, в частности, отнесение Приказом Минтранса России от 16.11.

2012 № 402[1] замены дорожной одежды (в т. ч. при несоответствии её прочности транспортным нагрузкам) к капитальному ремонту, для выполнения которого разрешение на строительство не требуется.

Представляется, что, поскольку речь идёт о специальном отраслевом правовом регулировании, нормы законодательства о дорогах должны иметь приоритет.

Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 не требуется получение разрешения на строительство в отношении следующих дорожных объектов:

  • 1)  объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;
  • 2)  местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;
  • 3)  пешеходных улиц и площадей городов.
  1. Для получения разрешения на строительство необходимо оформить права на земельный участок, на котором будут проводиться строительные работы (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).

Соответственно, при осуществлении реконструкции участка автомобильной дороги необходимо индивидуализировать и оформить права не только на сам участок дороги, но и на землю под ним (межевание, кадастровый учёт, регистрация права собственности, соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута).

В соответствии со ст.

 3 закона № 257-ФЗ автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).

Таким образом, в соответствии с законом дорога представляет собой комплексный объект, включающий в том числе земельные участки и подземные конструкции.

Как было указано выше, признаком сооружения[2] – объекта капитального строительства – является наличие подземной части, несущих, а в отдельных случаях – ограждающих конструкций.

На основании данной нормы автомобильную дорогу как комплексный объект всегда можно отнести к объектам капитального строительства.

Вместе с тем земельное и гражданское законодательство рассматривает земельные участки как отдельные объекты недвижимости.

ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[3] признают дорожные сооружения и элементы обустройства дорог самостоятельными объектами соглашений.

Судебная практика отмечает, что дороги (как и ряд иных объектов), по своему функциональному назначению представляющие благоустройство территории и созданные для проезда к зданиям (сооружениям), не создают нового объекта недвижимости, а представляют собой улучшение полезных свойств земельного участка[4].

Отметим, что понятие недвижимого имущества, установленное в ГК РФ (ст. 130), и понятие объекта капитального строительства неравнозначны. Однако сооружения (а вслед за ними и линейные объекты – дороги, отвечающие признакам сооружений) соответствуют признакам обоих терминов. В соответствии с СП 82.13330.2016 «Свод правил. Благоустройство территорий.

Читайте также:  Все для ремонта авто таврия

Актуализированная редакция СНиП III-10-75»[5] к объектам благоустройства территории относятся внутриквартальные проезды. В Москве под внутриквартальным проездом понимается дорога общего пользования в границах квартала[6].

В Санкт-Петербурге – это не являющиеся автомобильными дорогами или их частями проезды, включая тротуары, въезды и выезды, расположенные на внутриквартальной территории (территория, расположенная за границами красных линий внутри квартала, а в случае отсутствия красных линий – ограниченная по периметру многоквартирными домами, включая газон)[7].

Соответственно, внутриквартальные проезды предназначены для обеспечения связи между многоквартирными домами и иными объектами на территории объекта планировки – квартала.

Таким образом, автомобильная дорога относится к объектам капитального строительства и одновременно к объектам недвижимости в случае, если она:

  • отвечает признакам сооружения согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • не относится к элементам благоустройства.

Дорога может быть создана как сооружение вспомогательного назначения, для строительства (реконструкции) которого не требуется разрешение на строительство.

В соответствии с пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ строительство (реконструкция) объектов вспомогательного использования не требует получения разрешения на строительство. Таким образом, разрешение на строительство (реконструкцию) дороги не потребуется, если:

  • дорога не является объектом капитального строительства;
  • дорога является объектом капитального строительства – сооружением вспомогательного использования;
  • существует специальное региональное регулирование.

Для удобства приведём перечень всех условий, при которых получение разрешительной документации не требуется:

1)  дорога не является сооружением согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
2)  дорога относится к элементам благоустройства;
3)  дорога предназначена для обеспечения одного или нескольких объектов капитального строительства и не выходит за границы элемента планировочной структуры, на территории которого расположен участок с объектами;

4)  если специальные правила об отсутствии необходимости в получении разрешения установлены законодательством региона (пп. 5 п. 17 ст. 51 ГрК РФ).

Вместе с тем следует отметить, что указанные выше признаки во многом носят оценочный характер, поэтому во избежание риска признания объекта самовольной постройкой (ст. 222 ГК РФ) и привлечения к административной ответственности (ст. 9.

5 КоАП РФ) для выполнения работ по строительству (реконструкции) дороги рекомендуется получать разрешение на строительство либо хотя бы обратиться за его получением и получить отказ, который можно будет предъявлять в случае возникновения спора.

Государственная регистрация прав на дороги (участок дороги) также является спорным вопросом. Квалифицирующим признаком недвижимости традиционно является прочная связь с землёй (ст. 130 ГК РФ), применительно к дорогам – линейным объектам – это наличие признаков сооружения согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Вместе с тем, как было указано выше, для судебной практики основное значение имеет то, что объект выполняет обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нём зданиям.

Право собственности на такое имущество не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим участком[8].

Если дорога не носит явно подчинённого, обслуживающего характера и отвечает признакам сооружения (наличие подземной части и несущих конструкций[9]), право собственности на неё рекомендуется зарегистрировать.

Термины «внутриквартальные и межквартальные дороги (проезды)» используются в законодательстве[10]. Признаком внутриквартального проезда (дороги) является его расположение в границах одной единицы планировочной структуры, термин межквартальной дороги, как правило, не раскрывается. СП 42.13330.

2016[11] указывает, что проезды предназначены для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

Также отдельно выделены улицы в жилой застройке – транспортная и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения, улицы и дороги регулируемого движения.

Под кварталом (микрорайоном) понимается основной планировочный элемент[12] застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га.

В квартале могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.

Таким образом, дорога, расположенная на территории микрорайона (квартала), может рассматриваться как вспомогательный объект капитального строительства (создание которого не требует получения разрешения на строительство), поскольку она:

  • не выходит за границы элемента планировочной структуры – микрорайона;
  • предназначена для обеспечения нескольких домов (групп домов) на территории одного элемента планировочной структуры (и, как правило, находится на одном земельном участке с обеспечиваемыми зданиями).

При определении вспомогательного характера объекта, в первую очередь, необходимо учитывать именно признаки дороги, характеризующие её подчинённый характер, а не название.

Внутриквартальный подъезд в зависимости от его характеристик может быть также отнесён к объектам, не являющимся капитальным строительством и недвижимостью (т. е.

элемент благоустройства участка при отсутствии признаков сооружения).

Несколько микрорайонов объединяются в район, образуемый, как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.).

Площадь территории района не должна превышать 250 га[13]. Дорога, связывающая несколько микрорайонов (кварталов) на территории района (межквартальная дорога), не будет относиться к вспомогательным объектам капитального строительства, поскольку:

  • несмотря на то, что район является элементом планировочной структуры, он разделён на микрорайоны применительно к зданиям, на территории которых дорога и должна выполнять подчинённую функцию;
  • она предназначена для обеспечения доступа не к одному зданию или нескольким взаимосвязанным объектам, а для обеспечения связи между большим количеством домов.

Квалификация межквартального проезда как объекта, для создания которого не требуется разрешение на строительство, возможна в том случае, если он будет состоять из нескольких внутриквартальных дорог, отвечающих признакам вспомогательных сооружений.

Кварталы и микрорайоны являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории. Как было указано ранее, применительно к системе градостроительных документов ППТиПМ разрабатываются в отношении отдельных элементов планировочной структуры[14].

При этом основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, объекты транспортной инфраструктуры. Соответственно, при разработке ППТиПМ в отношении микрорайона в данную документацию включаются сведения о дорогах.

Как и в отношении иных линейных объектов, ППТиПМ будут являться основанием для разработки проектной документации для строительства (реконструкции) дорог.

При создании (реконструкции) дороги в качестве самостоятельного объекта необходимо разработать ППТиПМ на данную территорию (аналогично иным линейным объектам)[15]. Также, как было указано выше, с 28.12.

2019, если в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального, регионального, местного значения в соответствии с утверждённым ППТиПМ необходима реконструкция существующих линейных объектов, такая реконструкция может осуществляться на основании указанного ППТиПМ[16].

Проектная документация разрабатывается в соответствии с общими правилами. Законом № 257-ФЗ установлено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков устанавливаются Правительством РФ, однако в настоящее время такие специальные нормы отсутствуют и применяются общие правила Постановления Правительства РФ № 87.

Ссылка на основную публикацию